|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54500
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Формулирование задачи исследования и подбор методики.
Общая задача исследования должна быть четко сформулирована и ясна студенту. Она может быть детализирована путем выделе- ния частных задач. Если это сделано, то студенту должна быть очевидной связь между ними, т. е. между частным и общим. На- пример, тема курсовой работы—«Психологическая характеристи- ка конфликтов между учащимися». Общая задача: выяснить пси- хологические корни и дать психологическую характеристику конф- ликтных ситуаций в среде учащихся. Частные задачи: а) выделить источники и виды конфликтов; б) определить роль личностных свойств учащихся в возникновении и протекании конфликтной си- туации; в) наметить способы разрешения конфликтов самими уча- щимися. Выбор методики изучения вопроса в школьных условиях, как правило, вызывает затруднение у студентов. Это связано с тем, что у них нет еще элементарного опыта ни в разработке конкрет- 2 Заказ 2268 I -J ных примеров такого рода, ни в применении их. Поэтому необхо- дима помощь руководителя. Вполне естественно — студенты не справятся со сложной методикой, да и времени на ее отработку и использование у них нет. Поэтому руководитель должен поре- комендовать несложный естественный эксперимент, анкетирова- ние, сочинение, социометрию, беседу, наблюдение. Как показывает практика, студенты успешнее используют ан- кету, сочинение учащихся, социометрию, нежели наблюдение, бе- седу. Беседа трудна в связи с необходимостью придерживаться заранее намеченного плана, не уклоняться в сторону от избран- ного содержания, что не всегда удается неопытному студенту. Кроме того, у студентов нет навыка живого общения с учащимися, умения располагать их к себе для откровенного разговора. Не всегда удается студентам наблюдение, целенаправленное и зара- нее спланированное. При разработке конкретной методики (анке- ты, темы сочинения, критериев для социометрии) студентам целе- сообразно предоставить инициативу, т. е. дать возможность пер- вый вариант сделать самим, а затем скорректировать его в со- вместной работе с ним. Проведение опытной работы с учащимися. Опытная работа осуществляется во время методической практики. Студент прежде всего использует возможности того класса, к которому он при- креплен в качестве учителя и воспитателя. Как правило, это младшие и средние классы. Опытную работу по теме следует на- чинать с пробы на двух-трех учащихся. Это позволяет, во-первых, выяснить, насколько удачно в содержательном отношении и по форме составлен опытный материал, во-вторых, «проиграть» ход опытной работы; в-третьих, увидеть на двух-трех примерах по- лучаемый результат. После пробы студент вносит коррективы либо в содержание, либо в порядок проведения работы и уже после того привлекает к выполнению задания большее коли- чество учащихся. Начинать опытную работу со школьниками целесообразно во второй половине практики, после того как уча- щиеся привыкнут к практиканту, а последний узнает своих подо- печных. Может случиться, что тема потребует изучения возрастного аспекта. В этом случае студентам целесообразно установить кон- такт с товарищем по практике, который работает в младшем (старшем) классе и попросить его провести данный эксперимент (опрос, анкету, сочинение и т. д.). Анализ полученного материала, его осмысление и изложение. По окончании методической практики в распоряжении студентов имеется теоретическая разработка темы и материал опытов с уча- щимися. Все это предстоит оформить в единое целое. Руководитель знакомится с материалами опытной работы и совместно со студентами намечает параметры анализа. На не- скольких примерах он иллюстрирует, как проводить анализ. При этом напоминает студентам о том, что нужно постоянно помнить общую и частные задачи, которые решались в ходе опытной ра- 18 боты. Студенты самостоятельно продолжают и заканчивают ана- лиз. После его завершения полезно, а вернее, необходимо соста- вить тезисы, в которых сконцентрировать теоретический и опыт- ный материал. Работа над тезисами не простая: она требует сво- бодного владения теоретическим материалом и четких сведений опытной работы. Все это необходимо выразить, сформулировать сжато, коротко. Тезисы помогают охватить единым взглядом всю работу, именно поэтому они полезны. После того как тезисы сформулированы, их следует раскрыть — подробно изложить содержание, используя различные формы и способы доказательства: логические рассуждения, факты, мате- риал научных публикаций. Формулирование выводов. Это заключительная часть курсовой работы. В ней автор перечисляет основные положения, которые излагались и доказывались в работе. Выводы должны быть крат- кими и содержательными. Теоретический вариант курсовой работы, как было отмечено, отличается от экспериментального. Выбирая тему теоретической работы, студент не связан необходимостью опытной работы, по- этому на первый план выступают такие мотивы, как интерес к содержанию, стремление узнать мнение разных авторов, расши- рить кругозор; или такая мотивация, как наличие (отсутствие) необходимой литературы, трудоемкость и др. По-иному в теоре- тическом варианте ставятся и задачи исследования. Они форму- лируются в общем плане до начала изучения литературы: изучить публикации, подвергнуть анализу, сопоставить точки зрения, сформулировать свою позицию, свое понимание данного вопроса и все это изложить письменно. Выводы в теоретическом варианте также имеют свои особен- ности. Они могут быть представлены в виде констатации (что выявлено в данных работах), как оценка анализируемых работ (положительная или отрицательная), как сопоставительная харак- теристика (в одной работе — верно, доказательно, хорошо, в дру- гой—неверно, бездоказательно, плохо). Учебно-исследовательские задания по психологии на педпрак- тике. Одной из важнейших форм самостоятельной работы студен- тов по психологии является выполнение учебно-исследовательских заданий в период прохождения педпрактики в школе. Задания, которые получают студенты очного и заочного отделений на ме- тодическую и стажерскую практику, могут быть двух видов: об- щие для всех и индивидуальные. В помощь студентам, выполняю- щим общие задания, в практикуме разработаны методические рекомендации по изучению классного коллектива, личности школь- ника и по подготовке доклада или лекции (для школьников, их родителей или учителей) на психологические темы. В качестве индивидуального задания может выступить прове- дение опытной или экспериментальной работы, варианты которых приведены выше в разделе «Учебно-исследовательская работа сту- дентов». 2' 19 Последнее время все большую роль в повышении эффектив- ности психолого-педагогической подготовки будущего учителя иг- рает педагогическая практика на младших курсах. Здесь студен- ты выполняют и посильные задания по психологии. В качестве одного из возможных вариантов может выступить задание «На- блюдение за оценочной деятельностью учителя». Цель его — по- мочь студентам ознакомиться с различными способами оценива- ния школьников, которые применяет учитель на уроке, проана- лизировать эти способы и сделать обобщения о положительном педагогическом опыте. Известно, что учитель-мастер использует разнообразные спо- собы оценивания поведения и учебной деятельности учеников. По- мимо традиционных—отметка в журнале или дневнике, запись в дневнике—он обращается к богатым возможностям устной речи. Варьируя содержание высказывания («Неплохо», «Сегодня ты лучше справился», «Если ты еще немного постараешься, то у тебя получится хорошая работа», «Я уверен, что на самом деле ты лучше, чем стараешься показаться нам» и т. д.),' интонацию, силу и тембр голоса (одни и те же слова могут иметь противо- положное значение, если они сказаны с разной интонацией), учи- тель добивается нужного ему психологического воздействия и пе- дагогического эффекта. Чтобы направить внимание студентов, выполняющих это зада- ние, им предлагается схема наблюдения, которая представляет собой форму протокола, где указаны разные аспекты оценочной деятельности учителя: речь (содержание и интонация), мимика, жестикуляция, физическое действие. Записывая, что делает учи- тель, и отмечая в соответствующих графах, какие из указанных выше аспектов представлены, студент фиксирует оценочную дея- тельность педагога. Впоследствии путем несложных подсчетов и сопоставлений студент анализирует, какие аспекты представлены больше, какие—меньше; какие оценки—положительные или от- рицательные—преобладают у данного учителя; наконец, какие способы оценивания были наиболее эффективны. Рассмотренные нами выше формы самостоятельной работы студентов требуют четкой организации умственного труда и вы- сокой интеллектуальной активности студентов. Студентам важно постоянно помнить, что приобретение навыков работы с книгой и умения работать над рефератом или докладом, проведение экспе- риментального исследования и выполнение курсовой работы по психологии играют чрезвычайно важную роль в развитии твор- ческой направленности студентов, в формировании 'у них навыков и умений научно-психологического наблюдения и исследования педагогических явлений, в совершенствовании педагогического' ма- стерства и в повышении готовности к непрерывному самообразо- ванию. Контроль и самоконтроль самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа по психологии может проходить в разной последовательности. Например,Г1сначала студент внимательно зна- 20 комится с одним литературным источником и пишет критическую рецензию. Здесь он учится читать научную литературу. После этого он проверяет факты, излагаемые в рецензируемой работе, экспериментально, при этом овладевая методикой и определяя границы ее применимости, а также побочные факторы, влияющие на результат. Проведение экспериментальной работы позволит студенту пра- вильно понять и оценить содержание рецензируемой работы. На- писание письменного отчета учит грамотно излагать результаты проведенных экспериментов. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|