Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 85675
Автор: Васильев Николай Николаевич.
Название: Тренинг преодоления конфликтов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Введение
21 Когда прежнее функционирование системы невозможно, происходит либо распад системы, либо строительство радикально новой системы. Возможность преодоления кризиса, так же как и разрешения конфликта, состоит из трех вариантов: силовое решение (военная победа); прекращение отношений (разрыв дипломатических отношений, развод, увольнение); переговоры. В отличие от предыдущего уровня, отношения между оппонентами характеризуются крайней враждебностью и недоверием, проявлениями открытого насилия. Поэтому реализация переговорной стратегии в большинстве случаев возможна лишь с помощью посредника. Если в семье возникают инциденты, связанные с возникновением претензий членов семьи к поведению друг друга, психологическая помощь ей может заключаться в повышении социально- психологической компетентности членов семьи. Более корректное общение, принятие во внимание интересов и чувств друг друга поможет остановить развитие конфликта. На этом этапе обращение к психологу за помощью встречается довольно редко Рис. 1. Развитие конфликта 22 Тренинг преодоления конфликтов и касается преимущественно успеваемости ребенка или его поведения. Если в семье возник содержательный конфликт, противоборство, возможно оказание помощи в его преодолении путем посредничества (медиации). Если в странах Западной Европы и Америки такого рода практика применяется часто, то в России в настоящее время отсутствуют традиции не только обращения к посреднику за помощью в урегулировании спорных вопросов, но и обращения за защитой в суд. Поэтому одна из актуальнейших задач в профилактике конфликтов и их преодолении — пропаганда психологических знаний и обучение умению договариваться. Если семья обращается за психологической помощью, то, как правило, это происходит уже на этапе кризиса в отношениях. Практика взаимодействия психолога с семьей с целью преодоления кризиса является семейной терапией и выходит за пределы конфликтологии. Преодоление конфликта Как мы уже отмечали, существуют три основных способа разрешения конфликта: силовое решение (борьба, ведущая к выигрышу или проигрышу); разъединение сторон (уход, отказ от разрешения); интегративное решение. Разрешение конфликта путем совместного поиска и реализации взаимовыгодного решения мы называем преодолением. Наш практикум посвящен изучению способов преодоления конфликта. При всей заманчивости силовых мер нам представляется, что есть как минимум две причины поиска мирных средств разрешения конфликта. Первая причина поиска мира — конфликт мешает достижению цели и сохранению значимых отношений, мешает нормальному функционированию большинства социальных систем. Вторая причина — конфликт неизбежно сопровождается разрушающими переживаниями, которые сокращают жизнь конфликтующих сторон. Введение 23 Когда конфликт фрустрирует субъекта, его деятельность затрудняется, исходная цель становится труднодостижимой. Разрешение конфликта включает четыре этапа. 1. Урегулирование собственных переживаний. 2. Анализ конфликта (приоритетов, интересов, опасений, обстоятельств) и выбор стратегии его разрешения. 3. Реализация стратегии разрешения конфликта. 4. Достижение цели. Урегулирование собственных переживаний. Поскольку любой конфликт характеризуется интенсивными эмоциональными реакциями и переживаниями, способность оппонентов к анализу ситуации и принятию взвешенного решения минимальна. Поэтому первый шаг в преодолении конфликта — это совладание с эмоциями. Анализ конфликта. Анализ конфликта предполагает выявление предмета, участников, их приоритетов, интересов, опасений, обстоятельств; выбор стратегии его разрешения на основе прогноза последствий различных сценариев развития событий. Реализация стратегии разрешения конфликта. Предпринимаются действия, направленные на устранение факторов, фрус- трирующих деятельность. Если средством преодоления конфликта избираются переговоры, процесс может включать следующие этапы: 1. Подготовка переговоров. 2. Основной процесс: — урегулирование эмоций, — налаживание отношений, — соглашение о правилах переговоров, — выяснение позиций, — определение интересов, стоящих за позицией, — выдвижение взаимовыгодных вариантов, — достижение согласия по наилучшим вариантам на основе справедливых критериев. 3. Реализация соглашения 24 Тренинг преодоления конфликтов Рис. 2. Схема разрешения конфликта Предлагаемый вашему вниманию практикум описывает алгоритмы эффективных действий на каждом из перечисленных этапов преодоления конфликта. Последовательное выполнение данного комплекса лабораторных работ поможет освоить эффективные способы управления эмоциональным тоном взаимодействия, анализа конфликтной ситуации и поведения в ходе непосредственного взаимодействия с оппонентом. Тема I. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ Можно ли изменить реакцию, вошедшую в привычку, ставшую шаблоном поведения? На этот счет существуют различные мнения. Первое — изменить поведение просто, надо только усилием воли заставить себя действовать по-другому. Это утверждение в некоторой степени справедливо, особенно в тех случаях, когда поведение контролируется сознанием. Сложность состоит в том, что во время стресса, сопровождающего конфликт, значительно снижается возможность сознательной регуляции поведения и происходит регресс к более архаичным его стереотипам. Тем не менее, и в психотерапии и в психотехнике ведутся настойчивые поиски методов осуществления долговременных изменений поведения, мышления или эмоциональной реакции. Для успешного управления конфликтом в первую очередь необходимо совладать с эмоциональными реакциями. Эмоциональная реакция возникает в ответ на значимое событие или его предвосхищение. Можно выделить следующие этапы в протекании эмоций. 1. Процесс восприятия события, формирование психического образа и символизация его в сознании. 2. Эмоциональная оценка события. 3. Внутреннее эмоциональное переживание. 4. Внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция. 5. Эмоциональный след после выхода из ситуации. В соответствии с этими этапами методы управления эмоциями можно разделить соответственно на пять групп (см. рис. 3): 1) направленные на изменение процесса восприятия события; 2) направленные на изменение эмоциональной оценки воспринятого события; Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|