Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 13457

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Агрессия в отношениях. В переводе с латинского слово «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), и с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.
Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в его сторону угрозы или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия скрывается под маской неприязни, ехидства, сарказма или иронии и оказывает, таким образом, давление на жертву.
В нашей работе под агрессией в отношениях будем понимать тенденцию (стремление) подчинить себе других, доминировать над ними, эксплуатировать их. Субъекты отношений (или один из них) стремятся обрести контроль, власть друг над другом. Возможно проявление резкости, грубости, раздражения в отношениях (как в вербальной, так и в невербальной форме), а также косвенной агрессии.
Отчужденность в отношениях. Отчужденность в отношениях выступает проявлением психологической дистанции между людьми. Под ней понимаем интегральную характеристику межличностных отношений, выражающуюся в «близости — отчужденности» между людьми.
«Близость» субъектов отношений проявляется в доверии, взаимопонимании и единстве между ними, в отсутствии дисгармонии и конфликтов, неразрешимых противоречий (столкновений, борьбы друг с другом). Противоположный полюс представляет собой дальность.
Однако, на наш взгляд, лучше использовать слово «отчужденность». Почему было выбрано именно оно, а не «дальность»? Мы обратились к словарю русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой. Так, слово «дальность» — расстояние, на которое что-либо может распространять свое действие, совершать движение. «Отчужденность»— термин, более подходящий в психологическом плане: отсутствие близости, доверия, понимания [24).
Отчужденность субъектов отношений — отсутствие доверия, понимания, близости; это эмоциональная холодность между людьми. Усиление дистанции между людьми может быть обусловлено симпатией -- антипатией, а также притяжением — отталкиванием между субъектами отношений.
Симпатия — «эмоциональная положительная установка на объект. При взаимной симпатии эмоциональные положительные установки создают целостное внутригрупповое (внутрипарное) состояние удовлетворения взаимодействием (непосредственно или опосредованно)» [20, с. II].
Притяжение — «одна из составляющих межличностной привлекательности, связана с потребностью быть вместе, рядом с определенным другим человеком. Чаще связано с переживанием симпатии» [20, с. 11).
Степень отчужденности (симпатии — антипатии, притяжения — отталкивания) может выступать как условие и результат совместимости-несовместимости людей в определенных условиях взаимодействия. Н. Н. Обозов отмечает, что «люди, испытывающие взаимные симпатии и притяжение друг к другу, принимают во внимание предубеждения и слабости друг друга. Чем больше притяжения они испытывают, тем более склонны к снисходительности, а следовательно, к большому согласию и согласованности в деятельности» [20, с. 14—15].
Однако некоторая доля отчужденности — будем называть ее «обособлением» — очень важна для поддержания отношений. При этом она представляет собой осознание личностью своей нерасторжимой целостности и индивидуальности в межличностных отношениях. «Обособление» предполагает индивидуальную ответственность за себя, за свои отношения, за партнера отношений. Благодаря «обособлению» происходит «столкновение», а потом и сближение ценностных ориентации и мотивов людей в межличностных отношениях. «Обособление» не эгоистично. Оно предполагает отличение «Я» от «Ты» — в «Мы».
Необходимо отметить, что усиление, нарастание дисгармоничности может привести к прекращению отношений.
* * *
На основе описанных выше теоретических положений была разработана методика СОМО — «Субъективная оценка межличностных отношений».
Назначение методики — определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого.
Предмет данной методики — напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессия в отношениях между людьми, выступающие индикаторами их дисгармоничного взаимодействия.
В качестве требований к методике выступили следующие:
1. Пригодность для обследования разных контингентов: здоровых и имеющих нервно-психические расстройства, людей разного возраста, разного уровня образования.
2. Возможность использования методики для изучения особенностей отношений в различных жизненных сферах: семейной, профессиональной, обучения, образовательной,общественной.
3. Возможность достаточно дифференцированной количественной оценки различных характеристик дисгармонии
межличностных отношений.
4. Компактность, удобство в использовании; эти качества
необходимы при скрининговых исследованиях.
Часть II.
КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
Работа по созданию методики началась с анализа специальной литературы, в результате чего был определен перечень характеристик— прилагательных, отражающих разные стороны дисгармонии межличностных отношений. На основе этого сформулированы суждения, в которых отражены эти характеристики (признаки) дисгармонии отношений. Таким образом был получен набор из 145 суждений.
На следующем этапе проводилась оценка дифференцирующей силы суждений. Испытуемым предлагалось оценить каждое утверждение по семибалльной шкале. После анализа первичных статистик и характера распределения ответов, из 145 суждений были отобраны 75 — с наибольшей дифференцирующей силой и лучшими параметрами распределения баллов.
Затем для каждого пункта опросника (анализ пунктов проводился на выборке 127 человек, 56 мужчин и 71 женщина, возраст от 22 до 46 лет) рассчитывались следующие статистические показатели:
«Индекс трудности» (Ит), вычисляемый по формуле:

, где

Nb — число баллов, поставленных всеми испытуемыми в одном
утверждении;
а — максимальный балл по шкале ответов;
п — общее количество ответивших.
После того как для каждого пункта опросника был рассчитан индекс трудности, из опросника были исключены неудовлетворительные пункты: при отборе утверждений мы исходили из того, что значение индекса трудности должно быть не менее 0,16 и не более 0,84.
Следующий этап — факторный анализ, в результате которого были получены четыре фактора. По итогам их интерпретации были сформированы четыре шкалы опросника, которым дали свое обозначение (напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность). Гомогенность каждой сформированной шкалы мы проверяли процедурой однофакторного анализа. Ниже перечислены пункты опросника, вошедшие в ту или иную шкалу методики. В скобках указан вес, с которыми пункт вошел в соответствующую шкалу.
Шкала напряженности отношений
1. Бывает, я чувствую, что в отношениях что-то не так (0,50).
2. Отношения с другими людьми часто беспокоят меня (0,65).
3. Бывает, мне кажется, что отношения зашли в тупик (0,60).
4. В отношениях с людьми у меня возникает чувство, что меня
обманывают или могут обмануть (0,65).
5. Я часто испытываю чувство неудовлетворенности отношениями (0,62).
6. В отношениях возникают ситуации недопонимания друг
друга (0,50).
7. У меня появляется желание прекратить отношения (0,52).
8. Мысль о предстоящей встрече вызывает у меня внутреннее
напряжение (0,49).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Кувакин В. ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕБЯ: К ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Н.Н. Обозов. Любовные, семейно-брачные и родственные отношения. Супружеская совместимость и притирка характеров
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Приль Ирина Анатольевна. Исследование межличностных отношений дошкольников
  • Тяблина Инна Николаевна. Взаимосвязь супружеских и детско-родительских отношений
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Гамзина Е.Н. Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Я – Ты отношение; I– thou relation
  • Касенова София Маратовна. «Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников».
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Объект-отношения; Object relations; Objektbezie-hungen, Objektbezichungstheorie
  • Суворова И.Ю. Анализ объектных отношений людей с аутистическими чертами личности и антисоциальным поведением
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Под ред.. Бодалева А. А., Деркача А. А., Лаптева Л. Г. - Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом.
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Пять признаков счастливых отношений
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Кацук Тамара Аркадьевна. Статья «Формирование экологической культуры с дошкольного возраста»
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Степанов С. С. - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста
  • Тарасова Татьяна Александровна. Статья «МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
  • Попова Марина Викторовна. Становление потребности в общении со сверстниками
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Райгородский Д.Я. - Практическая психодиагностика. Методики и тесты
  • Айнуллина Елена Николаевна. Занятия по развитию эмоционального благополучия у дошкольников
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Богуславский. Психология как наука.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь