Затем баллы Б (беглость) суммируются по 4-м рисункам.
2) Оригинальность. k1 — число оригинальных элементов рисунка.
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. 1 оригинальный элемент — 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов/ (см. рис. 8)
k — оригинальность рисунка 4 (по теме, по содержанию). (Может встречаться 1 раз на выборку в 30—40 человек), k может принимать значения 0 или 1.
За оригинальный сюжет = 5 баллов (относится только к рисунку 4)
Ор = 5 × k + × k1i
Ор — оригинальность, i — номер рисунка (от 1 до 4)
Т5 = Б + Ор
Б — беглость, Ор — оригинальность, Т5 — суммарный показатель 5 субтеста.
Субтест 6. Эскизы
Задача: В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.
Инструкция испытуемому: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.
Время выполнения задания — 10 минут.
На рис. 4 изображен неиспользованный тестовый бланк для данного субтеста.
Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине (рис. 4). Размеры квадрата 5x5 см, диаметр каждого круга ~ 1,5 см.
В качестве примера к субтесту предъявляется нарисованный человечек (рис. 5).
Оценивание: Оценивание проводится по 3 показателям:
1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.
n — число рисунков (изменяется от 0 до 20). За 1 рисунок — 1 балл
Б = n
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круги. (пр. Круги игнорируются — рис. 9 — вверху)
2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.
m — число категорий, за одну категорию — 3 балла.
Г = 3 × m
Список категорий (6 субтест)
1. Война (военная техника, солдаты, взрывы...)
2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна...)
3. Животные. Птицы. Рыбы. Насекомые.
4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы...)
5. Игрушки, игры (любые)
6. Космос (ракета, спутник, космонавт...)
7. Лицо (любое человеческое лицо)
8. Люди (человек)
9. Машины. Механизмы.
10. Посуда
11. Предметы домашнего обихода
12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние...)
13. Растения (любые — деревья, травы, цветы...)
14. Спортивные снаряды
15. Съедобные продукты (еда)
16. Узоры, орнаменты
17. Украшения (бусы, серьги, браслет...)
Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.
3) Оригинальность. k — число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30-40 чел.) 1 оригинальный рисунок — 5 баллов.
Ор = 5 × k
Ор — показатель оригинальности.
Рис. 4 Образец тестового бланка (субтест 6 — Эскизы)
Рис. 5 Пример рисунка для предварительного показа (субтест 6 — Эскизы)
Рис. 6 (1). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)
Рис. 6(2). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)
Рис. 6(3). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)
Рис. 6(4). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)
Рис. 6(5). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)
Рис. 6(6). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)
Т6 = n + 3 × m + 5 × k
где Т6 — суммарный показатель 6 субтеста.
При подсчете баллов по 6 субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись (рис. 8).
У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках и подписать названия. В основном это относится к возрастной группе 5—7 лет.