Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117046

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

6. Источник развития. Представляет собой внутреннее проти-
воречие; развитие понимается как самодвижение. В отечественной
психологии источником развития выступает противоречие между
социальной ситуацией развития ребенка и психологическими но
вообразованиями в личностной и умственной сферах (Л. С. Выготс-
кий).
7. Формы развития. Различают две формы:

■ эволюционную — медленные, количественные изменения;
■ скачкообразную (революционную), фундаментальные преобра-
зования в относительно короткие периоды времени, т. е. разви-
тие через кризисы.
Кризисы в психологии являются особой проблемой, суть которой — природа (причины возникновения) кризисов и их нормативность. До работ Л. С. Выготского считали, что кризис в онтогенетическом развитии — нарушение развития, «болезнь» развития. Согласно этой позиции, кризисы рассматривались как нечто инородное по отношению к процессу развития, определенные нарушения которых можно избежать при разумном воспитании. Сегодня признано, что кризисы — необходимое звено в развитии, трансформации и совершенствовании личности. Если раньше изучались преимущественно кризисы детства и отрочества, то сегодня нормативность кризисов признается и в отношении зрелых возрастов. Например, Д. Левинсон изучал кризис крушения «розовой мечты» (27-30 лет) и кризис 45 лет — самый сложный и яркий кризис зрелости.
8. Стадиальность развития. Означает, что каждая стадия раз
вития включает прошлое, т. е. сохраняет стабильность, и генериру-
ет новое, является основой для возникновения нового качества. Ста-
диальность понимается как единство прерывности и непрерывнос-
ти психического развития человека.

16 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
1.3. Основные теоретические модели развития
Можно выделить четыре модели, так или иначе представляющие процесс развития. Все признаки развития, выделенные выше, характеризуют самую прогрессивную диалектическую модель [2].
Эволюционная модель была предложена Г. Спенсером. Развитие понимается как чисто количественное изменение. «Природа не терпит скачков, для нее характерна постепенность». В рамках этой модели причина развития понимается как внешняя. Модель была разработана для биологической науки и применена в психологии.
Детерминистическая факторная модель представляет развитие не только как количественный, но и качественный процесс изменений. Причины развития: внешние — социальная или природная среда (механистическая модель); внутренние — наследственность, врожденный видовой опыт, программа развертывания преформированных, т. е. заданных генетически, способностей (модель спонтанности). Эту модель часто называют натуралистической, что связано с концепцией Ч. Дарвина, где законы развития универсальны, одинаковы для развития психики в онтогенезе как животных, так и человека. Большинство классических «факторных» теорий укладываются в рамки этой модели.
Адаптационная или интеграционно-равновесная модель реализована в теориях психического развития ребенка 3. Фрейда, как и всего психоанализа, и в теории Ж. Пиаже. Данная модель исходит из того, что полное равновесие между организмом и средой выступает и как исходный момент, и как конечная цель развития. Согласно этой модели, возвращение к равновесию — есть альфа и омега, исходная инстанция любой жизнедеятельности человека или животного. Жизнь человека такова, что это равновесие постоянно нарушается. В момент нарушения равновесия возникает активность, направленная на его восстановление, и такая активность приводит к развитию. Развитие — это движение в направлении восстановления утраченного равновесия, средство вернуться в исходное состояние полного равновесия организма и окружающего мира. Причина развития — нарушение равновесия в системе: организм (субъект) — среда. Недаром психоанализ называют психодинамическим подходом (динамика равновесия психических сил: сознательное, бессознательное, подсознательное; идеал — равновесие между этими структурами).
Диалектическая модель саморазвития причиной развития считает противоречие внутри самой системы.

Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии «17
Каждая из указанных моделей предполагает различные ответы на три вопроса:
1. Психическое развитие — это процесс количественных или
качественных изменений?
2. Каковы причины развития?
3. Существуют ли принципиальные различия в законах разви-
тия человека и животного в онтогенезе?
1.4. Теоретические и практические задачи психологии развития
Теоретическими задачами психологии развития являются:
1. Изучение общих закономерностей психического развития
человека в онтогенезе, определение детерминант (причин) развития,
определение роли наследственности, среды, общения и деятельнос-
ти в развитии.
2. Построение периодизации психического развития человека
в онтогенезе от рождения до завершения жизненного цикла. Пери
одизация проявляет и делает «прозрачными» представления той
или иной теории о механизмах развития.
3. Определение соотношения и взаимообусловленности процес-
сов обучения и развития. Начиная с работ Л. С. Выготского, в оте-
чественной психологии эта проблема получила принципиальное
значение, связанное с особым пониманием специфики развития
человека как процесса присвоения социокультурного историческо-
го опыта (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец). Иначе
говоря, развитие осуществляется в форме обучения в широком смыс-
ле слова, поэтому проблема соотношения процессов обучения и раз
вития — ключевая для понимания детерминации развития.
4. Определение качественного своеобразия и психологических
особенностей человека на каждой из возрастных стадий. Метафора
«психологический портрет возраста» делает очевидной эту задачу.
Современная возрастная психология стала практической наукой в полном смысле этого слова. Важнейшей задачей возрастной психологии является контроль за ходом и динамикой психического развития человека, предполагающий при необходимости коррекцию и профилактику негативных тенденций и нарушений. Соответственно, можно выделить ряд частных задач, специфических для каждой возрастной стадии. Например:



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Лекции по курсу психология аномального развития для клинических психологов - Автор неизвестен.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Сапогова Е.Е. Психология развития человека
  • Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Пученина Людмила Юрьевна Мухарева Кристина Константиновна. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Павлова М.Т.. Продуктивная деятельность как условие активизации речи детей раннего возраста
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Максютова Альмира Алямовна. Проект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Новикова Светлана Александровна. Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста
  • Тайсон Филлис и Тайсон Роберт. Психоаналитические теории развития.
  • Блинкова Екатерина Юрьевна. Конспект НОД На тему: «В гостях у капельки»
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Смирнова Валентина Ивановна. Статья «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Исмагилова Людмила Александровна. Конспект НОД Тема: «Домик для черепашки».
  • Интроекция; introjectton
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Четыре стадии развития компании.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология
  • Болотова Наталья Викторовна. Особенности индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития. Конспект занятия.
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Фиксация; fixation
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь