|
Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20703
Автор: Жак-Ален Миллер.
Название: Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung». Формат: HTML Язык: Русский Маршрут Фрейда
Что предпринимает Фрейд? Предшествующая шестнадцатая лекция открывает - о чем в ней упоминается - второй годичный лекционный цикл. В течение первого года он рассказывал о сновидениях и ошибочных действиях, насколько эти последние поддаются истолкованию, рассказывал публике, которая знала об этих явлениях на основании собственного опыта. Источником этого первого цикла послужили работы, ознаменовавшие собой открытие психоанализа: «Толкование сновидений» и «Психопатология обыденной жизни» (работа «Остроумие и его отношение к бессознательному» занимает несколько особое место). Во втором цикле лекций, которым мы в данный момент и занимаемся, он обращается к невротическим симптомам, неврозам переноса, как он их тогда называл, истерии страха, конверсионной истерии, неврозу навязчивых состояний. Как говорит сам Фрейд, речь теперь идет не о введении в психоанализ, а о психоанализе как таковом. Предполагается, что слушатели, которые профессиональными аналитиками не являются, с теми серьезными невротическими симптомами, о которых здесь говорится, на своем опыте не сталкивались. Лекция XVII, «Смысл симптомов», представляющая собой, по сути дела, введение в новый цикл, исходит из содержания предшествующего цикла. Это - применение к симптомам того, что прежде говорилось о сновидениях и ошибочных действиях. Можно убедиться в том, доказывает Фрейд, что симптомы подобны сновидениям и ошибочным действиям, - они имеют смысл, который может быть интерпретирован. Коль скоро эта мысль становится общеизвестной, то ее стоит поставить под вопрос, что, в конечном итоге, и делает Лакан. Итак, начав с доказательства смысла симптомов, Фрейд приходит к лекции XXIII, «Пути образования симптомов». Чему же посвящены лекции промежуточные? Вот их названия: XVIII - «Фиксация на травме. Бессознательное», XIX — «Сопротивление и вытеснение», XX — «Сексуальная жизнь человека», XXI - «Развитие либидо и сексуальная организация», XXII -«Представление о развитии и регрессии» и, наконец, лекция XXIII. Лекция XXI представляет собой, как убедительно показал Стрэчи, краткое изложение «Трех очерков по теории сексуальности». Что находим мы в этих промежуточных лекциях, перекидывающих своего рода мост от лекции XVII к лекции XXIII? Фрейд вводит здесь слушателя в проблематику влечения, либидо, сексуальности, и в том числе сексуальности извращенной, ибо, как отмечала здесь Лусиа, сексуальность связана не столько с нормами, сколько с перверсиями. Так о чем же идет здесь речь? В интереснейшей части (.(Введения», включающей лекции XVII-XXIII, Фрейд пытается увязать между собой две стороны, два главных направления своей работы: - открытие бессознательного; явлений, допускающих истолкование; открытие того, что явления, которые прежде заведомо исключались из рассмотрения как бессмысленные, могут быть истолкованы; бессознательное, определяемое через интерпретацию; - открытие детской сексуальности и извращенного характера сексуальности, сделанные в 1905 году. Это и есть две главные оси учения Фрейда, и в лекциях этих мы становимся свидетелями его усилий как-то соединить их друг с другом. На мой взгляд, хотя это спорно, речь здесь идет не столько о сочленении, выводе или выработке, сколько о простом их соположении. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|