Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117461

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

6. Источник развития. Представляет собой внутреннее проти-
воречие; развитие понимается как самодвижение. В отечественной
психологии источником развития выступает противоречие между
социальной ситуацией развития ребенка и психологическими но
вообразованиями в личностной и умственной сферах (Л. С. Выготс-
кий).
7. Формы развития. Различают две формы:

■ эволюционную — медленные, количественные изменения;
■ скачкообразную (революционную), фундаментальные преобра-
зования в относительно короткие периоды времени, т. е. разви-
тие через кризисы.
Кризисы в психологии являются особой проблемой, суть которой — природа (причины возникновения) кризисов и их нормативность. До работ Л. С. Выготского считали, что кризис в онтогенетическом развитии — нарушение развития, «болезнь» развития. Согласно этой позиции, кризисы рассматривались как нечто инородное по отношению к процессу развития, определенные нарушения которых можно избежать при разумном воспитании. Сегодня признано, что кризисы — необходимое звено в развитии, трансформации и совершенствовании личности. Если раньше изучались преимущественно кризисы детства и отрочества, то сегодня нормативность кризисов признается и в отношении зрелых возрастов. Например, Д. Левинсон изучал кризис крушения «розовой мечты» (27-30 лет) и кризис 45 лет — самый сложный и яркий кризис зрелости.
8. Стадиальность развития. Означает, что каждая стадия раз
вития включает прошлое, т. е. сохраняет стабильность, и генериру-
ет новое, является основой для возникновения нового качества. Ста-
диальность понимается как единство прерывности и непрерывнос-
ти психического развития человека.

16 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
1.3. Основные теоретические модели развития
Можно выделить четыре модели, так или иначе представляющие процесс развития. Все признаки развития, выделенные выше, характеризуют самую прогрессивную диалектическую модель [2].
Эволюционная модель была предложена Г. Спенсером. Развитие понимается как чисто количественное изменение. «Природа не терпит скачков, для нее характерна постепенность». В рамках этой модели причина развития понимается как внешняя. Модель была разработана для биологической науки и применена в психологии.
Детерминистическая факторная модель представляет развитие не только как количественный, но и качественный процесс изменений. Причины развития: внешние — социальная или природная среда (механистическая модель); внутренние — наследственность, врожденный видовой опыт, программа развертывания преформированных, т. е. заданных генетически, способностей (модель спонтанности). Эту модель часто называют натуралистической, что связано с концепцией Ч. Дарвина, где законы развития универсальны, одинаковы для развития психики в онтогенезе как животных, так и человека. Большинство классических «факторных» теорий укладываются в рамки этой модели.
Адаптационная или интеграционно-равновесная модель реализована в теориях психического развития ребенка 3. Фрейда, как и всего психоанализа, и в теории Ж. Пиаже. Данная модель исходит из того, что полное равновесие между организмом и средой выступает и как исходный момент, и как конечная цель развития. Согласно этой модели, возвращение к равновесию — есть альфа и омега, исходная инстанция любой жизнедеятельности человека или животного. Жизнь человека такова, что это равновесие постоянно нарушается. В момент нарушения равновесия возникает активность, направленная на его восстановление, и такая активность приводит к развитию. Развитие — это движение в направлении восстановления утраченного равновесия, средство вернуться в исходное состояние полного равновесия организма и окружающего мира. Причина развития — нарушение равновесия в системе: организм (субъект) — среда. Недаром психоанализ называют психодинамическим подходом (динамика равновесия психических сил: сознательное, бессознательное, подсознательное; идеал — равновесие между этими структурами).
Диалектическая модель саморазвития причиной развития считает противоречие внутри самой системы.

Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии «17
Каждая из указанных моделей предполагает различные ответы на три вопроса:
1. Психическое развитие — это процесс количественных или
качественных изменений?
2. Каковы причины развития?
3. Существуют ли принципиальные различия в законах разви-
тия человека и животного в онтогенезе?
1.4. Теоретические и практические задачи психологии развития
Теоретическими задачами психологии развития являются:
1. Изучение общих закономерностей психического развития
человека в онтогенезе, определение детерминант (причин) развития,
определение роли наследственности, среды, общения и деятельнос-
ти в развитии.
2. Построение периодизации психического развития человека
в онтогенезе от рождения до завершения жизненного цикла. Пери
одизация проявляет и делает «прозрачными» представления той
или иной теории о механизмах развития.
3. Определение соотношения и взаимообусловленности процес-
сов обучения и развития. Начиная с работ Л. С. Выготского, в оте-
чественной психологии эта проблема получила принципиальное
значение, связанное с особым пониманием специфики развития
человека как процесса присвоения социокультурного историческо-
го опыта (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец). Иначе
говоря, развитие осуществляется в форме обучения в широком смыс-
ле слова, поэтому проблема соотношения процессов обучения и раз
вития — ключевая для понимания детерминации развития.
4. Определение качественного своеобразия и психологических
особенностей человека на каждой из возрастных стадий. Метафора
«психологический портрет возраста» делает очевидной эту задачу.
Современная возрастная психология стала практической наукой в полном смысле этого слова. Важнейшей задачей возрастной психологии является контроль за ходом и динамикой психического развития человека, предполагающий при необходимости коррекцию и профилактику негативных тенденций и нарушений. Соответственно, можно выделить ряд частных задач, специфических для каждой возрастной стадии. Например:



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Абзалова Наталья Леонидовна. Консультация для родителей на тему: 'Кризис трех лет'
  • Ольга Торощина. Консультация для воспитателей по теме «Кризис трех лет»
  • Фоменко Оксана Александровна. Консультация для родителей 'КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ'
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психологические особенности детей трехлетнего возраста.
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Кризис З-х лет называют «семизвездием симптомов»
  • Кюриева Евгения Александровна. Как научить ребенка самостоятельности?
  • Ренева Дарья Сергеевна. Консультации для родителей «Кризис трех лет»
  • Мравян Оксана Юрьевна. СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Ткаченко С.Н.. Развитие эмоционального мироощущения ребенка.
  • Масару Ибука. Раннее воспитание и развитие ребенка
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Широкова Раиса Александровна. «Дошкольник становиться школьником»
  • Наталья Ивановна Рзянина. Консультация для родителей детей раннего возраста Тема: 'Ранний возраст - это серьезно'
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?
  • Галина Мехоношина. Консультация для родителей «Научи ребенка трудиться»
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Ольга Мотовилова. Из чего складывается самостоятельность ребенка.
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Мравян Оксана Юрьевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Иванкова Татьяна Анатольевна. Особенности воспитания детей раннего возраста.
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Серова Л.И. Диагностика психологической готовности к школе
  • Серова Л.И. Диагностика психологической готовности к школе.
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Чуканова Анна Андреевна. Ребенок двухлетнего возраста: комплексный подход
  • Тимиреева Марина Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Кризис трех лет. Как быть?»
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Памятка для родителей 'Безопасность ребенка в быту'
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Жиренко Ирина Николаевна. «Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»
  • Каверзнева Елена Алексеевна. Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания.
  • Бирюкова Лина Геннадьевна. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
  • Михляева Дарина Владимировна. ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Трошина Светлана Николаевна. Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь