|
Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 13457
Автор: Духновский С. В.
Название: Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Агрессия в отношениях. В переводе с латинского слово «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), и с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.
Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в его сторону угрозы или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия скрывается под маской неприязни, ехидства, сарказма или иронии и оказывает, таким образом, давление на жертву. В нашей работе под агрессией в отношениях будем понимать тенденцию (стремление) подчинить себе других, доминировать над ними, эксплуатировать их. Субъекты отношений (или один из них) стремятся обрести контроль, власть друг над другом. Возможно проявление резкости, грубости, раздражения в отношениях (как в вербальной, так и в невербальной форме), а также косвенной агрессии. Отчужденность в отношениях. Отчужденность в отношениях выступает проявлением психологической дистанции между людьми. Под ней понимаем интегральную характеристику межличностных отношений, выражающуюся в «близости — отчужденности» между людьми. «Близость» субъектов отношений проявляется в доверии, взаимопонимании и единстве между ними, в отсутствии дисгармонии и конфликтов, неразрешимых противоречий (столкновений, борьбы друг с другом). Противоположный полюс представляет собой дальность. Однако, на наш взгляд, лучше использовать слово «отчужденность». Почему было выбрано именно оно, а не «дальность»? Мы обратились к словарю русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой. Так, слово «дальность» — расстояние, на которое что-либо может распространять свое действие, совершать движение. «Отчужденность»— термин, более подходящий в психологическом плане: отсутствие близости, доверия, понимания [24). Отчужденность субъектов отношений — отсутствие доверия, понимания, близости; это эмоциональная холодность между людьми. Усиление дистанции между людьми может быть обусловлено симпатией -- антипатией, а также притяжением — отталкиванием между субъектами отношений. Симпатия — «эмоциональная положительная установка на объект. При взаимной симпатии эмоциональные положительные установки создают целостное внутригрупповое (внутрипарное) состояние удовлетворения взаимодействием (непосредственно или опосредованно)» [20, с. II]. Притяжение — «одна из составляющих межличностной привлекательности, связана с потребностью быть вместе, рядом с определенным другим человеком. Чаще связано с переживанием симпатии» [20, с. 11). Степень отчужденности (симпатии — антипатии, притяжения — отталкивания) может выступать как условие и результат совместимости-несовместимости людей в определенных условиях взаимодействия. Н. Н. Обозов отмечает, что «люди, испытывающие взаимные симпатии и притяжение друг к другу, принимают во внимание предубеждения и слабости друг друга. Чем больше притяжения они испытывают, тем более склонны к снисходительности, а следовательно, к большому согласию и согласованности в деятельности» [20, с. 14—15]. Однако некоторая доля отчужденности — будем называть ее «обособлением» — очень важна для поддержания отношений. При этом она представляет собой осознание личностью своей нерасторжимой целостности и индивидуальности в межличностных отношениях. «Обособление» предполагает индивидуальную ответственность за себя, за свои отношения, за партнера отношений. Благодаря «обособлению» происходит «столкновение», а потом и сближение ценностных ориентации и мотивов людей в межличностных отношениях. «Обособление» не эгоистично. Оно предполагает отличение «Я» от «Ты» — в «Мы». Необходимо отметить, что усиление, нарастание дисгармоничности может привести к прекращению отношений. * * * На основе описанных выше теоретических положений была разработана методика СОМО — «Субъективная оценка межличностных отношений». Назначение методики — определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого. Предмет данной методики — напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессия в отношениях между людьми, выступающие индикаторами их дисгармоничного взаимодействия. В качестве требований к методике выступили следующие: 1. Пригодность для обследования разных контингентов: здоровых и имеющих нервно-психические расстройства, людей разного возраста, разного уровня образования. 2. Возможность использования методики для изучения особенностей отношений в различных жизненных сферах: семейной, профессиональной, обучения, образовательной,общественной. 3. Возможность достаточно дифференцированной количественной оценки различных характеристик дисгармонии межличностных отношений. 4. Компактность, удобство в использовании; эти качества необходимы при скрининговых исследованиях. Часть II. КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ Работа по созданию методики началась с анализа специальной литературы, в результате чего был определен перечень характеристик— прилагательных, отражающих разные стороны дисгармонии межличностных отношений. На основе этого сформулированы суждения, в которых отражены эти характеристики (признаки) дисгармонии отношений. Таким образом был получен набор из 145 суждений. На следующем этапе проводилась оценка дифференцирующей силы суждений. Испытуемым предлагалось оценить каждое утверждение по семибалльной шкале. После анализа первичных статистик и характера распределения ответов, из 145 суждений были отобраны 75 — с наибольшей дифференцирующей силой и лучшими параметрами распределения баллов. Затем для каждого пункта опросника (анализ пунктов проводился на выборке 127 человек, 56 мужчин и 71 женщина, возраст от 22 до 46 лет) рассчитывались следующие статистические показатели: «Индекс трудности» (Ит), вычисляемый по формуле: , где Nb — число баллов, поставленных всеми испытуемыми в одном утверждении; а — максимальный балл по шкале ответов; п — общее количество ответивших. После того как для каждого пункта опросника был рассчитан индекс трудности, из опросника были исключены неудовлетворительные пункты: при отборе утверждений мы исходили из того, что значение индекса трудности должно быть не менее 0,16 и не более 0,84. Следующий этап — факторный анализ, в результате которого были получены четыре фактора. По итогам их интерпретации были сформированы четыре шкалы опросника, которым дали свое обозначение (напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность). Гомогенность каждой сформированной шкалы мы проверяли процедурой однофакторного анализа. Ниже перечислены пункты опросника, вошедшие в ту или иную шкалу методики. В скобках указан вес, с которыми пункт вошел в соответствующую шкалу. Шкала напряженности отношений 1. Бывает, я чувствую, что в отношениях что-то не так (0,50). 2. Отношения с другими людьми часто беспокоят меня (0,65). 3. Бывает, мне кажется, что отношения зашли в тупик (0,60). 4. В отношениях с людьми у меня возникает чувство, что меня обманывают или могут обмануть (0,65). 5. Я часто испытываю чувство неудовлетворенности отношениями (0,62). 6. В отношениях возникают ситуации недопонимания друг друга (0,50). 7. У меня появляется желание прекратить отношения (0,52). 8. Мысль о предстоящей встрече вызывает у меня внутреннее напряжение (0,49). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|