|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379499
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Неонатальный период: период жизни новорожденного ребенка от момента рождения до двух недель.
Обычно новорожденные спят в течение двух третей всего времени или примерно 16 часов в сутки. Проголодавшись, они просыпаются и кричат до тех пор, пока их не накормят. После кормления они в течение нескольких минут активно бодрствуют, а потом опять засыпают и спят два или три часа, пока опять не проголодаются. Некоторые новорожденные засыпают с трудом и подолгу кричат. Их, как правило, можно успокоить, мягко укачивая, напевая тихим голосом или разговаривая успокаивающим тоном. Некоторых новорожденных успокоить легко, а некоторых — очень трудно. Выбор наиболее эффективного метода успокаивания должен быть индивидуальным. Между новорожденными существуют значительные индивидуальные различия по степени возбудимости. К сожалению, многие родители боятся, что если они будут проявлять внимание к малышу, то избалуют его. На самом деле избаловать новорожденного невозможно. Его жизнь полностью зависит от окружающих взрослых. Чтобы успокоить его и помочь ему стать менее раздражительным, надо ласкать его и брать на руки. Несчастные новорожденные, к которым проявляют мало внимания, как правило, становятся более возбудимыми и беспокойными. Новорожденные положительно реагируют на низкие частоты мужского голоса, поэтому отец может прекрасно справиться с ролью утешителя своего малыша. Что умеют делать новорожденные? Имеются данные, свидетельствующие о том, что новорожденные узнают голоса своих матерей и научаются этому во время родов или еще до появления на свет. Новорожденные лучше всего видят предметы, находящиеся на расстоянии примерно 20 см, хотя у некоторых расстояние наилучшего зрения варьируется от 15 до 50 см. По некоторым данным (Pick& Pick, 1970), предметы, находящиеся вне этого диапазона, кажутся им размытыми. Упражнение 6.4 Представьте себе, что вам поручили нянчить десятидневную малышку. Мать покормила ее и ушла. Малышка в течение пяти минут бодрствовала и двигала ручками и ножками. Затем она начала кричать и кричала все громче и громче. Опишите три способа, с помощью которых вы могли бы ее успокоить. а. _________________________________________ б. _________________________________________ в. ___________________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. По мере того как новорожденный растет и переходит из неонатального периода в младенческий возраст, он продолжает испытывать сильную потребность в ласке. У детей, которые чувствуют, что родители их любят и принимают, в дальнейшем развивается чувство собственного достоинства и вырабатывается позитивная самооценка. Постоянно удовлетворяя потребности малыша, родители способствуют развитию у него чувства доверия к миру. К концу первого года жизни большинство детей могут отличать знакомых людей от незнакомцев. Малыши, у которых уже развито чувство доверия, чувствуют себя в безопасности со знакомыми людьми, но могут «скептически» относиться к незнакомцам. Многих родителей волнует вопрос о том, чем и когда следует кормить ребенка. Чаще всего родители задают два вопроса: «Что полезнее для нашего ребенка — грудное или искусственное вскармливание?» и «Когда лучше кормить ребенка — по часам или когда он сам захочет?» Отвечая на первый вопрос, следует отметить, что грудное вскармливание имеет определенные преимущества. С молоком матери ребенок получает природные компоненты, повышающие иммунитет. У матери нет необходимости тратить деньги на приобретение молочных смесей. Однако при грудном вскармливании свобода матери несколько ограничена, и если женщина испытывает депрессию, относится к ребенку как к обузе и чувствует себя им связанной, то кормление грудью может утомлять ее и вызывать еще большую подавленность. По данным Массена (Mussen and others, 1978), отношение родителей к ребенку и ласковое обращение с ним во время кормления играют более важную роль, чем то, кормят ли его грудью или из бутылочки. Не так уж важно, чем кормить малыша, если родители проявляют к нему внимание и ласково обращаются, разговаривают с ним и берут на руки. Ответ на второй вопрос — надо ли строго соблюдать режим кормления — зависит от того, какого стиля жизни придерживаются сами родители. Исследования показали, что здоровье младенцев, которых кормят по их требованию, не хуже, чем у тех, кого кормят строго по графику. Кормление должно происходить в спокойной обстановке и быть для ребенка счастливым временем, но необходимо позаботиться и о родителях — их комфорт и соответствие графика кормления режиму их жизни также играют важную роль. Если сами родители встают ровно в 7 часов утра, завтракают в 7.30, в полдень съедают свой ленч, а обедают ровно в 7 часов вечера, то им, вероятно, будет удобнее кормить ребенка по часам. И наоборот, если родители встают между 6 и 10 утра, иногда не завтракают вообще, а устраивают ленч пораньше, после полудня перекусывают на ходу и обедают, когда проголодаются, им, наверное, удобнее и ребенка кормить не по часам, а когда он попросит. При условии, что кормления сопровождаются лаской и проявлениями любви к ребенку, он постепенно привыкнет к любому из этих вариантов. Малышу необходима не только родительская любовь — надо еще и стимулировать его развитие. Даже в первые месяцы жизни младенцы предпочитают все новое и неизведанное (Fantz, 1958). Они любят, когда над кроваткой подвешивают погремушки, а саму кроватку передвигают, чтобы им открылся новый вид. Попав в другую комнату или в новую для себя обстановку, малыши с интересом рассматривают все вокруг. Им необходимо изучать различные предметы и манипулировать ими. Осязательные, обонятельные и слуховые ощущения играют очень важную роль. Когда дети начинают ползать, они становятся еще любопытнее. Хотя манеж очень удобен с точки зрения безопасности, малышам надо давать возможность исследовать окружающий их мир. Им необходимо знакомиться с новыми местами. Прогулки по двору и по улицам, походы в магазин или в гости к знакомым оказывают стимулирующее воздействие на их развитие. Рис. 6.2. Буквальная интерпретация образных выражений. В первые два года своей жизни ребенок играет один. Он исследует окружающий мир, забавляется игрушками и «понарошку» изображает различные виды деятельности взрослых. Часто во время игры дети разговаривают сами с собой. Развитие речи начинается с «гуления» и лепета. Несмотря на то что обычно годовалый ребенок может понять обращенную к нему простую речь, сам он может сказать только несколько слов. В возрасте от одного до двух лет дети выучивают некоторые словосочетания. Обычно они неправильно произносят слова; например, слово «конфета» у них звучит как «кетка». Вы, вероятно, не раз слышали подобный детский лепет. Надо ли поправлять ребенка, когда он неправильно произносит слова? Большинство психологов советуют не делать этого, потому что ребенка это раздражает. Однако сами родители не должны повторять «детские» искаженные слова. Напротив, они должны произносить слова правильно и четко. Иначе над их ребенком в конце концов будут смеяться другие дети. У двухлетних детей часто возникают проблемы при общении. Им не хватает словарного запаса, поэтому они пытаются добиться, чтобы взрослые их поняли, повторяя сказанное более громким голосом. Представьте себе, что ребенок хочет печенья. Он спрашивает: «Питеня?» Если отец отвечает «Нет», то ребенок повторяет, но уже громче: «Питеня!», как будто отец не слышал или не понял его первую просьбу. Лучше, если родители сообщат ребенку, что его просьба или высказывание ими поняты. В описанной выше ситуации отцу рекомендуется ответить: «Я знаю, что ты хочешь печенья прямо сейчас, но я бы хотел, чтобы сначала ты съел свой завтрак. Доешь кашу, и ты получишь печенье. Если хочешь печенья, поешь каши». С двухлетними детьми надо разговаривать ясным и понятным языком. Часто, услышав идиоматическое или образное выражение, они понимают его в буквальном смысле и пугаются или запутываются. На рис. 6.2 приведены некоторые примеры возникающей в таких случаях путаницы. Маленькие дети часто боятся оставаться в темной комнате, но не умеют подобрать слова, чтобы рассказать о своих страхах. Чтобы успокоить подобные страхи, достаточно просто опустить шторы, закрыть дверцы шкафов и включить ночник. По представлениям американской культуры, самым важным качеством, которое вырабатывается у ребенка в период младенчества, является самостоятельность. Ребенок, который сначала полностью зависел от родителей, к трем годам постепенно научается понимать речь, говорить, ходить, самостоятельно есть, пользоваться туалетом и надевать кое-что из одежды. Необходимо поощрять всякую попытку ребенка сделать что-либо самостоятельно. По мере взросления он начинает все более и более проявлять независимость. Вероятно, вам приходилось слышать выражение «ужасные двухлетки». Двухлетние дети очень гордятся своими достижениями и хотят, чтобы их личность была признана окружающими. Часто их любимым словом становится «Нет». У них появляются собственные мысли, и они уже не столь охотно, как год назад, соглашаются с правилами, установленными взрослыми. Упрямство «двухлеток» не связано с приобретением новых умений, они их приобретают и после трех (и после четырех и т. д.) лет. Этот период «несдержанности и капризов» приходится обычно на 2,5-3 года и связан с появлением так называемого «Я». Ребенок вдруг понимает, что есть внешний мир, который имеет свои желания, зачастую противоречащие его желаниям. .Отчаянные попытки восстановить прежнее ощущение полного контроля над окружением и выливаются в подобные акты упрямства. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|