|
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268273
Автор: Крутецкий В. А.
Название: Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Возникающие при воздействии окружающего мира на мозг психические процессы в коре головного мозга — ощущения, восприятия, запоминание и припоминание, мышление, воображение — все это разные формы отражения. Отражение человеком предметов и явлений объективной действительности и есть по знание этой действительности.
Формы отражения не только перечисленные познавательные психические процессы. Своеобразным отражением окружающей действительности будут и чувства, переживаемые человеком. Ведь нельзя радоваться неизвестно чему, огорчаться неизвестно чем, любить или ненавидеть неизвестно кого и неизвестно за что. Чувства наши имеют объективную основу и поэтому включают в себя и своеобразную характеристику (т. е. отражение) предметов и явлений. Равным образом и воля, проявляющаяся в различного рода действиях, также связана с отражением того, над чем мы производим действия, представлением (т. е. отражением) цели, результата действия. Словом, вся психика есть отражение или результат такого отражения. В результате процесса отражения действительности, отражения воспитательных воздействий возникают и формируются психические качества личности, потребности, интересы, способности и характер, складывается жизненный опыт человека. В итоге можно сделать вывод, что способность отражать окружающий мир — совершенно необходимое условие жизни человека. Эта способность дает ему возможность ориентироваться в мире, приспосабливать его к своим нуждам, преобразовывать в своих собственных интересах. Но верно ли и точно ли отражается мозгом окружающий мир? Ведь в отдельных случаях могут быть и ошибки восприятия (иллюзии). Мы не замечаем вращения Земли, но наблюдаем движение Солнца по небу. Точно так же мы ясно видим «переломленной» ложку, опущенную в стакан с водой. Одно и то же явление, один и тот же предмет по-разному отразят специалист профессионал и дилетант, школьник и взрослый. Не только восприятия, но и мысли наши могут быть ошибочными. Да, в отдельных случаях у человека могут возникать и искаженные образы действительности. Но в целом человек всегда совершенно точно отображает предметы и явления окружающего мира. И критерием (показателем) правильности нашего отражения служит Личный опыт, а также общественно-историческая практика людей. В своей деятельности, труде человек руководствуется имеющимися у него образами предметов, понятиями о них. И если действия человека приводят к желаемым результатам, не приходят в противоречие с этими образами и понятиями, значит, эти образы и понятия являются верным отражением действительности. Проверяя в своем опыте правильность отражения внешнего мира, человек таким образом достигает полного и достоверного дознания окружающего мира. Итак, отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного (не зависящего от человека) и субъективного (присущего человеку, зависящего от него). Отражение объективно по своему содержанию, поскольку оно возникает в результате воздействия объективного мира и дает человеку верные представления и знания об этом мире. Но одновременно отражение носит и субъективный характер, поскольку отражает конкретный человек, личность со всеми ее особенностями и своеобразием, с собственным отношением к тому, что он отражает. Отражение, таким образом, осуществляется словно через призму личного опыта человека, оно обусловливается целями и задачами, которые человек перед собой ставит. Поэтому отражение нашим мозгом внешнего мира всегда является субъективным образом объективного мира. Теперь мы можем ответить на вопрос, что такое психика. По своему происхождению психика есть продукт работы мозга. По своему содержанию психика есть отражение внешнего мира. Таким образом, психика является функцией высокоорганизованной материи — мозга, функцией, заключающейся в активном отражении объективного мира. § 3. Значение и задачи психологии В задачу психологии входит изучение законов психической жизни человека, с тем чтобы использовать их при организации различных видов учебной, трудовой, творческой деятельности человека, для правильного построения системы взаимоотношений людей, оптимальной организации процесса формирования личности. Законы психологии показывают, как происходит отражение объективного мира в мозгу человека, как человек познает окружающий его объективный мир, как с возрастом развивается психическая деятельность и как формируются психические свойства человека. Психология исследует зависимость психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека: например, объясняет, как складывается под влиянием этих условий личность человека. Все сказанное позволяет определить теоретическое значение науки психологии. В. И. Ленин включал ее в число тех областей знания, на основе которых складывается общая теория познания (гносеология). Психология изучает закономерности психической деятельности для того, чтобы правильнее понимать человека, и тем самым для того, чтобы умело воздействовать на него. Поэтому значение психологии велико во всех видах практической деятельности, где люди вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, воздействуют друг на друга. В настоящее время психология, как уже указывалось, проникает в целый ряд наук и сфер деятельности человека: в медицину, инженерное дело, искусство, спорт, военное дело и т. д. Особо важная роль принадлежит психологии в деле обучения и воспитания молодого поколения. Еще крупнейший русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал, что для правильного и успешного воспитания детей необходимо хорошо знать их во всех отношениях. Педагогическая психология, опираясь на знание детской психологии, изучает закономерности наиболее успешного и глубокого усвоения школьниками системы знаний и навыков в процессе обучения. Можно ли правильно преподносить учащимся новый учебный материал, если не принимать во внимание закономерностей его восприятия и усвоения? Можно ли добиться хорошей успеваемости, если учитель не знает закономерностей усвоения знаний, законов внимания, памяти, мышления? Знание психологии учащихся, психологии их обучения и воспитания составляет основу педагогики и методик обучения. Без хорошего знания психологических основ развития детей нельзя правильно построить ни одной методики обучения школьников, нельзя разработать правильные методы воспитательной работы с детьми. Можно ли воспитывать волю и характер, развивать склонности и способности детей, если мы не знаем, что такое воля, характер, способности и как именно они развиваются? В настоящее время особенно важно, чтобы каждый учитель хорошо знал психологию учащихся, с которыми он работает, и умел на основе хорошего знания психологических особенностей детей воспитывать их личность в нужном направлении, умел проектировать, как говорил А. С. Макаренко, личность своих воспитанников. Но это невозможно без знания общих законов развития психики детей и школьников и без учета конкретных психологических особенностей каждого возраста и индивидуальных психологических различий между детьми. Психология помогает учителю находить правильный подход к каждому ребенку, школьнику, применять соответствующие индивидуальным особенностям ребенка приемы обучения и воспитания. Значительная роль принадлежит советской психологии в реализации задач, поставленных XXV съездом Коммунистической партии Советского Союза по коммунистическому воспитанию трудящихся: формированию личности передового советского человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, развитию взаимоотношений людей на основе принципов морального кодекса строителя коммунизма, провозглашенного Программой КПСС. Знание закономерностей психической жизни необходимо для формирования у людей высоких человеческих качеств, отвечающих требованиям, идеалам и целям коммунистического общества. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|