|
Бакиров Анвар. С чего начинается НЛП.Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP | Просмотров: 16831
Автор: Бакиров Анвар.
Название: С чего начинается НЛП. Формат: HTML, RTF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе .
Старушка в продовольственном магазине: — У вас есть тамбовская колбаса? — Нет. — А сервелат? — Нет. — А краковская? — Нет. Ну у вас и память! Мы помним все. Все, что с нами когда либо происходило. Все, что мы видели, слышали, чувствовали или говорили себе. Все это записано где то в нашей нервной системе. Все это составляет наш жизненный опыт. Значит, при желании мы можем получить доступ к любому переживанию, любому событию, которое с нами происходило. В лондонском ресторане сидит старый отставной генерал. Официант приносит ему бифштекс. Генерал долго смотрит на официанта, потом говорит: — Послушайте, у меня такое впечатление, что я вас знаю. Ага… кажется, вспомнил! Вы были знаменосцем в Девонширском полку. — Простите, сэр, но… — Верно верно, я ошибся. Вы служили во время африканской кампании. — Вы опять ошиблись, сэр. — Я вспомнил! Вы же приносили мне сегодня суп. Можно вспомнить все… Звучит заманчиво. Но как? Обращусь непосредственно к вашему же жизненному опыту. Вспомните свои встречи выпускников или же посиделки со старыми приятелями. На таких сборищах нередко звучат фразы типа: «А помнишь…?» И тут же за разговорами вспоминаются события давно минувших дней. Начинает говорить один, эстафету подхватывает следующий, и вот уже все погружены в воспоминания. Вспоминается то, что, казалось бы, давно скрылось от наших глаз. Вспоминаются такие подробности, что просто диву даешься. Есть и другие способы. Практически в каждом доме можно найти свою домашнюю «машину времени». Что это? Это может быть шкатулка со стопочкой старых писем и открыток, или же это ваша любимая книжка, которую вам читали в детстве… И, конечно же, это наши альбомы с фотографиями. "Чтобы жизнь повторилась с начала, Загляните в семейный альбом". Давайте заглянем. Так приятно смотреть на фотографии и вспоминать события, пойманные объективом фотоаппарата. Выберите из них ту, что доставляет вам наибольшую радость. Приглядитесь к ней повнимательнее. Вас приятно удивит, как много неожиданных сюрпризов она вам подарит! Откуда они взялись? Практически на каждой фотографии кроме основного содержания есть масса мелких деталек, что попали на нее совершенно случайно. И чем больше замечаешь этих деталек, тем ярче и насыщеннее воспоминание, и тем полнее переживаешь прошлое событие. Осталось только обратить внимание на окружающие звуки и собственные ощущения, и тогда «картинка оживет». Как используется это знание? Адепты почти всех психотерапевтических школ считают, что у любой проблемы есть свои корни в прошлом . Значит можно вернуться туда и найти способ ее решения. В НЛП этот подход принимается как один из многих возможных вариантов, но далеко не единственный. В НЛП вообще предпочитают чаще задавать вопрос «Как?», а не «Почему?», а прошлое рассматривать, как источник ресурсов , а не проблем. При желании в своей личной истории можно найти столько примеров удачного поведения, что любая проблема будет решаться просто автоматически. Если вы не знаете, как действовать в некоторой ситуации, то самое время отправиться в поход за ресурсами прошлого. Туда, где уже возникала подобная ситуация, и вы с блеском с ней справлялись. При этом из прошлого стоит заимствовать не столько конкретные действия, сколько состояния, в которых они придумывались. Уже искали, но не нашли? Не может быть! Хорошо, дам еще одну подсказку. Вас никто не заставляет ограничиваться только собственными возможностями. Вокруг вас было и есть достаточно людей, у которых можно поучиться. Кстати, это могут быть даже вымышленные персонажи. Штирлиц просыпается в явно казенном помещении: «Так… Сосредоточимся… Если я у них, то я штандартенфюрер Штирлиц, если я у нас, то полковник Исаев…» Вдруг он слышит: — Ну и напились же вы, товарищ Тихонов! Говорят, в каждой шутке есть доля шутки, остальное — правда. За любыми действиями вымышленного персонажа стоит реальный жизненный опыт человека, который его придумал. А этим уже можно воспользоваться. Если вы уже выбрали себе пример для подражания, то можно начать действовать так, как если бы действовал он. Скопируйте его образ мышления, мимику, жесты, позу… Мы же знаем, что сознание и тело — части единой системы. Откуда взять информацию о нашей модели тоже понятно: весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе. Все это хранится в нашем мозге. Все это можно достать и использовать. Дерзайте. 4. Субъективный опыт можно разделить на образы, звуки, ощущения, вкус и запах . Сенсорно основанное описание — информация, которая является непосредственно наблюдаемой и обнаруживаемой с помощью органов чувств. Словарь НЛП Что у нас есть пять способов собирать информацию извне, думаю, никому объяснять не надо. У всех есть глаза, уши, нервные рецепторы по всему телу, язык и нос. Как их использовать по прямому назначению, полагаю, все тоже догадываются. Тем, кто не догадывается, могу предложить следующие идеи. Можете попробовать: • «Совать нос в чужие дела»; • «Чесать языком»; • «Вешать лапшу на уши»; • «Пожирать глазами»; • «Получать острые ощущения». Попробовав все это, вы наверняка узнаете, для чего нужны органы чувств на самом деле. Что нового? Почти ничего. Разве что придется немного разочаровать любителей экстрасенсорики и прочих «шестых чувств». Весь субъективный опыт укладывается в уже привычные нам пять. В область самой обычной сенсорики. Ну, разве что, намного более развитой и утонченной. Если до занятий НЛП мне еще удавалось верить во всякие «астральные штучки», то теперь, узнав, как те же самые «фокусы» выполняются с помощью обычных органов чувств… Короче, развить в себе внимательность, точнее сенсорную чувствительность куда легче, чем овладеть биоэнергетикой. И прочими чудесами. Действительно, попробуйте внимательно почитать соответствующую литературу по всяким «суперспособностям». Только ту, которая действительно чему то учит, а не только рекламирует и пугает. Приглядитесь: там написано о том, что можно увидеть , услышать или почувствовать . Особенно в тех местах, где маги и чародеи описывают свои собственные переживания. Они очень точно укладываются в наши привычные чувства. То есть при соответствующих затратах времени и сил все это можно с успехом повторить. Причем, чем конкретнее описываются переживания, тем легче их достичь. Вообще, информацию, которую мы получаем из внешнего мира, можно разделить на сенсорную и на наши суждения о ней. Сенсорная информация поступает посредством этих самых пяти чувств. Вот пример наблюдения за внешним состоянием собеседника: «Уголки губ приподняты, видны зубы, глаза сужены, щеки порозовели». Остальное — наши суждения и интерпретации: «Он доволен». Сравните: «Чувствую, будто сосет под ложечкой» и «Мне страшно!» Ну и что? А то, что сенсорная информация объективна и проверяемая. Ее может обнаружить каждый. А вот суждения… Сколько людей, столько и мнений. В ответ на улыбку прохожего можно подумать, что: у меня плохая походка, и он надо мной смеется; он счастлив, что встретил такого красавца, как я; он вспомнил приятный случай. Особо догадливые могут решить, что когда то в детстве ему на голову упал кирпич… А он просто идет и улыбается. И ничего более. — У вас такие большие очки! Вы наверное очень умный? — Что вы! Просто зрение плохое. Как видите, далеко идущие выводы делать рановато. Домыслы, как это часто оказывается, весьма далеки от истины. Любой опыт можно описать с помощью сигналов от пяти сенсорных систем . Как вы уже догадались, к ним относится зрительная, слуховая, кинестетическая [20] , вкусовая и обонятельная. Этот реальный опыт уже можно перенимать и передавать. Как было раньше? «У него талант, с этим надо родиться. Практика, практика и еще раз практика, и тогда к тебе это придет». На самом деле, самая «берущая за душу» музыка — только набор звуковых колебаний определенной длительности, последовательности и интенсивности. Его можно записать на компакт диск или еще куда, а потом воспроизвести. До изобретения нот способность играть осмысленные музыкальные произведения была сродни магии и колдовству. Сейчас этому можно научиться за вполне конечный срок. Умение «наполнять музыку смыслом» — не более чем способность технически безукоризненно, со всеми паузами, вовремя замедлив или ускорив, усилив или ослабив звучание, проиграть нотный текст. Ну, может быть, еще придется добавить выразительной мимики и жестов. Тоже, в общем то, вполне конкретных. И тогда, если есть хоть один человек в мире, способный это сделать, то его талант можно передать множеству других людей [21]. Этому уже можно научить, это уже в терминах сенсорного опыта. «Сразу видно — воспитанный, образованный человек!» «На него можно положиться». «Она такая нежная и заботливая!» «Наша девочка все диктанты пишет на пятерки!» «У него великолепно развито абстрактное мышление». Все эти лестные оценки получены благодаря вполне конкретным действиям . А уж этим действиям можно научиться и этому реально учатся. 5. Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает . Зачем мы вообще общаемся? В чем смысл нашего общения? И, между прочим, зачем нам сам смысл? Конечно же, это извечные вопросы и одним махом на них не ответишь. Можно разве что попытаться… Про последний из них можно сказать только то, что люди стремятся во всем найти смысл . Сделать осмысленным — понять. Найти ему место в своей карте. Наша пресуппозиция дает свой ответ на остальные: "Смысл коммуникации в полученной реакции ". То есть мы общаемся, чтобы получить какую то реакцию. Это может быть необходимая нам информация или же наоборот — сигнал о получении сведений от вас. Может быть, это некое эмоциональное сообщение, и вас волнует отклик на него. Вообще, людей очень интересует ответ на их слова и действия. Мало кто возьмется за дело, которое никак не повлияет на него самого или же на окружающих. Не так уж и много людей готовы говорить «в пустоту». Напротив — нас интересует, чтобы нас выслушали и поняли. Чтобы наши слова «подействовали», дошли до другого. — Вы знаете, Эйнштейн едет в Токио на конгресс рассказывать о теории относительности. — А что это такое? — Ну, если три волоса на голове — это мало, то три волоса в супе — это много. Если девушка идет к раввину — это хорошая девушка и хороший раввин, но если раввин идет к девушке, то сами понимаете… — И с этой хохмой Эйнштейн едет в Токио? Ну разве не обидно, что столь яркий пример был понят так превратно? А между тем в данных конкретных обстоятельствах он является неудачным. Чтобы было понимание, здесь требуются другие слова. По крайней мере, для этого собеседника. Давайте вместе разбираться из чего состоит коммуникация . В процессе передачи сообщения мы выполняем некоторые действия , чтобы добиться определенных результатов . При этом наши действия вызывают ответные реакции . Поясню на примере: — Здравствуй, моя кошечка! — Что?! Я кошечка? Значит, ты считаешь, что я животное? То есть, я, по твоему, собака!? Мама, мама! Он меня сукой назвал! Что он сделал? Чего он хотел этим добиться? Что он получил в ответ? Это те самые вопросы, которые первыми приходят в голову, если рассматривать конфликтную ситуацию с точки зрения нашей пресуппозиции. Типичная реакция «нормального» мужа: «В кои то веки решил к ней ласково обратиться, а она, зараза, ничего не поняла! Нет, ну все таки все бабы дуры!» Дальше он пойдет выпьет с горя, и его жена еще долгое время не услышит от него ласкового слова. Мы тоже можем ему посочувствовать: «Хотел сделать приятное жене, а она на него „наехала“ да еще и тещу подключила». Вряд ли это самая эффективная коммуникация. Где ошибка? Вот она: ответную реакцию вызывают не наши намерения , а наши действия , и значит, чтобы получить другую реакцию, нужно просто изменять свои действия. Если то, что вы делаете, не работает, сделайте что нибудь другое. Вы же хотите реализовать свое намерение? Достигнуть своей цели? Мама укладывает спать маленького мальчика. Тот плачет. Она поет ему колыбельную — ребенок плачет, поет вторую — плачет, поет третью, четвертую… Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|