|
Шейнов В. П. Искусство управлять людьми.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 265492
Автор: Шейнов В. П.
Название: Искусство управлять людьми. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке в частности, и значительная доля разводов из-за того, что вступающие в брак фактически идеализируют друг друга.
Что касается ответа на вопрос 6, укажем на «эффект противодействия»: людям свойственно подсознательно оказывать сопротивление сильному давлению извне. В чем бы ни выражалось это давление, оно воспринимается как покушение на одно из прав индивида — право свободного выбора. Вспомните, какое впечатление на вас производила телевизионная реклама, подобная следующей: «Вас еще не знают на мировом рынке? Не беда! Зато знают нас! Только у нас вы найдете то, что вам нужно!» Не раздражение ли? Кроме эффектов восприятия, описанных выше и в следующем параграфе, мы должны сказать и об определенной субъективности восприятия индивидумами одних и тех же событий. Во время одного из заседаний психологического конгресса в Геттингене в зал ворвался человек, за которым гнался вооруженный бандит. После короткой схватки один s из них выстрелил, и оба они выбежали. Все это длилось 20 секунд. Председательствующий обратился к ошарашенным участникам с просьбой записать увиденное. (Это был эксперимент: в тайне от присутствующих все заранее было подготовлено, инсценировано, отрепетировано, велась фотосъемка.) Только в одном из 40 описаний было менее 20 % ошибок по основным фактам инсценировки, 14 отчетов содержали 20—40 % ошибок, а 25— свыше 40 %. При этом более чем в половине отчетов содержалось 10 % выдуманных подробностей. Весьма характерные результаты, несмотря на благоприятные условия для восприятия и профессиональные навыки участников, постоянно ведущих научные наблюдения. Так что о субъективности восприятия не стоит забывать. 4.6. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ: ЗНАЧЕНИЕ И ОШИБКИ От плохого начала и конец бывает плохой. Еврипид Впечатление и мнение «Встречают по одежке» — это вековая народная мудрость. Она же утверждает, что «провожают по уму». Естественно, возникает вопрос, насколько первое впечатление влияет на последующее восприятие человека. Способствует или препятствует раскрытию истинных свойств человека? Эксперименты показали, что наполовину устойчивое мнение о человеке формируется в течение первых полутора минут общения. Анализ бесед при приеме на работу подтверждает и дополняет этот вывод. Установлено: как бы долго ни длился разговор, положительное или отрицательное мнение о кандидате складывается в течение первых 3—4 минут общения. После этого вопросы задают в зависимости от сложившегося мнения: при положительном мнении — позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном — как говорят, «на засыпку». То есть ведущие беседу фактически выстраивают ее так, чтобы их первоначальное мнение было подкреплено последующими фактами. Все это свидетельствует о большой важности первого впечатления. Поэтому важно проследить, какие факторы влияют на создаваемое впечатление, отделить положительные от негативных, истинные от ложных. О чем говорят факты Внешняя привлекательность. Степень привлекательности во многом предопределяет отношение к человеку. Мужчин и женщин, которых компетентное жюри отнесло к наиболее красивым, испытуемые оценили как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатыхдуховно, чем те, кто был «объявлен» некрасивым. Кроме того, мужчины оценили «красивых» мужчин и женщин, фотографии которых им показывали, как более расположенных к другим людям, заботливых и внимательных к ним. Ореол физической привлекательности вызывает сдвиг в оценках, не только когда объектом их оказывается сама личность, но и когда оценивается конкретный результат деятельности человека или тот или иной его отдельный поступок. Есть факты, подтверждающие справедливость высказанной мысли. Молодымлюдямпредлагали оценить очерк, написанныйженщиной, портрет которой прилагался. Автор эксперимента использовал в одних группах испытуемых портрет женщины с привлекательной внешностью, в других— портрет «дурнушки». Оценки были более высокими, когда считали, что очерк написала красивая женщина. А вот другой пример. Студенткам университета, которые готовились стать педагогами, были даны описания проступков, которые совершили семилетние мальчики и девочки, сфотографированные крупным планом. Они должны были высказать свое отношение к каждому из них иких поведению. Студентки оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная наружность. Привилегированное положение красивых осознают уже четырехлетние дети. Отвечая на соответствующий вопрос, они говорят: если будешь красивым, то «тебя все будут любить и не обижать». Дети обоего пола от 2-х лет 9-ти месяцев до 6-ти лет 1-го месяца значительно чаще вызывали на экран, демонстрирующий результаты эксперимента, изображение красивого сверстника. В книге «Психология эмоциональных отношений» Л.Я. Гозман рассказывает о следующем эксперименте. Группе «судей» сообщили информацию о проступке, совершенном незнакомым им человеком и давали его фотографию. Задача состояла в том, чтобы на основании имеющихся сведений сделать вывод об особенностях личности «обвиняемого» и определить ему наказание. Во всех экспериментальных группах были вынесены более жесткие решения, когда проступок совершил некрасивый человек, ему же приписывали больше негативных свойств. К слову, обычай стричь наголо обвиняемых, судя по этому эксперименту, ведет к ужесточению наказаний, поскольку такая «прическа» изменяет внешность в большинстве случаев не в лучшую сторону. Ограничимся приведенными примерами. Здесь важно подчеркнуть другое: психология знает множество фактов, доказывающих, что «эффект красоты» носит предварительный характер. В последующем оценка человека окружающими определяется характером взаимодействия с ним, реальной ценностью в их глазах его дел. Телосложение. Особенности телосложения, конституция человека также влияют на создаваемое им впечатление. Видя полного, с округлыми формами мужчину чаще всего утверждают, что он несильный, старомодный, болтливый, сердечный, добродушный, сговорчивый, доверчивый, эмоциональный, открытый людям, любящий житейский комфорт и большой любитель поесть. О мускулистом, атлетического сложения мужчине обычно говорят, что он сильный, мужественный и смелый, уверенный всебе, энергичный, дерзкий, инициативный. О высоком, худощавом и на вид очень хрупком мужчине опрашиваемые говорили чаще всего, что он высокий, тонкий, нервный, честолюбивый, подозрительный, чувствительный к боли, любящий уединение и скрытный. Высказываясь о каждом из трех типов мужчин, испытуемые называли и их возраст. При этом полного мужчину они видели намного более старым, чем он был на самом деле, а худощавый им, как правило, казался моложе своих лет. Взгляд. Характерное для человека выражение лица — угрюмое или радостное, злое или доброе — воздействует на наше впечатление. Это, без сомнения, ясно каждому. А вот как взгляд другого человека влияет на наше отношение к нему, известно меньше. Новый преподаватель, впервые читая лекцию, по просьбе экспериментатора на одну группу студентов подолгу неотрывно смотрел. Другой же, взглянув на нее мельком, сразу отводил глаза. В итоге студенты первой группы оценилилектора как властного и уверенного в себе человека, а вторые отнесли его к очень стеснительнымлюдям. Другой эксперимент. Студентов попросили высказать свое мнение о новом преподавателе-женщине, которая, как и в предыдущем слу чае, so время изложения учебного материала по просьбе экспериментатора на одну группу студентов постоянно обращала свой взор, а на другую группу студентов, сидевших в аудитории, внимания не обращала. Слуша Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|