|
Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117046
Автор: Карабанова Ольга Александровна.
Название: Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 6. Источник развития. Представляет собой внутреннее проти-
воречие; развитие понимается как самодвижение. В отечественной психологии источником развития выступает противоречие между социальной ситуацией развития ребенка и психологическими но вообразованиями в личностной и умственной сферах (Л. С. Выготс- кий). 7. Формы развития. Различают две формы: ■ эволюционную — медленные, количественные изменения; ■ скачкообразную (революционную), фундаментальные преобра- зования в относительно короткие периоды времени, т. е. разви- тие через кризисы. Кризисы в психологии являются особой проблемой, суть которой — природа (причины возникновения) кризисов и их нормативность. До работ Л. С. Выготского считали, что кризис в онтогенетическом развитии — нарушение развития, «болезнь» развития. Согласно этой позиции, кризисы рассматривались как нечто инородное по отношению к процессу развития, определенные нарушения которых можно избежать при разумном воспитании. Сегодня признано, что кризисы — необходимое звено в развитии, трансформации и совершенствовании личности. Если раньше изучались преимущественно кризисы детства и отрочества, то сегодня нормативность кризисов признается и в отношении зрелых возрастов. Например, Д. Левинсон изучал кризис крушения «розовой мечты» (27-30 лет) и кризис 45 лет — самый сложный и яркий кризис зрелости. 8. Стадиальность развития. Означает, что каждая стадия раз вития включает прошлое, т. е. сохраняет стабильность, и генериру- ет новое, является основой для возникновения нового качества. Ста- диальность понимается как единство прерывности и непрерывнос- ти психического развития человека. 16 ■ Возрастная психология. Конспект лекций 1.3. Основные теоретические модели развития Можно выделить четыре модели, так или иначе представляющие процесс развития. Все признаки развития, выделенные выше, характеризуют самую прогрессивную диалектическую модель [2]. Эволюционная модель была предложена Г. Спенсером. Развитие понимается как чисто количественное изменение. «Природа не терпит скачков, для нее характерна постепенность». В рамках этой модели причина развития понимается как внешняя. Модель была разработана для биологической науки и применена в психологии. Детерминистическая факторная модель представляет развитие не только как количественный, но и качественный процесс изменений. Причины развития: внешние — социальная или природная среда (механистическая модель); внутренние — наследственность, врожденный видовой опыт, программа развертывания преформированных, т. е. заданных генетически, способностей (модель спонтанности). Эту модель часто называют натуралистической, что связано с концепцией Ч. Дарвина, где законы развития универсальны, одинаковы для развития психики в онтогенезе как животных, так и человека. Большинство классических «факторных» теорий укладываются в рамки этой модели. Адаптационная или интеграционно-равновесная модель реализована в теориях психического развития ребенка 3. Фрейда, как и всего психоанализа, и в теории Ж. Пиаже. Данная модель исходит из того, что полное равновесие между организмом и средой выступает и как исходный момент, и как конечная цель развития. Согласно этой модели, возвращение к равновесию — есть альфа и омега, исходная инстанция любой жизнедеятельности человека или животного. Жизнь человека такова, что это равновесие постоянно нарушается. В момент нарушения равновесия возникает активность, направленная на его восстановление, и такая активность приводит к развитию. Развитие — это движение в направлении восстановления утраченного равновесия, средство вернуться в исходное состояние полного равновесия организма и окружающего мира. Причина развития — нарушение равновесия в системе: организм (субъект) — среда. Недаром психоанализ называют психодинамическим подходом (динамика равновесия психических сил: сознательное, бессознательное, подсознательное; идеал — равновесие между этими структурами). Диалектическая модель саморазвития причиной развития считает противоречие внутри самой системы. Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии «17 Каждая из указанных моделей предполагает различные ответы на три вопроса: 1. Психическое развитие — это процесс количественных или качественных изменений? 2. Каковы причины развития? 3. Существуют ли принципиальные различия в законах разви- тия человека и животного в онтогенезе? 1.4. Теоретические и практические задачи психологии развития Теоретическими задачами психологии развития являются: 1. Изучение общих закономерностей психического развития человека в онтогенезе, определение детерминант (причин) развития, определение роли наследственности, среды, общения и деятельнос- ти в развитии. 2. Построение периодизации психического развития человека в онтогенезе от рождения до завершения жизненного цикла. Пери одизация проявляет и делает «прозрачными» представления той или иной теории о механизмах развития. 3. Определение соотношения и взаимообусловленности процес- сов обучения и развития. Начиная с работ Л. С. Выготского, в оте- чественной психологии эта проблема получила принципиальное значение, связанное с особым пониманием специфики развития человека как процесса присвоения социокультурного историческо- го опыта (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец). Иначе говоря, развитие осуществляется в форме обучения в широком смыс- ле слова, поэтому проблема соотношения процессов обучения и раз вития — ключевая для понимания детерминации развития. 4. Определение качественного своеобразия и психологических особенностей человека на каждой из возрастных стадий. Метафора «психологический портрет возраста» делает очевидной эту задачу. Современная возрастная психология стала практической наукой в полном смысле этого слова. Важнейшей задачей возрастной психологии является контроль за ходом и динамикой психического развития человека, предполагающий при необходимости коррекцию и профилактику негативных тенденций и нарушений. Соответственно, можно выделить ряд частных задач, специфических для каждой возрастной стадии. Например: Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|