Юнг Карл Густав 'Значение отца в судьбе отдельного человека'

Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав | Просмотров: 5931



То, что мы видим во всемирно-историческом процессе, мы опять находим также и у индивидуума (т. е. происхождение и эволюцию божества). Как высший рок, направляет ребенка власть родителей. Но когда он подрастает, начинается борьба инфантильной констелляции и индивидуальности, родительское влияние, связанное с доисторическим (инфантильным) периодом, вытесняется, попадает в бессознательное, вместе с тем оно не элиминируется, но с помощью невидимых нитей управляет индивидуальными (как это кажется) творениями созревающего духа. Как все, что очутилось в бессознательном, и инфантильная констелляция посылает в сознание некие темные, загадочные ощущения, чувства таинственного руководства и потустороннего влияния. Здесь корни первых религиозных сублимаций. Вместо отца с его констеллирующими добродетелями и пороками появляется, с одной стороны, божество на абсолютной вершине, с другой же стороны, - дьявол; последний в новое время по большей части стушевывается в связи с интуицией собственной моральной ответственности. Первому подчиняется высшая любовь, последнему - низменная сексуальность. Как только мы вступаем в область невроза, эта противоположность оказывается напряженной до максимума. Бог становится символом высшего сексуального вытеснения, дьявол же - символом сексуального наслаждения. Таким oбpазом сознательные выражения отцовской констелляции, как и всякое выражение бессознательного комплекса, появляющееся в сознании, приобретает лик Януса, приобретает компоненты утверждения и отрицания. Любовный эпизод в книге Товия представляет собой на редкость хороший пример этой коварной игры бессознательного: Сарра, дочь Рагуэля из Экбатаны, хочет выйти замуж; однако ее злой судьбе угодно так, что она семь раз подряд так выбирает себе мужа, что он умирает в свадебную ночь. Злой дух Асмодей, преследующий ее, убивает ее мужей. Она молит Иегову, чтобы он лучше послал ей смерть, чем заставил ее переживать этот позор и дальше. Служанки ее отца издевались над нею за это. Восьмого жениха, Товита, посылает ей сам бог. Его ведут в брачный покой. Но старик Рагуэль только прикинулся, что пошел спать, он встает с постели, выходит на двор и предусмотрительно копает зятю могилу, а утром шлет в брачный покой слугу, чтобы констатировать ожидаемую смерть. Однако на этот раз роль Асмодея кончилась: Товит оказался жив.

Соображения врачебной тайны, к сожалению, запрещают мне рассказать про один случай истерии, вполне подходящий к этой схеме, с той лишь разницей, что не семь, а только трое мужчин были неудачными избранниками, и это также при наличии всех признаков инфантильной констелляции. Первый случай относится сюда же, а в третьем случае мы видим, как старик-крестьянин собирается отдать свою дочь на погибель.

В качестве благочестивой и послушной отцу дочери (ср. ее прекрасную молитву в III главе), Сарра проделала обычную сублимацию и расцепление отцовского комплекса: ее инфантильная любовь возвысилась до благоговения перед богом, навязчивая же власть отца превратилась в преследующего ее демона судьбы Асмодея. Легенда так прекрасно изложена, что и отец Рагуэль изображается в своих двух ролях: с одной стороны, это неутешный отец невесты, с другой стороны, - тайный, предусмотрительный могильщик своего зятя. Я очень ценю эту прекрасную сказку и пользуюсь ею в качестве примера при моих анализах: ведь столь нередки случаи, где демон-отец протягивает руку к своей дочери, так, что она всю жизнь, даже и выйдя замуж, не в состоянии найти себе мужа по душе, потому что его образ не совпадает с находящимся в бессознательном и постоянно оказывающим влияние инфантильным идеалом отца. И это верно не только по отношению к дочерям, это распространяется и на судьбу сыновей. Хороший пример подобной отцовской констелляции имелся в недавно появившейся работе д-ра Брилль (Brill) "Psychlogical Factors in dementia praecox" (Journal of Abnormal Psychology. 1908. Vol. VIII. P. 219).

По моим наблюдениям, для детского воображения отец важнее и опаснее; если такую роль играет мать, то мне удавалось открыть за ее спиной деда, которому она внутренне принадлежала. Вопрос этот я должен оставить открытым: мой опыт недостаточен для его решения. Исследования ближайшего будущего, вероятно, позволят пробить более глубокие ходы в эти пока еще столь темные области. Я мог только попытаться бегло осветить их. Будем надеяться, что удастся больше изучить таинственную мастерскую правящего судьбой демона, о котором Гораций говорит следующее:

Scit Genius natale conies qui temperat astrum,

Naturae deus humanae, mortalis in unum.

Quodque caput, vulta mutabilis, albus et ater.11

 

1 Лат.: Желающего идти судьба ведет, а не желающего - влачит. Изречение древне-греческого философа Клеанфа, известное по переводу на латинский Сенеки (Прим.ред.)

2 См. особенно, Freud. Die Traumdeutung. II. Aufl. Wien: Deutidle, 1909.

3 Libido - это то, что старые психиатры называли "хотением" (Wollen) и "стремлением" (Streben). Выражение Фрейда представляет собой denominatio a potiori .

4 Sommer. Familienforschung und Vererbungslehre. Leipzig: Barth,1907; Joerger. Die Famine Zero// Arch. f. Rassen- und Gesellschaftsbiologic. 1905; Ziermer M. (Pseudonym). (geneaalogische Student uber die Vererbung geistiger Eigenschaften // Arch.f. Rassen- und Gesellschaftsbiologic. 1908.

5 Furst Е. Statistische Untersuchungen uber Wort ssoziationen und uber familiare Uebereinstimmung im Reaktionstypus bei Ungebildeten. X. Beitrag der diagnostischen Assoziationsstudien, herausgegeben von Dr. C. G. Jung // Journal fur Psychology und Neurutogie. 1907. Bd. IX. {Erscheint spater im II. Band der angegebenen Sammlung); Jung C. G. Associations d'idees familiiales // Arch. de Psychologie. 1907. Т. VII.

6 Это тот тип реакции, когда словом-раздражителем связывается не какой-нибудь объективный момент, а субъективно окрашенный предикат, например: цветок - приятный; лягушка - отвратительная; рояль - страшный; соль - плохая; петь - мило; варить - полезно.

7 См.: Vigouroux, Juqueliers. La contagion mentale. Paris: Doin, 1905. Ch. VI.

8 В то же время мы полагаем, что каждое мгновение являемся господами наших поступков. И все-таки, когда мы оглядываемся на пройденный нами жизненный путь, особенно же когда мы вглядываемся в наши несчастливые поступки и их последствия, то часто мы не можем понять, как могли мы сделать то-то или не сделать этого, и создается впечатление, будто нашими шагами руководила некая чуждая сила. Вот почему и говорит Шекспир;

"Fate show thy force: our sieves we do not owe;

What is decreed must be, and be this sol!"

<Англ.: Судьба, яви свою силу: мы не принадлежим себе;

Чему предписано быть, пусть будет!>

Шопенгауэр: О кажущейся преднамеренности в судьбе отдельного человека. Parerga und Paralipoinena,

9Мы испытали это на Амстердамском конгрессе в 1907 г., где один выдающийся французский ученый уверял, что учение Фрейда только "une plaisanterie" . Этот господин, как было доказано, не читал ни последних работ Фрейда, ни моих работ и, следовательно, понимает во всем этом деле не более малого ребенка. К столь блестяще обоснованному суждению вполне присоединяется в своем сообщении о конгрессе также один известный немецкий профессор. Приходится преклониться перед подобной основательностью. На том же конгрессе увековечил свое имя и другой видный германский невропатолог. Вот его остроумное рассуждение: "Если истерия, в согласии с воззрениями Фрейда, действительно была бы обусловлена вытесненными аффектами, то вся немецкая армия была бы истеричной".

10 Ср.: Freud. Zeitschrift fur Regionspsychologie. 1907.

11 Лат.:

Знает гений рожденья, приходящий, чтоб оберегать судьбу,

Бог человеческой природы, что смертно все;

И рассудок, и изменчивый облик, и добро, и зло. (Прим. ред.)



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Юнг, Карл Густав. Значение отца в судьбе отдельного человека
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Притча «Моей матери бог не дал дочерей»
  • Повышение роли отца в семье
  • Воронина Ксения Михайловна. «Мамочка любимая, самая красивая!» Краткосрочный проект ко дню Матери во второй младшей группе
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Признаки того, что человек проживает судьбу своих родственников, реализуя семейный миф
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • К чему снится дочь
  • Притча «Две матери»
  • Объект; object
  • Материнский комплекс; Mother complex; Mutterlich-Komplex
  • Закономерности психических систем
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Марс Д. Случай инцеста между матерью и сыном: его влияние на развитие и лечение пациента
  • Материнский отворот дочери от парня
  • Тип; Туре
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Гильмитдинова Л.Н. Костюк А.М.. Методическая разработка. Краткосрочный проект в старшей группе «День матери»
  • Доэдипов; preoedipal
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • К чему снится грудь
  • Горностай П. П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Зверьков В.Г. Неоконченный аналитический случай. Марина.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • К чему снится смерть
  • Абайханова М. И. Исследование жизненных сценариев в ранней взрослости
  • К чему снится есть мороженое
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • К чему снится свадьба?
  • Юнг Карл Густав. Отношения между Эго и бессознательным.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • К чему снится фата?
  • К чему снятся раки
  • К чему снится ссора?
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Гульнара Серверовна Федянина. Праздник Матери.
  • К чему снится море?
  • К чему снится умерший отец
  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • К чему снятся ключи



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь