|
Смит Ноэль. Современные системы психологии.Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47207
Автор: Смит Ноэль.
Название: Смит Ноэль. Современные системы психологии. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Ошибочные представления об анализе поведения
Различные авторы неоднократно указывали на многочисленные заблуждения относительно позиции Скиннера. Тодд и Моррис (Todd & Morris, 1983) перечисляют ошибочные представления, повторяющиеся в бесчисленных учебниках по психологии. Эти ошибочные представления передаются студентам, а те впоследствии передают их своим студентам. Тодд и Моррис указывают на социально-политические последствия таких заблуждений. Критика основного направления психологии со стороны анализа поведения Анализ поведения направляет в адрес традиционной психологии большое количество критических замечаний и в том числе, что (а) она занимается накоплением больших объемов данных, не заботясь об их согласованности между собой; (б) порождает теории, почти не находящие практического применения; (в) руководствуясь неправильными предпосылками, копирует физику; (г) редуцирует психологию к биологии мозга; (д) неправомерно использует аналогии (в частности, с компьютерами); (е) вносит дуализм в предмет психологии, рассматривая разум (когниции, «я», сознание и т. д.) и тело. Некоторые специалисты по анализу поведения рассматривают свою дисциплину как отдельную науку бихевиорологию (behaviorology), а не как часть психологии. 189 ВЫВОДЫ Катанья (Catania, 1984) отметил, что «...Из всех современных психологов на долю Б. Ф. Скиннера выпало больше всего похвал и больше всего упреков; он является самым признанным и самым превратно понимаемым из психологов. Некоторые до сих пор считают, что его психология это психология стимул—реакция (а она не является таковой); некоторые утверждают, что цепочки стимулов и реакций играют центральную роль в его психотерапии вербального поведения (а это неверно); другие же полагают, что он отрицает эволюционные детерминанты поведения (что не соответствует действительности)» (р. 473). За более чем шестидесятилетний период своего существования система Скиннера продемонстрировала возможности, с которыми, вероятно, ни одна другая система не может сравниться. Сам факт, что она привлекла к себе столь активное внимание и вызвала столь бурную критику, является свидетельством ее значения и ее влияния. Данная система представляет собой философию науки, а также детально разработанную методологию. Как система контроля поведения, она не имеет себе равных. Использование поведения, определяемого правилами (через речь), в отличие от поведения, формируемого условиями подкрепления, придало анализу поведения дополнительную гибкость и возможности, которым еще предстоит получить адекватную оценку. Для Скиннера «контроль, осуществляемый посредством инструкций, рекомендаций, правил и законов, имеет более заметный эффект, чем осуществляемый посредством манипулирования [сре-довыми] условиями подкрепления» (1974а, р. 126). Определяемое правилами поведение и его роль в пове- денческих контрактных отношениях особенно важны для прикладного анализа поведения. Анализ поведения — это не просто технология. Это фундаментальная наука, поскольку анализ поведения основывается на фундаментальных исследованиях и выводит свою технологию из этих исследований. Его результаты находят свое применение в психофармакологии, психотерапии, управлении поведением, образовании и других областях. Говоря об исследованиях, проводимых в рамках анализа поведения, следует также отметить, что в отличие от большинства других психологических систем его принципы выводятся из исследований, а не навязываются им, и что эти исследования продолжают охватывать все новые темы и вопросы. По мере развития исследований проблемы, связанные с различными формами поведения, становятся все более очевидными, что заставляет сторонников данной системы подвергать проверке свои концепции и пытаться модифицировать или совершенствовать их, чтобы разрешать вновь возникающие проблемы, включая критику, исходящую от своих оппонентов. Усложнение анализа поведения может повысить его соответствие сложности нашего мира. Использование этологии, квантификации, определяемого правилами поведения, и сеттинговых событий — все это примеры новых направлений его развития. В дополнение к этим концепциям Моррис (Morris, 1982) перечисляет предметы, к рассмотрению которых анализ поведения обращается в последнее время, — формирование понятий, самоконтроль, эмоции, социальные взаимодействия, поведенческая медицина, общественная психология, социальная ратификация (social validation) и другие. По мере распространения анализа поведения на эти области и развития новых концепций для работы с ними данная система может все более и более отдаляться от своей первоначальной формы. Этот факт можно рассматривать как уступку, необходимую для обеспечения возможности дальнейшего расширения и повышения собственной эффективности. 190 Глава 7. Эко-бихевиоральная наука / экологическая психология ВВЕДЕНИЕ Когда мы входим в магазин, мы включаемся в определенные структуры поведения как в отношении продающихся там товаров, так и в отношении обслуживающего персонала. Мы идем в продуктовый магазин в те часы, когда он открыт, берем тележку для покупок, движемся по проходам вдоль стеллажей, выбирая продукты и кладя их в тележку, пытаясь избежать столкновения с другими тележками, встаем в очередь, ждем, пока кассир сосчитает стоимость наших покупок, расплачиваемся и уносим или вывозим на тележке приобретенные продукты. Данный паттерн поведения предсказуем. Описание нашего поведения на почте, на теннисном корте, на баскетбольном матче или на рабочем месте будет столь же предсказуем. Все это «поведенческие сеттинги» («behavior settings»). Мы следуем ожидаемым паттернам конкретного сеттинга, и наша индивидуальность (personalities) не оказывает при этом практически никакого влияния. Люди с совершенно различными личностными характеристиками тем не менее следуют сходным паттернам, оказавшись в том или ином сеттинге. Мы даже предпринимаем специальные действия, направленные на то, чтобы данные паттерны не нарушались. Например, если мы проводим совещание, на котором хотим использовать слайдовый проектор, но для него не установлен стол, мы отправимся на поиски стола и принесем его в зал. Тем самым мы восполним недостающие физические компоненты, отсутствие которых препятствует реализации или не обеспечивает поддержания этих паттернов. Аналогичным образом мы пытаемся модифицировать не вписывающиеся в паттерн поведенческие компоненты, объясняя новому посетителю в кафе, что он должен подойти к прилавку и сделать заказ. Такие естественные сеттинги, с их упорядоченным и саморегулирующим характером, являются предметом экологической психологии — в последнее время часто называемой эко-бихевиоральной наукой или наукой о поведенческих сеттингах, в том виде, как она представлена в работах Роджера Баркера (Roger Barker) и его коллег.1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СЕТТИНГАХ Устойчивые паттерны поведения Поведенческие сеттинги, такие как продуктовые магазины, это зоны, в которых происходит взаимо- действие между человеческой деятельностью и физическими условиями. К другим примерам относятся учебные классы, заводские упаковочные цеха, залы пиццерий, спортивные сооружения, стоматологические клиники, игральные салоны, судебные палаты и авторемонтные мастерские. Поведенческий сеттинг обладает рядом легко распознаваемых и упорядоченных характеристик. Во-первых, он характеризуется наличием устойчивых паттернов поведения, форм поведения, повторяющихся каждый раз в процессе функционирования поведенческого сеттинга. В школьном классе устойчивые паттерны включают учеников, сидящих за партами лицом к доске, учителя, обращенного лицом к ученикам, которому принадлежит ведущая роль в дискуссии или изложении материала, а также поднимание рук учениками с целью привлечь внимание учителя, чтобы он предоставил им слово. Синоморфы Устойчивые паттерны поведения тесно связаны с окружением, которое по большей части является неодушевленным. В примере со школьным классом оно включает доску, мел, парты для учеников, стол или кафедру для учителя, осветительные и отопительные приборы и стены, ограждающие класс от отвлекающих факторов. Эти неодушевленные компоненты являются неотъемлемой частью поведенческих паттернов; более того, поведенческие паттерны с трудом реализуются в их отсутствие. Баркер использовал для обозначения взаимных отношений (co-relationship) между формами поведения и физическими объектами термин синоморфы (synomorphs) — «тождественные структуры». Набор синоморфов составляет структуру поведенческого сеттинга. Поведенческий сеттинг школьного класса является примером, иллюстрирующим тот факт, что эти структуры состоят из паттернов поведения во взаимосвязи с объектами: ученики сидят за партами и пишут ручками в тетрадях, лежащих на слегка наклоненной в их сторону поверхности парт; учитель излагает материал, пользуясь своими записями, лежащими на кафедре, и пишет мелом на доске; все это происходит в помещении, стены которого ограничивают пространство и ограждают его от посторонних сцен и звуков. На сталелитейном заводе доменная печь и зоны литья являются различными синоморфами, находящимися в пределах одного завода, но функционально взаимозависимыми и охватывающими единый поведенческий сеттинг. Однако упаковочный цех, в котором отлитые стальные формы готовят к отправке, функционирует независимо, пока в нем имеется запас отлитых форм. То, что происходит в литейном цехе, оказывает лишь незначительное влияние на 1 Термин экологическая психология, который можно встретить в более ранней литературе, все еще используется некоторыми авторами. 192 работы, ведущиеся в упаковочном цехе, и наоборот. Это различные поведенческие сеттинги. Синоморфы характеризуются степенью взаимной зависимости друг от друга. В учреждении мероприятия пытаются планировать таким образом, чтобы между ними не происходило пересечений во времени. Например, на университетском факультете учебные занятия не будут планироваться на период общих собраний; на литейном заводе ремонтные и служебные работы не будут проводиться в часы выпуска продукции. Любые синоморфы, сходные по структуре, но функционирующие независимо друг от друга, должны являться частями различных поведенческих сеттингов. Поскольку сталелитейный завод содержит функционально независимые синоморфы, завод в целом не является поведенческим сеттингом, как не является им университет или даже отдельный факультет университета. Обычно не представляет трудности определить, является ситуация поведенческим сеттингом или нет; тем не менее Баркер и его коллеги разработали оценочные шкалы для компонентов ситуации, чтобы обеспечить количественные средства оценки в сомнительных случаях. Поскольку физические науки избегают изучения событий, включающих поведение, а поведенческие науки избегают изучения событий, включающих неодушевленные объекты, область взаимодействия между ними игнорируется как первыми, так и вторыми. Эта область отношений, которая оказывается неохваченной, тем не менее включает значительную часть человеческой деятельности. Предложенная Баркером эко-бихевиоральная наука претендует на роль новой науки, рассматривающей некоторые формы этой деятельности. Окружающая среда Поведенческий сеттинг включает среду, окружающую поведение и ограничивающую зону его действия. Для школьного класса это его стены. Для завода это рабочая зона. Для игры в теннис это линии, ограничивающие корт. Для лыжного спуска это отмеченная флажками трасса, совместно с зоной отдыха и подъемниками, однако он может включать и немаркированные участки для более смелых лыжников. Окружающая среда — это хорошо организованная иерархия «вложенных конструкций» («nested assemblies»), наподобие слоев луковицы. Эти слои прилегают один к другому. Каждая конструкция или блок (unit) содержит некоторые компоненты смежных с ней конструкций (или блоков), так что между ними имеет место некоторая взаимозависимость. Индивид является одной из таких конструкций. Каждый из его биологических органов является компонентом тела индивида и, в свою очередь, представляет собой другую конструкцию. Например, сердце — это компонент окружающего его организма, а клетка — компонент окружающего его сердца. Двигаясь от отдельного индивида в противополож- ном направлении — к более крупным блокам, мы обнаруживаем, что поведенческий сеттинг — это конструкция, компонентом которой является индивид, а сам поведенческий сеттинг может являться компонентом, входящим в учреждение, подобное заводу или университету, содержащему также другие поведенческие сеттинги. Таким образом, то, что является компонентом в одной конструкции, может быть окружающей средой в прилегающей конструкции. Следовательно, блок может быть одновременно внешним смежным и внутренним смежным. «Направленные в обе стороны причинные связи образуют вложенные ряды, в которые включаются различные элементы (или составные объекты) среды; предперцептуальная (preperceptual) среда складывается из систем внутри систем. Элемент (или составной объект) в таких рядах ограничивает другие элементы (составные объекты) и сам ограничен, с одной стороны, внешним, окружающим его блоком, а с другой — внутренним блоком, который он окружает. Это означает, что элементы (составные объекты) во вложенных структурах являются частью своего собственного контекста; они оказывают влияние на самих себя посредством окружающих их элементов (составных объектов), которые они, отчасти, составляют» (Barker, 1963b, p. 23). Определение поведенческого сеттинга Поведенческий сеттинг включает пять характеристик. Он должен: (а) содержать устойчивые паттерны поведения; (б) быть заданным в определенном средо-вом контексте; (в) иметь место в специфической зоне; (г) состоять из поведения и среды, находящихся в си-номорфных отношениях; (д) включать среду, окружающую поведение (Schoggen, 1989, р. 52). Уикер и Кир-мейер (Wicker & Kirmeyer, 1976) перечисляют еще три характеристики: (е) иерархия позиций или ролей в рамках поведенческого сеттинга, причем одни из них являются более жизненно важными, чем другие (как, например, стоматолог по отношению к секретарше в его приемной); (ж) взаимозаменяемость одного участника другим (замена одного стоматолога другим или одной секретарши другой позволит поведенческому сеттингу продолжать функционировать без особых изменений); (з) схемы (цепи) управления, описанные в следующем разделе. Схемы или механизмы управления Поведенческий сеттинг содержит человеческие компоненты, неодушевленные компоненты (non-human), и «схемы управления», или «управляющие механизмы». Термин «схема» («circuit») относится к контурам (или петлям) взаимообмена или обратной 193 связи между компонентами (в противоположность линейной причинно-следственной цепи). Стабильность сеттингов с их отношениями поведение—среда требует функционирования четырех типов схем: целевых, программных, противодействующих отклонениям и запрещающих. Целевые схемы. Каждый поведенческий сеттинг существует ради какой-либо цели: отдыха, производства продукции, продажи товаров, приобретения знаний и т. д. Такая цель или назначение сеттинга и есть то, что называют целевой схемой (goal circuit) поведенческого сеттинга. Целевые схемы — это процедуры для достижения целей, удовлетворяющие участников («обитателей», как их называл Баркер) сеттинга. Участники должны осознавать (perceive) цели сеттинга и ведущие к ним пути. Если некоторые участники покидают сеттинг, другие занимают их место и получают инструкции, необходимые для выполнения соответствующей роли. Участники активно пытаются поддерживать функционирование сеттинга, поскольку его назначение (или цель) в том, чтобы удовлетворять их. Если сеттинг их не удовлетворяет, они не будут стремиться поддерживать его, и он прекратит свое существование. Люди связаны со своими сеттингами через посредство стремления к достижению целей и удовлетворения, которое оно (достижение) приносит. Программные схемы. Люди также связаны со своими сеттингами через посредство программных схем (program circuit). Программы — это спецификации форм поведения, которые реализуют участники сеттинга, такие как правила игры, способы производства на заводе и процедуры проведения совещания. Один или более участников должны быть знакомы с программой и контролировать последовательность событий в сеттинге. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|