|
Шейнов В. П. Искусство управлять людьми.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 264982
Автор: Шейнов В. П.
Название: Искусство управлять людьми. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке тели из первой группы дали ей, как человеку, более положительные оценки, чем студенты второй группы. Выявленное в приведенных примерах влияние рассматриваемого фактора на формирование первого впечатления о человеке — это следствие сложившегося у людей из их опыта представления о том, что волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям, а, с другой стороны, если он задерживает на них свой взор, значит, они ему чем-либо интересны.
Поза. На формирующееся впечатление о человеке может влиять, как показывают исследования, принятая им поза. В одном эксперименте людей, выступавших в роли объектов формирования первого впечатления, просили в одних случаях во время разговоров с теми, чье впечатление оценивалось, наклонять свой корпус вперед, а в других случаях отклонять его назад. Оказалось, что в первом случае люди — и мужчины, и женщины — нравились наблюдателям больше, чем во втором. Кроме того, им особенно импонировали женщины, сидевшие в спокойной позе, с непере- крещенными руками и ногами. Другие исследования в еще большей степени подтвердили значение характерной для человека позы для формирования впечатления о нем. Вместе с тем, они раскрыли и роль позы в передаче истинного состояния человека. Воспитывающиеся в условиях современного общества люди обычно лучше владеют своим лицом при выражении переживаемых ими чувств. Поэтому очень часто не лицо, а именно поза выдает истинное состояние человека, его действительное отношение к нам. Речь иголос. Насколько значима для формирования впечатления о человеке его пантомимика, настолько же важны особенности его речи и голоса. Тон голоса — низкий или высокий, и у мужчин, и у женщин, — вызывает у слушающих их впервые лиц совершенно разные представления относительно личностных качеств говорящих. Выдающиеся политики показывают, что голос — один из факторов преуспевания. Все знают, что Маргарет Тэтчер называли «железной леди». Но не все знают, за что она получила такой эпитет. Оказывается, не за характер, хотя и он соответствует этому определению. А за «металлический» голос, которым она обладала от природы. Он мешал адекватному восприятию ее, и Тэтчер пошла на операцию (довольно рискованную) голосовых связок, чтобы сделать свой голос более соответствующимженскому полу. Однако мужчинам «железный» голос вовсе не мешает, а, скорее, помогает производить нужное впечатление. Пример генерала Лебедя— тому свидетельство. Впервые слышавшие сразу наделяли Александра Ивановича волевыми качествами. А афористичная речь еще более укрепляла первое впечатление. В данном случае голос, речь, характер и пол созвучны друг другу. Понятно, что столь яркие личности только подкрепляют распространенное мнение (не всегда, впрочем, справедливое), что по голосу можно узнать о человеке все. Напряженность в голосе женщины обычно не ведет к приписыванию ей негативных характеристик. Напряженность в голосе мужчины, как правило, заставляет людей думать, что он не очень владеет собой, обладает невысоким интеллектом, уязвим и т.п. Любопытные данные были выявлены при сравнении оценок, которые получили у воспринимавших их впервые людей многоречивые мужчины и женщины. У первых многословие было воспринято как серьезный недостаток, а у вторых — как почти нормальное состояние, не вызывающее предположений о каком-либо личностном изъяне. Эти факты указывают на более снисходительное отношение общества к речи женщин и более требовательное к речи мужчин. Этому соответствует и такое обстоятельство: женщины не придают большого значения своим словам, несравненно большее значения они придают словам мужчин. Люди, которые хорошо определяют состояние других людей по оттенкам их речи и голоса, обычно хорошо передают речью и голосом собственные эмоции. Одежда. Особенности внешнего облика человека также оказывают воздействие на складывающееся у нас впечатление о нем. Фактов, подкрепляющих это утверждение, предостаточно. Так, проведено много экспериментов, в которых перед разными группами испытуемых (уравненными по признакам возраста, пола, образования, профессии, социального происхождения) в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе он выходил в другой одежде или менялись его прическа, украшения (если это была женщина). Когда человек появлялся перед каждой новой группой испытуемых в другом костюме (в обычном или в спортивном, в рабочем комбинезоне или в духовном одеянии, либо в военной форме), испытуемые помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли также те его качества, которые явно предопределял костюм. Например, человеку в военной форме обычно приписывали такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настой- чивость,человеку в обычном костюме — внутреннюю раскованность, открытость по отношению кдругимлюдям, свободу в проявлении чувств. Прическа. Длинные волосы у мужчин наделяют их обладателя в глазах окружающих некой интеллигентностью, склонностью к умственному труду. Наоборот, короткая стрижка наводит на мысль о спортивных занятиях ее носителя, стрижка «под ноль» — о сборах в армию или о недавнем пребывании в местах заключения. Стрижка «под бандита» позволяет причислять ее обладателя к «братве». Очки. Оказывается, и отдельные частные детали во внешнем облике человека могут воздействовать на формирующееся о нем впечатление. Английский психолог Э. Холл показывал в одних группах испытуемых лица мужчин и женщин без очков, а в других группах — те же лица в очках. В очках люди казались испытуемым более умными и прилежными, чем без очков. Вместе с тем, наличие очков или их отсутствие никак не отразилось на суждениях испытуемых о честности, доброте, независимости и о чувстве юмора воспринимаемых ими людей. Этот фактор учитывается в деловом мире. Многие носят очки без диоптрий (и без затемнения) только для того, чтобы производить лучшее впечатление. Другое дело — очки с затемненными стеклами. Они не позволяют видеть глаза собеседника и потому раздражают. В результате человека, не снимающего очки на время разговора, наделяют всевозможными отрицательными качествами: невоспитанностью, скрытностью, лживостью. Косметика. Использование женщиной косметики сверх меры считается, как правило, признаком дурного вкуса, неодухотворенностью, интеллектуальной недалекостью, а также чрезмерным желанием обратить на себя внимание мужчин. В деловом мире в соответствующих стандартах для работающихженщин принято: минимум декоративной косметики, максимум — профилактической, на время, когда женщина принадлежит самой себе. Внешние факторы, влияющие на формирование впечатления Последовательность получения сведений. Установлено, что на мнение о личности впервые воспринимаемого человека влияет последовательность, в какой люди получают знания о различных сторонах его личности. Значение последнего обстоятельства убедительно доказано А. Лачинсом. Изучая значение порядка поступающей информации о человеке, он давал четырем группам испытуемых ряд описаний его поведения. Описания, предложенные первой группе, характеризовали человека как экстраверта, то есть человека, интересы которого направлены преимущественно на окружающих. Сведения, сообщенные второй группе, наоборот, рисовали его как ярко выраженного интроверта, то есть личность, более всего интересующуюся своими мыслями и переживаниями. Третьей и четвертой группам испытуемых были даны комбинированные описания поведения и деятельности человека, ставшего объектом оценки. По первой серии содержащихся в них фактов одна группа могла заключить сначала, что он экстраверт, а по второй — что он интроверт. Другая же группа испытуемых на основе содержания полученных ею сведений могла сначала подумать об этом человеке, что он интроверт, а затем — что экстраверт. После этого всем группам испытуемых Лачинс предложил образцы различных ситуаций, и они должны были сказать, как проявит себя в них человек, с некоторыми фактами поведения которого они только что были ознакомлены. Оказалось, что порядок, в котором испытуемым сообщалась информация о новом для них человеке, определял характер предсказания ими типа его поведения (как экстраверта или интроверта) в различных ситуациях. Наибольшее воздействие на испытуемых оказала информация, поступившая первой. Таким образом, это еще одна демонстрация действенности «эффекта порядка», о котором мы вели речь в параграфе 4.5. Дистанция общения. В ряде работ при выяснении факторов, которые влияют на характер складывающегося о человеке впечатления, имеются данные о значении расстояния между общающимися. Установлен факт: для каждого человека (находящегося в привычной для него обстановке) характерна дистанция, которая должна отделять его от другого, мало знакомого ему, чтобы общение не вызывало раздражения. Зависит это расстояние от роста людей, их пола, психологического состояния, намерений относительно человека, о котором форм Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|