Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50776

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

I. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.
Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.
Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.
Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные.
Психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
II. Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.
Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.
Все психические состояния подразделяются на:
1) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;
2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);
4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.
III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности (рис. 3).
Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.


Рис. 3. Система (классификация) психических явлений (схема автора).

Все психические явления системно организованны – они образуют единую структуру психики человека (рис. 4).


Рис. 4. Структура психики человека (схема автора).

Глава 3. Развитие психики в процессе эволюции. Сознание как высшая форма развития психики

§ 1. Развитие психики в процессе эволюции

Все живые организмы должны для своего выживания взаимодействовать со средой: добывать питательные вещества, избегать вредных воздействий. Для этого необходимо отражать, ощущать внешнюю среду, ее жизненно значимые компоненты.
Для понимания психики как отражательно-регуляционного феномена следует иметь в виду, что отражение – всеобщее свойство материи. Даже объекты неживой природы отражают результаты воздействия друг на друга, сохраняя следы этого воздействия. Так, форма скалы, омываемой морем или дождем, овеваемой ветром, постепенно изменяется. Это физическая форма отражения, присущая всей материи. Отражение в широком смысле слова – это взаимодействие между объектами, в результате которого особенности одного объекта воспроизводятся в особенностях другого. Но чем сложнее организована материя, тем более совершенны формы отражения. В неживой природе существует лишь физическая форма отражения. При этом отражение воздействия одних предметов на другие не является условием их существования. (Скала может существовать и без воздействия на нее ветра или воды.)
Возникновение живой материи представляет собой новый способ существования материи. Для существования живых организмов необходим постоянный обмен веществ – взаимодействие со средой. Любая форма существования жизни связана с ассимиляцией (усвоением веществ из внешней среды) и диссимиляцией (выделением продуктов распада во внешнюю среду).
Возникновение живого связано с появлением особого типа отражения – раздражимости. Раздражимость – свойство живых организмов (растений и животных) реагировать изменениями своего состояния на биологически полезные или вредные воздействия; это биологическая (физиологическая) форма отражения живыми организмами окружающей среды. Избирательно выделяя из окружающей среды биологически значимые воздействия, "узнавая" полезное и вредное, организм реагирует на них своим поведением. Адекватный ответ организма на значимый раздражитель необходим для его самосохранения. Ко всем иным воздействиям, не имеющим жизненного значения, он остается безразличным (индифферентным).
Раздражимостью обладают и животные, и растительные организмы. Но растения реагируют лишь на те вещества, которые на них непосредственно воздействуют, они не осуществляют активного поиска этих веществ. Однако уже для растений характерны элементарные движения в сторону жизненно важных для них воздействий. Эти движения называются тропизмами. Растения обладают фототропизмом (движение к свету), термотропизмом (движение к теплу), хемотропизмом (движение к определенным химическим раздражителям), геотропизмом (движение корня растения в сторону центра земли), отрицательными тропизмами (движение от вредного воздействия).
Приспособительные движения простейших одноклеточных организмов называются таксисами.
По мере эволюционного развития животные организмы стали реагировать не только на биологически значимые раздражители, но и на те раздражители, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы (внешние признаки объектов), но приобрели сигнальное значение. В отличие от растений животный организм активно ищет пищу или уходит от вредных явлений, ориентируясь по их косвенным, сопутствующим сигнальным признакам. Ранее индифферентные раздражители, постоянно сочетаясь с жизненно важными, приобретают для животного сигнальное значение. Так, если даже простейшие организмы (одноклеточные) поместить в изогнутую пробирку и в месте изгиба давать раздражение электрическим током, то впоследствии, когда раздражение током прекращается, одноклеточные, дойдя до места изгиба пробирки, останавливаются. Таким образом, сам по себе индифферентный, биологически безразличный признак (изгиб) приобрел отрицательное сигнальное значение. (Тот же изгиб может в других условиях, при наличии в этом месте питательных веществ, приобрести положительное сигнальное значение.)



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Тип; Туре
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Если основа сценария, жизненные установки остаются не осознаваемые, а человек начинает сопротивляться сценарию...
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Мораль; Morality; Moral
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влечение к разрушению
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Влечение сексуальное
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Миникаева Наталья Александровна. Презентация «Мотивация детей»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Притча «Поведение»
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Развитие судеб влечений
  • Рамиль Гарифуллин. Аддикция и постмодернистская теория личности
  • Инстинкт; instinct
  • Мотив; motive
  • Атаева Екатерина Николаевна. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Маша и медведь знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах»
  • Мария Коновалова. Современная денежная лихорадка: причины и последствия
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Мамышева Г.Ф., Нуреева С.Р., Савельева А. И.. Философствование с шестилетками
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Развитие мотивационной сферы, действий, самоконтроля. ЗАНЯТИЕ 17
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь