Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38759
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Понятие групповой психотерапии ввел в научный лексикон в 1920-х гг. Якоб Морено (1993, 2001, 2003), разработавший метод психодрамы. Он работал с бездомными жителями Вены, беспризорными детьми, эмигрантами и проститутками, а после своего переезда в США в 1927 г. основал в Нью-Йорке Терапевтический театр. В 1942 г. Морено создал первую профессиональную организацию групповых психотерапевтов – Американское общество групповой психотерапии и психодрамы. В 1946 г. вышли в свет три тома его «Психодрамы», а в 1966 г. – «Международное пособие по групповой психотерапии».
В 1930-х гг. выходец из России Самюэль Славсон (Славсон, 1995; Slavson, 1977) применил игровую терапию в своей работе с детьми в еврейской попечительской общине Нью-Йорка. Славсон объединил групповой подход, психоанализ и неформальные методы обучения в «группах активности», в которых дети разыгрывали свои внутренние и межличностные конфликты. В психотерапевтическом центре Славсона существовали различные формы клубной работы для занятий наукой, искусством, спортом и ремеслом. В 1951 г. Славсон учредил Международный журнал групповой психотерапии и в течение 10 лет являлся его главным редактором. Разработанная им методика психагогической психодрамы положила начало групповой психокоррекционной работе среди делинквентных подростков в США. В эти же годы методы коллективной психологической коррекции беспризорных подростков использовал в своей педагогической практике А.С. Макаренко (1961). В 1949 г. Александр Вольф (Wolf, 1962) применил в условиях группы такие методы психоанализа, как свободные ассоциации и анализ сновидений. Вольф ввел в практику «альтернативное групповое собрание», которое проходило без психотерапевта, способствуя формированию групповой сплоченности, собственной ответственности и самостоятельности участников. Подобный подход лег в основу профессионального движения «Анонимных алкоголиков» (АА), основанного в США еще в 1935 г. биржевым маклером Вильямом Вильсоном – безнадежным пациентом десятка наркологических клиник и бывшим хирургом, потерявшим свою профессию из-за алкоголизма, Робертом Смитом. В настоящее время зарегистрировано более 100 тысяч групп АА. Существуют различные варианты подобных групп: Ал-Анон (супруги алкоголиков), Взрослые дети алкоголиков, Алатин (тинэйджеры – дети алкоголиков), Нар-Анон (Анонимные наркоманы), Анонимные кокаинисты, Анонимные никотинисты, Анонимные обжоры, Анонимные астматики, Анонимные азартные игроки, Анонимные должники, Анонимные суициденты и т.д. Организация этих групп основана на принципе, что человек, справившийся с определенной проблемой, лучше специалистов может помочь товарищам по несчастью. Гарри Салливан (1999), основатель Вашингтонского Психоаналитического Института, разработал межличностный подход в психоанализе тяжелых психических расстройств. В 1930 г. он организовал специализированное отделение на базе психиатрической клиники в Мэриленде. Салливан уволил весь персонал и сформировал новый штат сотрудников из бывших пациентов и тех медработников, которых сам обучил работе в условиях «терапевтической среды». Максвелл Джонс с 1948 по 1952 г. заведовал отделением социальной реабилитации на 100 коек в английском госпитале Бельмонт, а впоследствии организовал в Шотландии психиатрическую больницу, работавшую в режиме «терапевтического сообщества», став пионером социальной психиатрии. Он наиболее известен благодаря своей книге «Терапевтическое сообщество» (Jones, 1953). Джонс придавал большое значение подготовке персонала, формированию терапевтической команды, демократизации атмосферы, социальной, семейной и групповой терапии, самоорганизации пациентов, способствующей их «душевному созреванию». Гюнтер Аммон (1996), перестраивая в 1950-х годах организацию психиатрической помощи в штате Канзас (США), заменил большую часть персонала и провел интенсивную групповую динамическую работу с сотрудниками, ориентированную на изменение их представлений о психических расстройствах и на создание терапевтической среды. Впоследствии, будучи уже президентом Международной ассоциации динамической психиатрии, Аммон создал в Мюнхене психиатрическую клинику, ставшую эталоном терапевтического сообщества. Зигмунд Фулкс (Foulkes, 1975), работая главным психиатром Британского военного госпиталя, впервые применил психодинамический подход для психотерапевтического сообщества. Он подошел к группе как к единому целому, что способствовало актуализации и «гомогенизации» конфликтов всех участников. В госпитале существовало частичное самоуправление с переложением ответственности за организацию досуга на самих пациентов, действовали дискуссионные группы для персонала и психотерапевтические группы для пациентов. После окончания второй мировой войны Фулкс основал Общество группового анализа в Лондоне, а затем Институт групп-анализа и журнал «Групп-анализ». Свой опыт он обобщил в книгах «Введение в групповую аналитическую психотерапию» (1945), «Терапевтический групповой анализ» (1964) и «Групповая аналитическая терапия: методы и принципы» (1975). Теория поля Курта Левина (2000) стала основой для создания в 1946 г. малых учебных групп («тренинг-групп» – Т-групп). Левин и его последователи рассматривали личностные расстройства как результат и проявление нарушенных отношений с людьми из ближайшего социального окружения. Главным содержанием работы терапевтической группы как обучающей лаборатории становится анализ неадаптивных образцов взаимодействия, сопоставление поведения в групповой ситуации «здесь и теперь» с особенностями поведения и их последствиями в прошлом. Созданная благодаря усилиям психотерапевта атмосфера облегчает переживание коррективного эмоционального опыта, ведущего к положительным личностным изменениям. Левин и его ученики разработали такие концепты, как обратная связь, групповая сплоченность, групповая коммуникация, кооперация, групповое принятие решений и др. Были выявлены преимущества демократического ведения группы по сравнению с авторитарным и попустительским. С 1949 г. в клинике Тэвисток в Лондоне под руководством Микаэла Балинта (Balint, 1961) стали проводиться постоянно действующие дискуссионные семинары с врачами и студентами о проблемах общемедицинской практики, которые были одновременно и исследовательскими, и обучающими (развивающими). Они заменили традиционную «болезнецентрированную» модель на «пациентоцентрированную». В 1957 г. Балинт опубликовал книгу «Врач, его пациент и его болезнь», которая стала во многих странах толчком для организации сходных дискуссионных семинаров для лиц помогающих профессий, названных балинтовскими группами. Последнее десятилетие балинтовское движение начало развиваться и в России. В 1959 г. Вильфред Байон (Bion, 1960) организовал в Тэвистокском институте человеческих отношений Т-группу, и с этого времени групповое движение широко распространилось и в Европе. Позже Т-группы по своему целевому назначению стали подразделяться на группы социально-психологического тренинга (подготовка руководителей и деловых людей), группы общения (развития коммуникативных навыков), группы межличностных отношений (проблемы семьи и брака) и группы сенситивности (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование личности). Руфь Кон (Cohn, 1970) с 1955 г. начала проводить в Нью-Йорке для психоаналитиков регулярные семинары по проблемам контрпереноса, эти семинары во многом напоминали балинтовские. Кон разработала метод темоцентрированного взаимодействия, ориентированный в основном на обучение. В 1966 г. она учредила институт WILL (Workshop Institute for Living-Learning), который проводит в Северной Америке и Европе семинары «проживания-научения» для психотерапевтов, преподавателей и бизнесменов. В 1960-х гг. Карл Роджерс (1993, 1994. 1997, 1999) разработал концепцию группы встреч, ставшую моделью для групповой работы, ориентированной на личностный рост. Центром развития движения групп встреч считается Институт Эсален (США, штат Калифорния). В эти же годы появилась логотерапия Виктора Франкла (1990, 1999, 2001) и экзистенциальная терапия Ролло Мэя (2001, 2004). Вместе с уже традиционными подходами Альфреда Адлера и Фредерика Перлза (1993, 1997, 1998, 2001) сложилось новое направление – экзистенциально-гуманистическое. Группа здесь используется не для разрешения конфликта между инстинктами и социальными требованиями и не для улучшения или коррекции социальных, в том числе коммуникативных навыков, а ради духовного роста путем поиска смысла жизни каждого участника группы. Применявшиеся Морено методы социодрамы, направленные на достижение эффективного взаимодействия с партнерами в условиях делового или повседневного общения, легли в основу деловых игр. Еще в 1936 г. Ленинградской промышленной академией им. С.М. Кирова была разработана первая деловая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы». Эта игра проводилась для тренировки студентов вузов и руководящего персонала фабрично-заводского персонала по выходным дням на ленинградской фабрике «Красный ткач», а затем и на ряде других предприятий и вузов. Впоследствии ролевые игры с элементами драматизации, выступающие имитационными моделями проблемных ситуаций делового общения, легли в основу метода, разработанного немецким психологом М. Форвергом (1984) и названного им социально-психологическим тренингом, получившим широкую известность. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|