Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122118

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

30 К Часть 1. Основные теории развития
ние. Целостность обеспечивается на структурном уровне, а цельность — на функциональном. Поэтому встает вопрос о цели психического развития человека как целостного и цельного образования.
Наиболее ярко идея о человеке как о «целевой системе» и о том, что «система целей создает систему средств», была представлена в книге В. Штерна (Stern W., 1923, с. 85-86).
Гораздо позднее В. Франкл заключает, что выход из экзистенциального вакуума, в котором оказался современный человек, состоит в поиске и нахождении смысла жизни. Само стремление к смыслу он определяет «как базовое стремление человека найти и осуществить смысл и цель» (Франкл В., 1990, с. 57). Таким образом, вопрос о цели психического развития человека остается актуален. Что может выступать в качестве общей цели психического развития человека как целостного и цельного образования?

ЦЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ИТОГИ

Краткий анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволяет сформулировать представление об общей цели психического развития человека.
Среди зарубежных исследователей идеи целесообразного развития человека высказывались давно.
Например, вся этика Аристотеля строилась как наука о человеке, цель жизни которого состоит в становлении свободного, разумного и активного субъекта.
Спиноза полагал, что цель человека в том, чтобы стать тем, чем ты являешься потенциально. Цель или, как выражался Спиноза, добродетель — это «развертывание специфических возможностей каждого организма; для человека это состояние, в котором он наиболее человечен» (Спиноза Б., 1932).
В последующем аналогичные идеи высказывал Дж. Дьюи. Согласно ему, цель человеческой жизни заключается «в росте и развитии человека в границах его природы и жизнеустройства» (Цит. по Фромму Э., 1992, с. 35).
Среди современных зарубежных психологов идею целевой обусловленности развития психики активно разрабатывал Э. Фромм. Нельзя понять человеческую личность, говорил Фромм, «если мы не рассматриваем человека во всей целостности, включая... вопрос о смысле его существования» (Фромм Э., 1992, с. 14).
В библейской истории Адама и Евы последние стали собственно людьми, вкусив от древа познания добра и зла. Но, вкусив плод, они освободились от жестких связей с матерью-природой. Выйдя из нее, люди оказались перед ее лицом и противопоставленными ей, осознав при этом и свою отдельность, и, кроме того, свое различие.
Единственно адекватным ответом на проблему человеческого существования, по Э. Фромму, является любовь как особая форма человеческих отношений, позволяющая человеку обрести подлинное «Я». Эту точку зрения он отразил в книге «Искусство любви» (1964), где также высказал идею о том, что путь к оздоровлению современного общества лежит через моральное обновление и духовное очище-
Индивидуальность — «глубина личности» — предстает как результат единства и согласованного взаимодействия индивидных, личностных и субъектных свойств человека.
ние человека.
«Социальная история человека началась с того, что он вырос из состояния единства с природой, осознав себя как существо, отдельное

32 Ш Часть 1. Обзор основных теорий развития
ФРОММ ЭРИХ П. (1900-1980)
Немецко-американский психолог и философ, один из представителей неофрейдизма. О новную проблему человечества усматривал в существующем противоречии человеческо! бытия, которое состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природе и на этой основе с другими людьми и самим собой. Разработал психотерапевтическую мет! дику гуманистического психоанализа, которая призвана гармонизировать взаимоотноше^ между человеком, природой и обществом.

от окружающего мира и от других людей. Процесс растущего обособлег индивида от первоначальных связей мы можем назвать... "индивидуали цией"...» (Фромм Э., 1995, с. 30). Уточняя содержание индивидуализаг человека, Э. Фромм пишет, что «это процесс усиления и развития его л ности, его собственного "Я"» (Фромм Э., 1995, с. 35).
Подытоживая обзор взглядов зарубежных исследователей на содержа] целей развития человека, можно сказать, что, во-первых, они признг наличие цели, определяющей процесс психического развития человека во-вторых, считают этой целью максимально полное осознание челове! своих потенциальных возможностей, осознание им своего «Я».
Отечественные психологи высказывали подобные идеи, но не столь яв «В ходе психического развития,— писал С. Л. Рубинштейн,— индивид более выделяет себя из действительности и все более связывается с не: Переходя ко все более высоким формам отражения от сенсорной диффер цировки энергии какого-нибудь внешнего раздражителя к восприя! предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайш окружения и все глубже связывается со все более широкой сферой дейст тельности» (Рубинштейн С. А., 1940, с. 77).
Сходные идеи высказывал и Б. Г. Ананьев: «Общим эффектом... инг рации всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятель сти является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойса

их саморегуляцией. Самосознани "Я" — ядро личности с определен; взаимосвязью определенных тенд ций, генетически связанных с лиг стью, и потенций, генетически с занных с субъектом деятельное] характер и талант человека с их повторимостью — все это самые здние продукты развития челове (Ананьев Б. Г., 1977, с. 274).
Факторы развития
Жизнь человека — от рождения к своему налу — это процесс последовательного с нания человеком своей отдельности и п живание этой отдельности. В этом и закл1 ется главная цель жизни человека.

ЦЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ИТОГИ ■ 33
Действительно, рождение ребенка, когда он физически отделяется от организма матери, но все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей есть не что иное, как выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей — это первый акт выделения себя. Следующий связан с началом ходьбы, делающей ребенка более независимым существом. Наконец, моменты первого открытия «Я», приходящиеся на период раннего детства и формирования внутренней позиции в старшем дошкольном возрасте, обеспечивающие ему фундамент для произвольного поведения, демонстрируют нам следующие акты выделения ребенка из окружающей среды и установления с ней связей, уже более или менее осознанных.
Детство и отрочество завершаются вторым открытием «Я» в подростковом возрасте, в рамках которого решается главная задача отрочества — формирование идентичности, создание целостного «Я». Таким образом, жизнь человека от рождения к своему финалу — процесс последовательного осознания человеком своей отдельности и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека. Только максимально осознав себя, свое собственное «Я», человек способен проявить свою неповторимость, индивидуальность; он при этом действительно свободен и счастлив оттого, что «нашел ответ на проблему человеческого существования» (Фромм Э., 1992, с. 182).
Этот процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее. Что же влияет на ход психического развития человека?
2 Психолошя человека



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тимофеева Мария Витальевна. Учите ребенка чувствовать
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Баданина Елена Леонидовна. Как и зачем развивать социально – эмоциональный интеллект у ребенка?
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Александр Марков. Дружба людей и собак регулируется окситоцином
  • Раевская Оксана Витальевна. Методы диагностики эмоциональной сферы
  • Повышение роли отца в семье
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Авакян Лариса Васильевна. Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Анохина Наталья Николаевна. Педагогический проект «Для милой мамочки»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Последствия приворота
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Володина Елена Геннадьевна. Физкультурные досуги в детском саду.
  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Воронина Ксения Михайловна. «Мамочка любимая, самая красивая!» Краткосрочный проект ко дню Матери во второй младшей группе
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Наталья Ром. Навыки уверенного человека. - Наталья Ром
  • Объект; object
  • Победить страх. - Из цикла "Психологияуспеха"
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»
  • Пушкарева Т.Н. Основы и клиническое значение материнской привязанности
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в средней группе: «Азбука взаимодействия родителей с ребенком»
  • Эрих Фром говорил…
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Федотова Евгения Александровна. Семинар-тренинг «Счастливое детство»
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Последствия отворота
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Короткова Елена Александровна. Музыкотерапия для детей.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь