|
Белянин Валерий. Психолингвистика.Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 140299
Автор: Белянин Валерий.
Название: Психолингвистика. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Подобные «семинары» могут начинаться с формирования ведущей установки у присутствующих на неординарность происходящего (50). С самого начала ведущая владеет инициативой, определяет темп подачи информации, изначально оговаривая, что вопросы аудитории исключаются как ввиду ограниченности времени и большого объёма информации, которая будет предоставлена, так и потому, что практически все вопросы будут разрешаться по мере получения информации. Этим аудитория лишается возможности формулировать и представлять контраргументы. При том подчеркивается «избранность» собравшейся аудитории, выбор которой осуществлялся «по особым критериям» (однако критерии не раскрываются, чтобы «не терять времени»); ведущая всячески «приближает» к себе присутствующих (51). Она обращается к присутствующим как к представителям среднего класса, которые хотят обрести финансовую независимость, подобно 4% населения (приводятся ссылки на некие социологические исследования). Подчеркивается, что экономически независимые люди в отличие от других работают по 14-18 часов в сутки, постоянно думая о том, как увеличить свои доходы. «Остальные люди» рассматриваются ведущей в негативном ключе (52). Достаточно примитивно, но с психолингвистической точки зрения действенно, задаётся риторический вопрос (53), на который звучит очевидный (и многоголосый) ответ: «никто», что позволяет «присоединить» присутствующих к себе.
(50) Сегодня — день, который вы никогда не забудете. (51) Здесь собрались люди, которые мне симпатичны. 213 (52) Есть также серая масса, мёртвая рыба, которая плывёт по течению. (53) Кто из вас хотел бы стать дохлой рыбой? При этом присутствующие должны подписать своего рода обязательство не разглашать полученную информацию. В нём также сказано, что именно Вы пользуетесь полнейшим доверием и знакомство с данной «системой» позволит Вам в корне изменить Вашу жизнь и быстрее реализовать Ваши желания, мечты, надежды и цели. Целью подобных «семинаров» является извлечение денег у пришедших и вовлечение их в пирамиду. Самым серьёзным образом относятся к выбору языковых средств различные, прежде всего нетрадиционные религиозные объединения. Остановимся на последнем явлении более подробно. Описывая процесс восприятия речи, мы отметили, что человек постоянно стремится к осмысленному восприятию. Именно поэтому используемые некоторыми нетрадиционными псевдорелигиозными направлениями тексты, написанные, допустим на санскрите, представляют определённую опасность для языкового сознания человека. Они могут размывать смысловые связи и подавлять сознательную деятельность личности в целом. Это может достигаться созданием по сути дела нового языка с непонятными для постороннего символами (54); с определением терминов через другие термины (55, 56) и т.п. Появляются особые слова-фобии (57) или обычные слова наделяются особым значением (58). (54) Чакра, мантра, аффинити, тэтан. (55) Опись — это сбор одитором данных для использования при разрешении кейса, во время которого одитор устанавливает аффинитет с преклиром. Это первый крупный шаг в опреде лении доступности кейса и повышении её. (56) Чакра — колесо скрытых энергетических центров. (57) Порча, грех. (58) Мать, мир, женщина. Говоря о психологической структуре некоторых религиозных текстов, следует также отметить, что тут встречаются достаточно редкие психологические модели, которые созданы с явной целью усиления воздействия на читателей. Так, один из подобных текстов начинается как очень жизнеутверждающий (59) и энергичный (60). Заканчивается он также на позитиве и вере в будущую жизнь (61). Такого рода текст может быть назван «весёлым» и «светлым» по своей эмоционально-смысловой доминанте. 214 Иногда в середине таких текстов возможны компоненты депрессивного плана, несущие некоторую грусть и печаль. В данном же тексте в середине может находиться компонент, который является «тёмным» по своей эмоционально-смысловой доминанте и обусловлен желанием запугать и вызвать агрессивное отношение к миру (62). Тем самым провоцируемая экзальтация (приём «бомбардировка любовью») сменяется запугиванием, за которым, в свою очередь, следует призыв служить тем, кто провозглашает данную истину. (59) Место всем сегодня есть в порядке нашем. (60) Как чудесно видеть отклик молодёжи! (61) Будем верными — и юн и стар — все вместе; Жизнью вечной нас идея наградит. (62) Мы живём теперь под гнётом злой системы, Той, что скоро превратится в пыль и прах. Всею силой нужно с нею нам бороться... Такого рода тексты практически не встречаются ни в художественной, ни в публицистической литературе. Этот текст смоделирован явно с целью вызвать негативное отношение к окружающему миру и к органам власти (называемыми тут злой системой). Специально создаваемые тексты провоцируют дезориентацию (путаницу) мышления с помощью двусмысленности, намеков, ассоциаций, сравнений, вызывающих состояние глупого непонимания, догадок. Таковыми являются и дзеновские коаны (63-66): (63) Мы знаем, что такое хлопок двух ладоней. А что такое хло пок одной ладони? (64) Когда ищешь огонь, находишь его вместе с дымом. Когда за черпываешь воду из колодца, уносишь с собой луну. (65) Кто знает о том, что далеко за туманными волнами есть прекрасный мир мечты? (66) Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл, откуда пришёл. Попытка адекватно понять такие логически противоречивые изречения может вызвать десемантизацию языкового сознания. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этой, же связи отметим, что некоторые тексты современной поп-музыки (67) также выглядят диссоциативными, а их прослушивание может создавать иллюзию состояния изменённого сознания (как бы связанного с наркотическим опьянением). 215 (67) Мне под кожу бы, под кожу Запустить дельфинов стаю, Там у сопки, у подножья, Где я тебя настигаю. Режем мы полоски длинные. Разветвляем, юность ставим краном, Там зелёные, красивые Остаются с нами рядам. Покажи мне пару трюков И прижми хвосты к ладони. Я не слабый, просто добрый я, Только не приостановленный. Где глазами не влюблённый, Обалдевший, вены поджигаю. Нарисую я тебе: «Не люблю и не понимаю*. го рода воздействию зависит от многих обстоятельств, в том числе и от развитости человека как языковой личности. Психолингвистика — хочется верить — может предоставить человеку набор вполне определённых, неоднократно проверенных знаний и фактов, которые помогут человеку оставаться личностью — разумной и свободной. Вопросы для контроля Описывая развитие мышления ребёнка, многие исследователи отмечают наличие у него своего рода мифологического периода сознания, когда он верит, что слова и предметы — это одно и то же. Аналогичное существует и в языке замкнутых религиозных объединений тоталитарного толка (68). (68) Правую руку положите на сердце, и скажите несколько раз (про себя): «Я есть чистый Дух*. Затем положите правую руку на левое плечо и скажите несколько раз: «Если я — чистый Дух, то, следовательно, я ни в чём невиновен*. По-видимому, изменение структуры плана содержания слова тут происходит так. Один из периферийных смыслов определённой лексической единицы с помощью цепочки ассоциаций переводится в центральный. Говоря лингвистически, одна из контекстуальных сем выдвигается с периферии в центр семантической структуры слова и вымещает архисему. Новое значение слова впоследствии представляется как основное и закрепляется в текстах. При этом происходит расширение его лексико-семантической сочетаемости (явления, для обозначения которого в лингвистике используются термины «семантическое поле», «тематический ряд» и т.п.). Одновременно создатели текстов «нагружают» ассоциативное поле, связанное с данной лексемой, новыми единицами. При восприятии текстов реципиент, как известно, образовывает собственную проекцию текста в своём сознании, которая может отличаться от авторского представления о смысле текста. Но всё же — это очень важный момент — он принимает расширившуюся сочетаемость (усваивая «надстроенные» ассоциативные единицы) и постепенно ставит вторичные смыслы на место первичных в системе значений, которая была ранее свойственна языковой картине мира его личности. Его «старая» же личность подавляется, поскольку с помощью нового «языка» устанавливается контроль над сознанием. Умение противостоять тако-216 1. На чём основано действие детектора лжи? Насколько тут приме нимы знания из области психолингвистики? 2. Как можно догадаться, что человек вас обманывает? 3. Может ли следователь только формой своей речи исказить пока зания свидетеля? 4. Каким бы вы хотели видеть общение с системой, которая обладает искусственным интеллектом? 5. В чем психолингвистическая специфика текстов некоторых рели гиозных объединений? 6. Реальна ли манипуляция сознанием человека с помощью слов? 7. Как можно противостоять манипуляции с помощью речи? 8. Что происходит с вами, когда вы уже начинаете представлять себе красный воздушный шарик зелёного цвета, сделанный из синего музыкального ёжика? Темы курсовых 1. Мужской и женский язык в разговорной речи. 2. Мужской и женский язык в художественных текстах. 3. Когнитивные стили и речь человека. 4. Языковые средства описания эмоций и психических состояний. 5. Самохарактеристика личности в объявлении о знакомстве. 6. Ложь в речи и способы её распознавания. 7. Идентификация личности по речи. 8. Язык религиозных текстов. 9. Способы речевого воздействия и манипуляции. 10. Психолингвистические аспекты нейролингвистического программирования. 217 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|