Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26272

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

скую ориентацию, позволяет преодолеть каузальную детерминацию прошлым. «Смысл жизни нельзя вывести из каузальных отношений, и тем более из личных воображаемых представлений, а лишь... из преследования цели, из поиска решения задачи, заданного через ее условия» [Adler, 1982, p. 82- 83; цитпо 144, с. 31]. С этой точки зрения вся индивидуальная психология декларировалась как учение о смысле человеческих действий и смысле че-ловече ской жизни [11; 13].
Не прибегая к детальному обзору теоретических положений индивидуальной психологии, следует отметить, что, с точки зрения А.Адлера нормальное функционирование личности, которое ассоциируется с субъектностью жизни, заключается в способности достигать жизненные цели, адекватно понимать смысл жизни, конструктивно сотрудничать с окружающими людьми и активно концентрировать усилия на реализации смысла жизни. Единственным признаком подлинных смыслов жизни является их содержание, которое не отрывает человека от проблем всего человеческого рода, а наоборот, сближает, роднит его с окружающими людьми. Такие смыслы жизни всегда основываются на общечеловеческих ценностях, разделяемых большинством людей, и пронизаны социальным интересом [12, с. 16]. Напротив, невротическое развитие, которое приравнивается к несубъектному способу существования, выражается в поглощении личности комплексом неполноценности, неспособности к интеграции с окружающими и к подчинению жизнедеятельности общезначимым смыслам и ценностям [11; 13]. Дефектными Адлер полагает те смыслы жизни, которые отделяют человека от проблем человечества и замыкают его на удовлетворении собственных потребностей, в которых преобладает мотивация превосходства [12, с. 18].
Важными условиями нормального развития и функционирования личности А.Адлер считал телеологическую ориентацию активности, полное и адекватное понимание смысла жизни и жизненного стиля, доминирование социального интереса над стремлением к личному превосходству, что проявляется в преобладании социальных ценностей над эгоистическими потребностями личности, а также высокий уровень творческой активности личности в сфере проектирования жизненных целей и реализации смысла жизни. Создание условий, благоприятствующих личностному росту и исцелению личности от неврозов, провозглашалось как основная задача психотерапии. В конечном итоге все усилия
206
психотерапевта, согласно А.Адлеру, должны быть направлены на активизацию творческой субъектной энергии личности, понимание смысла жизни и пробуждение социального интереса [13].
Таким образом, в контексте индивидуальной психологии личности как субъекту жизни атрибутируются следующие признаки: телеологичность личностной активности как устремленность на смыслы, а не на каузальные факторы, насыщенность жизнедеятельности сквозным смыслом жизни, адекватное и полное понимание смысла жизни, активность в реализации смысла жизни, а также доминирование социально полезных смыслов жизни над мотивацией возвеличивания и эгоцентрическими потребностями.
К.Г.Юнг также приблизился к проблеме субъекта жизни при разработке одного из основных понятий аналитической психологии - понятия индивидуации. «Разрабатывая вопрос о трансформации и развитии личности на разных этапах индивидуации и достижения самости, Юнг подходит к решению фундаментальной философской проблемы о значении для мира, для бытия всего сущего появления человека как осознающей себя личности, как субъекта своей жизни» [20, с. 15]. Анализируя движущие силы поведения человека, К.Юнг опровергает тезис о том, что активность управляется прошлым по реактивному принципу. В качестве альтернативы ученый защищает положение о том, что с приходом человека мир обустраивается по проекту человеческих ценностей и смыслов, действительность приобретает новое смысловое измерение. Как существо, порождающее смыслы и ценности, человек преимущественно настроен на будущее, а главный вклад в детерминацию его активности вносит именно поиск смысла. «Человек может претерпеть тяжелейшие испытания, если он видит в них смысл. Вся трудность заключается в создании этого смысла» [244, с. 182]. Согласно представлениям Юнга об онтогенетическом развитии человека установка на осмысление своей жизни и обнаружение ее смысла актуализируется во второй половине жизни, которая совпадает с началом процесса индивидуации [247, с. 84-86].
Самим К.Юнгом и его интерпретаторами индивидуация понимается как процесс прогрессивного осознания человеком глубинных пластов бессознательного и открытие собственной самости, которая таит истинный смысл жизни [20; 249]. Нахождение смысла жизни увенчивает и амплифицирует процесс индивидуации, способствует возрастанию субъектности. Личность, познавшая свое призвание и осознавшая смысл жизни, отличается наи-
207
высшей стойкостью и жизненной мудростью, резко изменяет качество осуществления собственной жизни - «из правильного усмотрения проблемы сразу переходит к правильному действова-нию» [249, с. 251]. С точки зрения аналитической психологии понимание смысла жизни представляет для человека особую рефлексивную задачу, от качества решения которой напрямую зависит качество способа человеческого бытия. Понимание смысла жизни помогает личности правильно выбрать жизненный путь и пролонгировать его как линию практической реализации своего призвания [245, с. 211]. На пути индивидуации личность подстерегает опасность отчуждения от истинного смысла своей жизни в том случае, если она приемлет навязанные ей извне социальные роли или выдуманный смысл. В этом случае рушиться смысловое измерение человеческой жизни и активностью человека завладевают хаотические силы. Все, что необходимо сделать личности - это проникнуть в смысл своей жизни и «добровольно принести себя в жертву своему призванию» [245, с. 217].
Для экспликации элементов концепции субъекта жизни из аналитической психологии важно обратить внимание, что К.Юнг привязывал смысл жизни преимущественно к культурно-духовным ценностям и, наоборот, отвязывал его от врожденных материальных потребностей человека. Возвышенность смысла жизни до уровня духовных ценностей является признаком душевного здоровья, а падение смысла жизни до уровня элементарных, базаль-ных потребностей - симптомом деградации личности. Высшие ступени индивидуации должны быть насыщены общепризнанными этическими, эстетическими, религиозными и прочими духовными ценностями [249]. «Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и потерянным» [244, с. 80].
Из своей терапевтической практики К.Юнг вынес твердое убеждение о том, что смысл жизни является одним из наиболее важных факторов психического здоровья, при потере которого личность поражается «духовной болезнью». Бессмысленность приводит к «психологическому оцепенению» личности, снижает полноту и качество жизни. По этому поводу К.Юнг писал: «Отсутствие смысла играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла... Около трети моих случаев - это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а
208
от бессмысленности и бесцельности собственной жизни» [Цит. по 254, с. 471].
Таким образом, в рамках аналитической психологии в качестве критериев субъектности жизни обозначены следующие признаки: ориентация личностной активности на смысл жизни и производные от него смыслы в противовес стимулам, социальным нормам, давлению внешнего окружения; высокий уровень осмысленности жизни; одухотворенность смысла жизни культурными ценностями и его независимость от простейших потребностей; глубина и адекватность понимания смысла жизни.
Ценные для психологической концепции субъекта жизни положения содержатся в одной из первых гуманистических теорий личности и ее жизненного пути, основанной Ш.Бюлер. Разработанная Ш.Бюлер концепция личности демонстрирует характерную для всего корпуса гуманистических и экзистенциальных психологов приверженность к телеологической схеме объяснения движущих сил личностной активности. Современные исследователи отмечают, что телеологическая схема интерпретации механизмов личностного бытия наложила отпечаток практически на все теоретические концепции и идеи психологов экзистенциально-гуманистического направления [125]. Первопроходцем в этом направлении явилась Ш.Бюлер, которой специально подчеркивалась ценностно-смысловая детерминация человеческого развития и бытия. По ее мнению, бытие человека отличается от существования других форм жизни тем, что человек преследует цели, в которые вкладывает смысл своего бытия [259]. Человеческая жизнь предстает у Бюлер как процесс развертывания смысловых структур личности - «интенционального ядра» или «самости». Самость толкуется как «интенциональность или направленность всей личности. Эта целенаправленность ориентирована на испол-ненность лучших потенциалов, исполненность экзистенции человека» [259, s. 75]. Постулируется, что самость личности несет в себе истинный смысл жизни человека и служит основой при конкретизации жизненных целей. Предпосылкой самоосуществления полагается самоопределение - понимание личностью смысла своей жизни. «Чем понятнее человеку его призвание, т.е. чем отчетливее самоопределение, тем вероятнее самоосуществление» [152, с. 155]. В качестве важного параметра для дифференциации биографий Ш.Бюлер использовала меру активности личности по реализации смысла жизни. На этом основании возникла периодизация жизненного пути личности, в которой характеристика каж-
209



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Леонтьев Д. ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Объект; object
  • Психология саморазвития личности как парадоксальный факт психической жизни
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Поттер Дж., Уезерел М. ДИСКУРС И СУБЪЕКТ
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Рубинштейн С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Конструктивное
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Лавренко Любовь Эдуардовна. Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь