|
Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 185931
Автор: Сидоренко Е. В.
Название: Тренинг влияния и противостояния влиянию. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Во-первых, нужно назначать во- ролями. Та, что раньше давала дящими только тех участников, ко- «щипки снизу», теперь должна да-торые могут это выдержать. Как вать «щипки сверху», и наоборот, правило, это мужчины, причем та- Для полной симметрии требовалось кие, которые не склонны к эмоцио- бы, чтобы водящих было не 3, а 4, но нальному мониторингу. Для них эта это может слишком затянуть упраж-игра и становится чаще всего откры- нение. В третьих, тренер должен по-тием. Во-вторых, перед тем, как стоянно подсказывать то одной, то в комнату будет приглашен третий другой команде и всеми силами подводящий, нужно поменять команды держивать баланс игры.
После того, как каждый из водящих найдет маркер, ему можно поаплодировать. В конце игры тренер задает водящим следующие вопросы: « Что ты чувствовал, когда тебе помогала эта команда (слева) ? Что ты чувствовал, когда тебе помогала вторая команда (справа) ? Как правило, водящие говорят о том, что им больше помогала команда «щипков снизу», хотя приятнее и теплее им было слушать команду «щипков сверху». Обсуждение игры может помочь прийти к выводу о большей значимости для данных водящих «щипков снизу», о том, что «щипки снизу» настолько привычны, что воспринимаются как «нормальная инструкция», о трудностях эмоционального мониторинга, о большей информативности отрицательных эмоций и т. д. 8.10. Введение техник психологического самбо Участникам предлагается открыть страницу со сводной таблицей техник (см. раздел 6.5). После этого тренер немедленно переходит к упражнению «Бесконечное уточнение». f Глава 8. Первый день тренинга: Назад, к варварству и манипуляции__________163 В процессе работы с приемами психологического самбо тренер должен несколько раз подчеркнуть значение интонации и других паралинг-вистических и невербальных средств. Речевые формулировки важны, но их недостаточно для достижения цели. Целью же применения техник психологического самбо является восстановление самообладания, преодоление слишком интенсивных эмоций, вызванных нападением или манипулятивным «щипком». 8.11. «БЕСКОНЕЧНОЕ УТОЧНЕНИЕ» Цель. Отработка навыка прояснения позиции нападающе- го с помощью уточняющих вопросов. Дополнительные тренерские цели: □ проверить степень индивидуального психологического контакта тренера с каждым участником; □ продолжить конструктивное развитие этого контакта; □ сделать окончание первого дня забавным и веселым. Инструкция. Давайте прочитаем формулировку техники беско- нечного уточнения. В этой технике важно действительно стараться прояснить позицию нападающего, а не ответить ему встречным нападением. Кто хочет напасть на меня, чтобы я продемонстрировала технику бесконечного уточнения? Это как раз тот момент, когда тренер реализует принцип моделирования реакций. Если тренер не признает моделирования, он может предложить участникам «нападать» друг на друга. ТРЕНЕРСКИЙ СЕКРЕТ № 4 Если тренер категорически отказывается моделировать реакции, то это не означает, что он боится. ♦ Однако ему может показаться, что кто-то из членов группы может так подумать. ♦ Однако ему вовсе не обязательно отвечать предполагаемым ожиданиям группы. 164 Тренинг влияния и противостояния влиянию Однако каким-то ожиданиям группы он все яге должен отвечать. А именно: он должен сделать так, чтобы каждый участник группы извлек для себя нечто полезное. Это его контракт с группой. Добиться реализации этого контракта можно разными путями, и вовсе не обязательно применять моделирование, особенно если ты не уверен в себе хотя бы на 75% . Пока я не стала уверенной в себе на 75% , я этого не делала. И сейчас для меня это всякий раз — вызов. 25% неуверенности все яге остаются... И это хорошо, иначе можно уснуть. Кстати, когда моделируешь реакции, это очень бодрит. Можно рассматривать это как один из способов энергетической самомобилизации тренера. ПРИМЕР_________________Моделирование техники бесконечного уточнения (Москва, «Арсенал», июнь 1999) М. Почему вы зарядили такую огромную сумму за ваш тренинг, Елена?! А. (внутренне похолодев). Итак, вы считаете ее огромной... А какая сумма была бы нормальной для вас? М. (всем). Надо же! Получилось! Все, я замолчала! (общий хохот). Продолжение инструкции. Кто хочет поработать с техникой бесконечного уточнения? Владимир, Анна, Сергей. ...Отлично! Кто может «напасть» на Владимира? Если желающие «напасть» находятся, тренер должен лишь контролировать и корректировать выполнение упражнения. Однако если желающих не найдется, ему придется «моделировать» теперь уже нападение. В этом случае правило таково: «придираться» только к самым поверхностным характеристикам оформления внешности — цвету ботинок, форме ворота, толщине свитера и т. п. Нападения тренера могут быть только шутливыми, смешными и нелепыми. Если участник дает «варварский» ответ или, наоборот, ответ, которым он задевает собственное достоинство («принижает собственную личность»), т. е. ответ, нарушающий его собственные личностные права, тренер обращает на это внимание группы и обсуждает ситуацию вместе с нею. ПРИМЕР____________________Выполнение техники бесконечного уточнения (Москва, «Арсенал», май 2001) М. Как ты мог прийти на занятия в таком толстом свитере? Ведь это неуважение по отношению к тем, кто пришел в костюме. Глава 8 Первый день тренинга назад, к варварству и манипуляции____________165 Варианты ответов Реакция тренера А1 Нормальный свитер! А2. Какая вам разница, какой у меня свитер? Тренер обращается к группе с вопросом: «Согласны ли вы, что это техника бесконечного уточнения7» Кто-то из участников обязательно ответит: «Нет, это самозащита в форме ответного нападения». Тренер может посвятить некоторое время прояснению вопроса о различиях между самообороной и самозащитой (см. раздел 6.4). A3. Какой есть, такой и ношу. Тренер задает группе вопрос: «Согласны ли вы, что это техника бесконечного уточнения?» Наверняка кто- А4. Так что, снять его, если он вам не нравится? то из участников ответит: «Нет, это оправдание, он принижает собственную личность». Здесь можно А5. Обещаю завтра прийти в другом... напомнить группе образ величественного Серафима (см. раздел 6.4). А6. Как я мог бы, будучи в свитере, все же проявить уважение к тем, кто пришел в костюме? Если тренер сам «нападал», то здесь он либо отвечает на заданный вопрос, и для всех становится очевидным, что он перешел в «пласт» когнитивного обсуждения проблемы, либо сообщает, какое действие произвело на него это высказывание (захотелось объяснить свою мысль или, наоборот, замолчать, прекратить разговор и т. п.). 8.12. УПРАЖНЕНИЕ «ВНЕШНЕЕ СОГЛАСИЕ» Цель. Научиться находить в высказываниях партнера то, с чем можно было бы согласиться. Упражнение можно провести по той же схеме, что и упражнение «Бесконечное уточнение». Чаще я использую сессию «Сократического согласия»3. Инструкция. Сейчас я буду обращаться к вам с нелепыми утверж- дениями и вопросами, а вам нужно будет со мной соглашаться, что бы я ни говорила. Постарайтесь найти что-то, с чем вы могли бы согласиться. Например, вы можете согласиться с какой-либо частью высказывания партнера или с тем, что то, на что он обратил внимание действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы или даже... соответствует истине. Этот метод был описан ранее в книге Опыты реориентационного тренинга, 1996 166 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|