Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 32166

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Основные выводы:

12. Тело является первоосновой сознания в целом.
13. Пустота носит случайный характер и менее всего свойственна индивидуальным психическим процессам. Всякая мысль и всякое поведение имеют значение.
14. Сознательное - это лишь небольшая часть психики. Бессознательное и предсознательное представляют собой другие компоненты сознания, менее раскрытые и изученные. Психический процесс называется бессознательным в том случае, когда о его существовании делают вывод по результатам его воздействий. Предсознательное - это часть бессознательного, которая содержит доступные воспоминания.
15. Влечения человека не предопределяют исход действия. Описываются два основных вида влечений: сексуальные (поддерживающие жизнь) и агрессивные (потворствующие смерти).
16. Структура личности состоит из ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-я). Высшая задача психики состоит в поддержании приемлемого уровня динамического равновесия, который предельно увеличивает удовольствие, воспринимаемое как снижение напряжения. Главная задача психоанализа заключается в том, чтобы усилить эго, сделать его независимым от чрезмерно требовательного внимания со стороны суперэго и увеличить его способность к рассмотрению ранее вытесненного или скрытого содержания. Фрейд предложил описание психосексуальных фаз развития. Способы удовлетворения желаний и физические зоны удовлетворения изменяются в каждой фазе. Индивид последовательно проходит через оральную, анальную и фаллическую фазы развития. Проблемы, связанные с эдиповым комплексом, имеют место во время фаллической фазы. Латентный период продолжается до тех пор, пока индивид не вступает в генитальную фазу развития. Фиксация происходит тогда, когда человек чрезмерно "застревает" на какой-то определенной фазе.
17. Фрейд, после того как признался, что он не вполне понимает природу женщины, предложил биологическое основание для чувства неполноценности, которое описывали женщины при проведении психоаналитической процедуры. Его теория относительно того, что женская сексуальность представляет собой "разочаровавшуюся" мужскую сексуальность, подвергалась резкой критике с момента ее опубликования.
18. Сновидения используются в психоанализе как вспомогательное средство для раскрытия бессознательного содержания. Сновидения не случайны и не беспорядочны, они рассматриваются как один из способов удовлетворения неосуществленных желаний. Состояние тревоги является главной психологической проблемой душевной жизни человека. Если не существует прямой угрозы для тела или для психики, то вступают в действие механизмы защиты. Расход энергии, необходимой для поддержания эффективной защиты, ограничивает гибкость и силу эго.
19. Понятие потока энергии занимает центральное место в теоретических предположениях Фрейда, связывая такие понятия, как бессознательное, психологическое развитие, личность и неврозы. Ответные реакции на состояние напряжения могут быть как психического, так и физического плана. Либидозная энергия производится из физической энергии. Основные побуждения возникают из соматических источников.
20. Опыт раннего детства оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости. Отношения, которые имеют место в родной семье между родителями и детьми, являются определяющими на протяжении всей последующей жизни человека. Мы, прежде всего, не рациональные животные. Скорее, мы часто побуждаемы могущественными эмоциональными силами, которые могут нам предоставить средства для избавления от напряжения и понимания удовольствия и помогают удерживать определенные воспоминания вне области осознания.
21. Данные противоречия являются неизбежным результатом влияния внешнего окружения, суперэго и неумолимых инстинктивных требований со стороны ид. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь установить наилучший из возможных уровень функционирования эго.
22. Роль психотерапевта заключается в воскрешении в памяти, возвращении в осознание и реинтегрировании бессознательных содержаний таким образом, чтобы жизнь пациента могла приносить ему большее удовлетворение.
Ключевые понятия теории З. Фрейда: Агрессивная энергия. Анальная фаза развития. Тревога. Катексис. Деятельность сновидения. Влечения, побуждения. Эго (Я). Фиксация. Генитальная фаза развития. Ид (оно). Латентный период развития. Либидо. Неврозы. Эдипов комплекс. Оральная фаза развития. Зависть к пенису. Фаллическая фаза развития. Психоанализ. Суперэго (сверх-я). Перенос, "трансфер". Осуществленное желание.

Литература:
7. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Пер. С англ. М.С. Жамкочьян под ред. С. Магуна. - М.: Аспект - Пресс, 2001. - 607 с.
8. Фрейджер Р., Фейдмен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 864 с.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
10. Психология личности в 2-х томах. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1999. - т. 1. - 448 с.



Дополнительная литература:
8. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности: Пер. с англ. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 1999. - 224 с.
9. Тайсон Т., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. - Екатеринобург, 1998. - 528 с.
10. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 1, 2. - М.: Прогресс, 1996.
11. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.


Лекция 9. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
1. Основные понятия теории личности К. Юнга.
2. Теория типов личности.
3. Психологический рост: индивидуация.

1. Основные понятия.
Юнгом была сформулирована теория личного и коллективного бессознательного. Личное бессознательное состоит из забытых воспоминаний, подавленного опыта и сублимированных восприятий. Такая концепция сродни фрейдовскому понятию бессознательного.
Содержание коллективного бессознательного, известного также как безличное или трансперсональное бессознательное, является универсальным и не имеет корней в нашем личном опыте. Эта концепция является, вероятно, величайшим отступлением Юнга от Фрейда и его наиболее значительным вкладом в психологию.
Личное бессознательное. Материалом для формирования личного бессознательного становится прошлое индивида. Эта формулировка аналогична фрейдовскому понятию бессознательного. Личное бессознательное состоит из болезненных и подавленных воспоминаний, а также незначительных воспоминаний, просочившихся из области сознания. Личное бессознательное содержит в себе часть личности, которые никогда не доходят до сознания.
Коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное - это самое смелое и самое спорное понятие из предложенных Юнгом. Юнг идентифицирует коллективное, или трансперсональное, бессознательное с ядром всего психического материала, который не проходит через личный опыт. Его составляющие и образы появляются, распределяясь между людьми всех временных периодов и всех культур. Некоторые психологи, например Скиннер, безоговорочно приняли, что каждый человек рождается как "чистая доска", следовательно, психическое развитие возможно только через их личный опыт. Юнг постулирует, что психика ребенка уже хранит структуру, определяющую и каналы всего дальнейшего развития, и способы взаимодействия со средой. Эта базовая структура является, по существу, одинаковой у всех детей. Хотя мы развиваемся по-разному и становимся уникальными индивидами, коллективное бессознательное является общим для всех людей и, следовательно, едино.
Согласно Юнгу, мы рождены с психологическим наследством, так же как с биологическим. Оба являются важными детерминантами поведения и опыта.
Архетипы. Архетипы - это наследуемые склонности отвечать миру определенными способами. Они являются изначальными образами, воспоминаниями об инстинктивных энергиях коллективного бессознательного.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Ермакова П.Н., Лабунской В.А. Психология личности. Под редакцией
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Джемс. Психология.
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Персонология; personology
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Хорни Карен. Самоанализ.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. Психология обмана, манипуляций, кодирования
  • Фрейд Анна. Психология Я и защитные механизмы.
  • Павел Пономарев. Влияние личности руководителя на личностные трансформации подчиненных
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • О. Романчук. Психология веры, обрядов и культовых действий



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь