Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61416

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

с нет разногласий», — ответил Пол.
«Главное здесь в том, — пояснил Далай-Лама, — что эмоция, как нам кажется, предшествует мысли».
«Иногда предшествует, — ответил Пол, — иногда возникает одновременно, а иногда рождается позже».
Двигаться вперед, не думая
«Еще два нюанса: в момент своего зарождения эмоция вызывает изменения — она меняет наше выражение лица, голос, образ мыслей, импульсы к действию. Эти
изменения происходят непроизвольно, и если мы их не поддерживаем, то ощущаем это как борьбу. Мы боремся за то, чтобы контролировать их, не показывать их, не говорить или не действовать. Определяющим аспектом эмоции является тот факт, что она берет власть над нами на какой-то момент, а иногда на длительное время», — сказал Пол.
«Эмоции могут быть очень кратковременными, длиться не больше одной-двух секунд. В какое-то мгновение я могу чувствовать себя счастливым, в следующий миг ощутить гнев, а сразу вслед за этим почувствовать грусть. С другой стороны, мы можем переживать эмоцию в течение какого-то времени.
Я излагаю, по сути дела, эволюционную точка зрения на эмоции. В автобиографии Чарльза Дарвина есть одно место, где он излагает свое мнение, согласно которому „все чувствующие существа развивались в результате естественного отбора, выбирая себе в проводники приятные ощущения, и особенно удовольствие, получаемое от общения и от любви наших близких". Мне кажется, это заявление перекликается с позицией Его Святейшества, хотя, конечно, между ними есть несколько довольно любопытных различий».
С этими словами Пол преподнес Далай-Ламе экземпляр книги «О выражении ощущений у человека и животных», классического труда Дарвина об эмоциях, который Пол незадолго до того переиздал с современными научными комментариями. «Одна из принципиальных идей Дарвина, выдержавших проверку временем, — идея о преемственности видов. Другими словами, эмоции не являются уникальной особенностью человека. В истории западной мысли на этот счет можно найти самые разные мнения. Одни утверждали, что эмоции свойственны только животным, но не людям; другие заявляли, что эмоции есть у людей, а у животных их нет. Если
бы мы признали, что животные переживают эмоции, то не обращались бы с ними так, как мы это делаем. Так или иначе, преемственность между видами — это такой же факт, как универсальность культур.
Другая и, возможно, самая ценная из идей Дарвина заключается в том, что наши эмоции эволюционировали в процессе нашей истории, чтобы мы могли решать самые важные вопросы жизни, касающиеся воспитания детей, дружбы, брака, антагонизма, и что их главная функция заключается в том, чтобы помочь нам двигаться очень быстро, не испытывая необходимости думать.
У меня в памяти остался один очень яркий пример, одно из дорожных впечатлений», — сказал Пол, вспомнив о наших мучениях на перегруженных индийских дорогах, среди непредсказуемых грузовиков «Tata», переполненных автобусов, такси, рикш, пешеходов и греющихся на солнце коров — дружно следующих закону беспорядочного броуновского движения. Когда один автомобиль обгоняет другой, часто ему навстречу вылетает такой же обгоняющий кого-то лихач. За этим следует ряд головокружительных, полных адреналина моментов, когда оба водителя непрерывно давят на клаксоны до тех пор, пока им не удается разминуться в каких-то сантиметрах друг от друга.
Освежив в своей памяти эту яркую сцену, Пол продолжил: «Допустим, вы ведете машину, и внезапно навстречу вам вылетает другая, казалось бы, готовая ударить вам прямо в лоб. Не успев ничего подумать, не успев даже понять, что происходит, вы поворачиваете руль и жмете на тормоз. Эмоция спасла вам жизнь. Если бы вам пришлось думать, чтобы осознать опасность, и принимать решения, вы бы не выжили. Однако те же самые качества могут привести к беде».
Далай-Лама уточнил: «То есть вы хотите сказать, что быстрая реакция была условным рефлексом, поскольку
если бы человек не научился водить машину и нажимать на тормоза, то он не смог бы этого сделать?»
«Совершенно верно, — ответил Пол. — Интересно, что хотя мы учимся этому не в детстве, а в ранней юности, все равно это умение становится частью нашего эмоционального механизма, частью встроенной модели поведения: если что-то быстро движется нам навстречу в нашем поле зрения — мы реагируем. Что именно движется — неважно. Чем ближе рефлекс к этой модели, тем легче нам его выработать. Однако большинство из того, по отношению к чему мы испытываем эмоции, мы постигаем в период роста. Немного позже я собираюсь затронуть другую не менее интересную тему: можем ли мы чему-нибудь разучиться?» ,
Основные группы эмоций
«Последняя из дарвиновских идей, которая имеет отношение к нашему разговору, — это идея о существовании различных эмоций. Эмоции можно разделить не только на положительные или отрицательные. Каждая эмоция имеет свое собственное сигнальное средство и собственную цель. Вопрос в том, сколько существует эмоций. Поэтому я составил список эмоций, подтвержденных авторитетными научными свидетельствами».
Вопрос о том, какие эмоции являются базовыми — то есть такими, от которых происходят остальные, — остается предметом горячих споров в этой области науки. Этот вопрос пытаются решить несколько психологических школ. Наука располагает солидной базой данных, включая результаты последних межкультурных исследований, целью которых было установление универсальности эмоций, а также межвидовых исследований, которые проводились с целью установить, встречается та или иная эмоция у приматов. В обоих случаях положи
тельный результат может свидетельствовать о том, что данная эмоция могла сыграть существенную роль в процессе эволюции. Согласно Полу, существует около десяти таких эмоций: гнев, страх, печаль, отвращение, презрение, удивление, удовольствие, замешательство, вина и стыд. «Каждое из этих понятий представляет целое семейство эмоций, а не какую-то одну. В качестве примера можем взять хотя бы группу эмоций для выражения гнева».
Представленный Полом список частично совпадал со списком ментальных состояний в буддийской психологии. Вернувшись к этому моменту в конце недели, Да- лай-Лама оценил идею «семейственности» эмоций как любопытную. А пока Далай-Лама провел несколько сравнений с буддийской типологией, что вызвало длительную дискуссию на тибетском с Джинпой, который, по своему обыкновению, не замедлил затеять настоящие дебаты. В конце концов Его Святейшество спросил Пола: «Как, по-вашему, можно ли отнести жадность к эмоциям? У нас возникли небольшие разногласия по этому поводу».
«Она ближе всего к зависти, — ответил Пол. — Я считаю, что каждая эмоция связана с целым комплексом чувств; жадность входит в группу зависти, которой не было в списке десяти эмоций, имеющих значение для эволюции».
Он продолжил: «Я начал изучать презрение в полной уверенности, что это чисто западная — а точнее, английская — эмоция. Но свидетельства ее универсальности оказались не менее убедительными, чем у остальных. Кроме того, существуют свидетельства о ее существовании у животных, а не только у людей. Стивен Суоми установил, что когда вожак приматов получает вызов от подростка, то он выражает презрение, приводя в движение те же самые мышцы, что и человек».
Далай-Лама спросил: «Являются ли все эмоции из этого списка — страх, гнев, отвращение и так далее — спонтанными? Являются ли все они общими для людей и животных? И действительно ли вы не осознаете момент их зарождения? Могут ли некоторые эмоции, такие как страх, в некоторых случаях быть результатом мыслительного процесса?»
«Да, — сказал Пол. — Страх может стать результатом негативного ожидания. К примеру, я жду результатов медицинских анализов, которые должны показать, болен ли я раком. Мне приходится ждать несколько дней, и я испытываю чувство страха — не постоянно, но часто, каждый раз, когда я мысленно возвращаюсь к этой теме и думаю о последствиях. На мой взгляд (хотя многие не согласны со мной), приматы также могут быть способны на такое. По крайней мере, некоторые приматы могут осознавать, как они себя чувствуют, могут предвосхищать эмоциональные события и страдать от боли заранее».
Далай-Лама продолжил: «Это перекликается с темой загрязненного интеллекта. Совершенно очевидно, что мы можем вызывать страх, используя наш интеллект для размышлен



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь