Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. | Психодиагностика | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 5 страница



Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19735

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Использование данного решения психофизиологической проблемы оказывается пригодным для описания субъективного отражения в поведении и деятельности с использованием объективных методов исследования. Системный подход позволяет объединить психологические и естественно-научные стратегии исследования в рамках единой методологии, избавить психологию от эклектики при использовании материала нейронаук и описать структуру и динамику субъективного мира на основе объективных показателей (в том числе электро-, нейрофизиологических и т. п.).
Возникает вопрос о том, каким образом индивидуально-устойчивые психологические особенности «сопрягаются» с индивидуально-устойчивыми психофизиологическими характеристиками (свойствами нервной системы).
Решение этой фундаментальной проблемы рассматривается в более широком контексте, а именно в контексте понимания природы индивидуальности. Существуют различные подходы к решению этой проблемы.
Согласно С.Л. Рубинштейну, основателю субъектно-деятельностного подхода, индивидуальность — это совокупность психических свойств, через которые преломляются все внешние воздействия. Под совокупностью внутренних условий он понимал совокупность приспособительных свойств, к которым относил:
■ свойства высшей нервной деятельности;
■ установки личности;
■ системы мотивов и задач, которые ставит себе человек;
■ свойства характера, которые обусловлены поступками человека;
■ способности.
«Все психические процессы протекают в личности. Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия, памяти, внимания и т. д.» (С.Л. Рубинштейн, 2000, с. 511).
С. Л. Рубинштейн предложил рассматривать индивидуальность комплексно, во взаимодействии психических свойств и процессов.
Дальнейшее развитие взгляды С.Л. Рубинштейна получили в работах Б.Г. Ананьева, который предложил рассматривать индивидуальность как открытую и закрытую систему. «Если личность — "вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это "глубина" личности и субъекта деятельности» (Б.Г. Ананьев, 1968, с. 329).
Комплексный подход был разработан Б.Г. Ананьевым в 1968 году. По его мнению, индивидуальность имеет сложную структуру (она многоступенчатая, многоуровневая):
I уровень — уровень индивида, который включает:
■ пол, возраст, конституцию, нейродинамические свойства;
■ психофизиологические свойства и органические потребности;
■ задатки и темперамент.
II уровень — уровень субъекта деятельности, включающий:
■ когнитивные характеристики, коммуникативные свойства, трудоспособность как особенность деятельности;
■ способности.
III — личностный уровень, включающий:
■ статус, социальную роль, структуру ценностей;
■ мотивацию поведения;
■ характер и склонности.
Б.Г. Ананьев признавал между разноуровневыми характеристиками индивидуальности одно- и многозначный тип зависимости.
А.Н. Леонтьев считал, что индивид (организм) — это генотипическое образование, продукт филогенетического и онтогенетического развития, наличная биологическая организация человека. Личность же, а тем более индивидуальность, — это, по А.Н. Леонтьеву, специально человеческое образование, порожденное исключительно общественными отношениями. Так, он писал, что «особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют ее». И далее: «...они выступают лишь как предпосылки ее развития, которые тотчас перестают быть тем, чем они были виртуально " в себе", как только индивид начинает действовать» (В. М. Русалов, 1991, с. 6).
Согласно В.С. Мерлину, создателю теории интегральной индивидуальности, понятия «индивид» (организм) и «личность» включаются, встраиваются в более общее интегральное понятие «индивидуальность» в определенной последовательности. Индивидуальность, по Мерлину, — это иерархически упорядоченная система свойств всех ступеней развития материи — от физических, биохимических, физиологических, нейродинамических (свойств организма), психодинамических (свойств индивида), личностных свойств и т. д. вплоть до групповых и общественно-исторических.
В настоящее время существует несколько центров по изучению индивидуальности в России.
В центре научного поиска пятигорской психологической школы, под руководством В.В. Белоуса, ведется изучение полиморфной индивидуальности, представляющей собой сложнейшее объединение и взаимодействие проблемы теории интегральной индивидуальности, интегративной психологии развития и психологии индивидуальности. В настоящее время наиболее интенсивно развивается учение об интегральной индивидуальности, являющееся одним из важнейших механизмов интеграции наук о человеке и основой, костяком в постановке и решении сложных и оригинальных проблем современного человекознания (В.В. Белоус, 2000).
«В условиях Северокавказского региона интегральная индивидуальность изучается в аспекте внутренней и внешней детерминации; в зависимости от возрастных, половых, этнических, профессиональных и других факторов; предпринята попытка в определении ее места и роли в современной науке; сделан шаг к обоснованию универсальности и уникальности теории интегральной индивидуальности, к построению ее многомерной типологии и т. д.» (В.В. Белоус, 2000, с. 120).
Создание интегративной психологии развития основывается на достижениях теории интегральной индивидуальности и на принципах теории систем. Предметом изучения являются внутриуровневые и межуровневые связи свойств возрастных психологических характеристик. Внутриуровневые связи свойств характеризуют особенности данного возраста, межуровневые — условия существования возрастной структуры индивидуальности на той или иной ступени индивидуального развития (онтогенеза). Единство межуровневых и внутриуровневых связей представляет собой непрерывный жизненный цикл человека в целом.
Опираясь на принципы многомерности и многоуровневости, лежащие в основе любой целостной индивидуальности (комплексной, интегральной, факторной, субъектно-деятельностной, специально-целостной и т. п.), выдвинута гипотеза о реальном существовании иерархической модели всеобщей индивидуальности, обладающей индивидуальными или общевидовыми свойствами, в частности, такими важнейшими образованиями, как: открытость и независимость от точек зрения отдельных личностей; способность к разработке и осуществлению важных идей; общепризнанный авторитет и духовное лидерство; глобальность интеллекта; умение выражать интересы различных типов индивидуальностей; опыт и разумность использования интеллекта (В. В. Белоус, 2000).
Важнейшим научным центром, где проводятся исследования индивидуальности, является г. Пермь. Основатель центра — доктор психологических наук, профессор В.С. Мерлин. В настоящее время ведущими исследователями проблем индивидуальности являются Л.Я. Дорфман, Б.А. Вяткин, А.И. Щебетенко.
В центре внимания этого коллектива — изучение разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, особенности устройства интегральной индивидуальности. Так, Л.Я. Дорфман к особенностям интегральной индивидуальности относит следующие: иерархический способ организации, многоуровневость, единство процессов интеграции и дифференциации, гибкость многозначных и жесткость однозначных связей между индивидуальными системами. Им рассматриваются вопросы метаиндивидуальности и интраиндивидуальности, которые относятся к различным иерархическим уровням интегральной индивидуальности, связи между ними носят опосредованный характер. Условиями существования такого рода связей является индивидуальный стиль деятельности. Дорфман отмечает противоречие, которое существует в теории В.С. Мерлина. По его мнению, оно состоит в том, что интегральная индивидуальность показана в качестве самостоятельной системы, но логика «поведения» интегральной индивидуальности как самостоятельной системы прерывается в ее взаимоотношениях с внешним окружением.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Дроздова Татьяна Ивановна. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Каган М.С. СИСТЕМНОСТЬ И ЦЕЛОСТНОСТЬ
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.
  • Ольштынского Л.И. Курс отечественной истории IX-XX веков. Под редакцией
  • Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Лара Шрагина. Проблема психологической природы воображения
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Артем Ковтун. Методология системного анализа
  • Морозова Светлана Евгеньевна. Комплексная интегрированная программа студии раннего эстетического развития
  • Братченко С. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Тайсон Филлис и Тайсон Роберт. Психоаналитические теории развития.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Романов А.А. Интерсубъективный подход в психоанализе: историко-теоретический экскурс
  • Лапиной С.В. Культурология. Курс лекций. Хрестоматия. Практикум. Под редакцией
  • Редактор. Интегрированное занятие для дошкольников с использованием системного анализа - Татарский национальный костюм
  • Поликарпов В.С., Лысак И.В. История России в XX веке



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь