|
Белянин Валерий. Психолингвистика.Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 140648
Автор: Белянин Валерий.
Название: Психолингвистика. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Как мы уже отмечали, президент Международной организации прикладной психолингвистики Татьяна Слама-Казаку, будучи румынкой по происхождению, большое внимание уделяла проблеме словесного манипулирования. Она полагала, что психолингвистика должна заниматься не «словами» в общем смысле, а речью как проявлением вербальной активности в сфере коммуникации. По её мнению, коммуникация — это не просто передача информации, но, прежде всего, стремление убедить собеседника. Соответственно, слова употребляются для оказания влияния на других людей.
Ещё недостаточно известно, как слова действуют на людей, и как власть любой природы использует их силу. Понятно, что любая власть старается действовать, используя в том числе и силу слов. Действительно, помимо той помощи, которую слова оказывают как инструменты мышления (а также, возможно, как «эмоциональная отдушина», по выражению Романа Якобсона), они предоставляют возможность осуществлять воздействие. При этом слова не только приносят пользу адресату высказывания, но с ними могут быть связаны злоупотребления, заключённые в самом акте коммуникации. А именно: возможные иска- 209 жения смысла вследствие изменения общеизвестного значения слов ради маскировки реальности, ограничение и даже «затуманивание» мышления человека, изменение его поведения и действий. Всё это можно делать с помощью речи. Языковое и речевое манипулирование получателями информации вплоть до принуждения человека действовать вопреки его интересам — это реальность. Одним из важных аспектов речевого воздействия является то, что оно осуществляется с помощью устно предъявляемой информации. Во-первых, это гораздо доступнее (радио, телефон и телевизор есть практически у всех). Во-вторых, восприятие устной речи требует меньше усилий со стороны реципиента. Письменный текст может быть сложнее написан, однако читателю легче распознать и имеющееся в нем воздействие. Он всегда в его распоряжении, к нему можно вернуться, чтобы обдумать его. Это гораздо сложнее сделать (если только не производилась запись на магнитофонную ленту) с устной информацией. Наша память будет сразу переводить сказанное на «язык мысли», оригинальная форма предъявления информации «улетучится». Чтобы уловить значение каждого слова в контексте, чтобы думать, выслушивая последовательность устных сообщений, требуется время, а его часто не хватает. (Именно этим пользуются жулики, требуя быстрого ответа от жертвы.) Поэтому, если на определённых словах намеренно делается ударение, если речь хорошо структурирована или сконструирована со специальной целью, устная информация может оказывать гораздо большее влияние, чем письменная (недаром политики так любят выступать перед возбуждённой толпой). Ритмичность речи имеет особое значение в плане как её суггестивности, так и эффективности её усвоения. Если сравнить (проговорив их вслух) два описания (42 и 43), то мы увидим, что второе из них, где есть изменение интонационного рисунка, оказывается более лёгким для усвоения и более действенным в плане изменения состояния сознания слушателя. При ритмичном чтении с правильно расставленной интонацией (43) речь меняется как бы по синусоиде: с повышением интонации и с понижением. Удачно подобранный сюжет, на который хорошо ложится чередование интонаций, позволит читающему ввести слушающего в лёгкий транс, перегрузив его внимание и психотерапевтическим смыслом, и интонацией. После этого текста могут уже последовать собственно суггестивные тексты с соответствующей установкой. Существенным для осуществления воздействия является личность того, кто его осуществляет. Так, в одном из психолингвистических экс- 210 (42) Речь равномерная, монотонная, без интонаций. (43) В речи появляются паузы, тон голоса по очереди то повышается, то понижается. Представьте себе лодку, которая качается на волнах вверх и вниз, потому что даже в безветренную погоду на воде есть какие-то волны, и на этих волнах лодка качается вверх и вниз, и на воде всегда есть солнечные зайчики, которые утомляют ваше зрение и серьёзно приковывают к себе ваше внимание. Представьте себе лодку, ... которая качается на волнах ... вверх... голос повышается, уходя почти в дискант ...и вниз... голос понижается до низкого баритона ... потому что даже в безветренную погоду... голос повышается ... на воде есть какие-то волны... голос понижается ... и на этих волнах... голос повышается ... лодка качается голос понижается ... вверх ... голос' повышается ...и вниз ... голос понижается и на воде всегда есть солнечные зайчики ... голос выше которые утомляют ваше зрение ... голос ниже ... и серьёзно приковывают к себе ваше внимание... совсем тихо периментов, испытуемым предлагалось составить текст на заданную тему. Человек, проводивший эксперимент, предпринимал попытки навязывать вставки в текст не подходящих по смыслу слов. Испытуемые (студенты) сначала не приняли такого искажения, но после того, как в экспериментальную группу был включён пользующийся у них авторитетом преподаватель, стали соглашаться на вставку в текст противоречащих смыслу слов. Потому в ситуации, когда действуют лица или группы, обладающие авторитетом, когда кто-либо говорит от лица влиятельной (или давящей) политической силы, — вредное для отдельных лиц или целых социальных слоев влияние, определяемое потенциалом слова, может оказаться весьма выраженным. Стратагем речевого воздействия немало. Например, незаметное искажение или умелая замена иностранным термином традиционного и принятого оборота, которая приводит к изменению значения слова; постепенное, а иногда и принудительное введение искаженных форм коммуникации (навязывание клише, аббревиатуры, даже некоторые метафоры и т.д.). 211 Шпион называется разведчиком; человек, который наживается на торговле смертельно опасными наркотиками, может быть назван романтически наркобароном; некоторое снижение темпов роста на самом деле является кризисом; слово компенсация может обозначать небольшое пособие при огромной инфляции, и т.д. Подобные элементы «двоемыслия» (слово Дж. Оруэлла из романа «1984») особенно распространены во времена войн (44-49). Английский «официальный» Английский «обычный» (44) International army conflict The Vietnam War Международный военный конфликт Вьетнамская война (45) Air raid Aggressive attack Воздушный налёт Агрессия (46) Bridge A splintered set of logs thrown across a stream Мост Несколько скреплённых между собой, переброшенных через ручей брёвен (47) A network of tunnels A gimcrack bomb-shelter Система туннелей Самодельное бомбоубежице (48) A resources control program Defoliation of entire forest, with the results that it may sprout another green leaf for decades Программа контроля за ресурсами Опыление целых лесов ядохимикатами, после которых листья не будут расти десятилетиями (49) Condolence awards The thirty-four dollars given to families of South Vietnamese civilians killed by mistake Выплата в знак соболезнования Тридцать четыре доллара, которые выдавались семьям южновьетнамских жителей, убитых по ошибке Такого рода языковая манипуляция (или лингвистическая «косметика») очень часто применяется политическими, экономическими или технократическими структурами, а также средствами массовой информации для достижения вполне определённых целей. Иными словами, приёмы так называемого «langue de bois» (дубовый язык) имеют большой диапазон, начиная с тоталитаристских клише фашистской и коммунистической эпох и до эпохи социальных изменений. 212 В ходе всевозможных семинаров, предполагающих вовлечение человека в так называемый сетевой маркетинг, также осуществляется воздействие на личность. В частности, там отмечается информационная избыточность, достигаемая передачей информации по трём каналам (визуальный, аудиальный, тактильный). Во время перерывов между выступлениями перегрузка идёт по аудиальному каналу (громкая музыка) при подключении кинестетического (хлопание). Во время подачи информации о продукте и системе его распространения — по аудиальному, визуальному и кинестетическому. Большой объём информации, подаваемый в достаточно высоком темпе (аудиально), иллюстрируется постоянно изменяющимися таблицами, с использованием различных цветных маркеров (визуально). При этом, слушатели должны обязательно записывать и заполнять таблицу (кинестетически). Этим достигается возможность отвлечь внимание аудитории настолько, чтобы подавить возможные возражения. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|