Бек Аарон, Раш А., Шо Брайан, Эмери Гэри. Когнитивная терапия депрессии.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 27808

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Другой пример абсолютистского мышления — это ожидание того, что событие вызовет только одно (обязательно плохое) последствие. Пациент, владелец небольшого предприятия, оказался в затруднительном положении в связи с ростом производственных затрат, повлекшим за собой резкое снижение прибыли. Он с ужасом ждал банкротства, пока терапевт не задал ему вопрос: «Можно ли извлечь из сложившейся ситуации нечто полезное для себя?» По зрелому размышлению пациент пришел к выводу, что настоящая ситуация дает ему блестящую возможность продать собранные за многие годы оборудование и производственные материалы, ставшие препятствием для открытия нового дела, о котором он мечтал в последнее время.
Опрос и самоопрос. Когда пациент становится способен принять более объективный взгляд на вещи, терапевт обучает его применению различных техник, в частности техники самоопроса, помогающих сделать мышление более зрелым.
Ниже приведен пример использования данной техники.
Суждение пациента: Я — полный неудачник.
Вопросы.
1. Что такое неудача? Каковы критерии неудачи?
2. Если сравнить между собой отдельные неудачи и поражения, то отличались ли они по степени?
3. Если какие-то ситуации можно оценить как частичную неудачу или частичное поражение, то не содержалось ли в них и частичных успехов и побед?
4. Есть ли какие-то стороны в вашей жизни (друзья, семья, учеба, развлечения), в которых вы никогда не терпели неудач и, быть может, достигали поставленных целей?
5. Даже если вы терпите в чем-то неудачу, означает ли это, что вы никогда не добьетесь в этом успеха?
6. Если вы не достигли какой-то цели, значит ли это, что вы не состоялись как личность?
7. Можно ли презирать человека за то, что он потерпел неудачу?
8. Если вы потерпели неудачу, разумно ли заниматься самобичеванием и усугублять тем самым свои страдания?
Мы обнаружили, что уже сам факт обращения к себе подобных вопросов позволяет пациенту выйти за рамки сложившихся у него предубеждений. Попытка заново осмыслить свои проблемы помогает ему сформировать новые, менее предвзятые и более адаптивные суждения.

Нарушения внимания и памяти

Между нарушениями внимания и памяти, наблюдаемыми при депрессии, существует тесная взаимосвязь. Информация не откладывается в памяти депрессивного пациента в силу того, что он не может сконцентрироваться на ней. Терапевт должен объяснить пациенту, что нарушения внимания и памяти есть типичный симптом депрессии. Эти проблемы относятся к разряду «обязательных» и ни в коей мере не свидетельствуют о повреждении рассудка.
Основная проблема в том, что депрессивный пациент так поглощен мрачными раздумьями, что не обращает внимания на внешние стимулы. Терапевт может помочь пациенту перенаправить внимание с помощью серии структурированных упражнений, например попросив ежедневно читать вслух по несколько коротких абзацев из книги или решать несложные математические задачи. После успешного выполнения подобных заданий пациент, считающий себя неспособным сосредоточиться, обычно меняет мнение о себе в лучшую сторону. Когда терапевт видит, что пациент легко справляется с этими заданиями, он советует ему купить кухонный таймер и поручает попрактиковаться в выполнении других, более сложных заданий, постепенно наращивая продолжительность концентрации внимания.
Так например, одна пациентка жаловалась, что она не в состоянии что-либо делать по дому, ибо, за что бы она ни взялась, ее хватало только на несколько минут. В качестве домашнего задания пациентке было поручено вымыть машину; при этом она должна была следовать инструкции, которую она составила под руководством терапевта и в которой была подробно расписана вся последовательность шагов. К своему удивлению, женщина обнаружила, что она посвятила этому делу целых три часа и справилась с ним блестяще.
В тех случаях, когда пациенту нужно запомнить какой-то материал, связанный с его работой или учебой, он может воспользоваться методом SQ3R. [Survey, Question, Read, Recite and Review, что буквально переводится как «просмотр, вопросы, чтение, пересказ, обзор». — Примеч. пер.] Сначала пациент просматривает материал, чтобы получить общее представление о нем. Затем он составляет план, чтобы сосредоточиться на основных положениях и осмыслить материал. После этого он внимательно прочитывает материал, а затем воспроизводит его либо в письменном виде, либо путем устного пересказа. И в завершение пациент снова просматривает материал (Robinson, 1950). Побочным результатом применения данных техник является то, что, сосредоточиваясь на каком-то деле, пациент отвлекается от навязчивых негативных мыслей.

Поведенческие симптомы

Пассивность, инертность, избегание

Бездеятельность и пассивность являются центральными симптомами депрессии. Некоторые подходы к решению этой проблемы обсуждаются в главах 7 и 13. Более подробно проблема раскрывается в работе Cognitive Therapy and Emotional Disorders (Beck, 1976).
Пассивность депрессивного пациента принято считать формой нейрофизиологического или психомоторного торможения. Занимая пациента какой-либо деятельностью, терапевт может ослабить эти симптомы.
Разработка программы и плана действий. Правильно спланированная программа может иметь целый ряд позитивных последствий. Назовем только некоторые из этих последствий.
1. Изменение образа Я пациента. Пациент начинает гораздо более реалистически оценивать свой опыт и свои перспективы.
2. Занимаясь некой деятельностью, пациент отвлекается от болезненных, депрессогенных мыслей и неприятных переживаний.
3. Конструктивная деятельность пациента способствует улучшению его отношений с близкими.
4. Если занятие доставляет пациенту удовольствие, то это удовольствие становится стимулом к продолжению деятельности.
Тот, кому доводилось иметь дело с депрессивным человеком, знает, как тяжело побудить его к активности. На какие только уловки ни идут родственники и друзья пациента, пытаясь занять его каким-нибудь делом. Как правило, их старания оказываются безуспешными, и происходит это потому, что люди не понимают психологию депрессии. Чтобы помочь пациенту стать более активным, нужно создать мотивацию к деятельности, логически обосновав ее необходимость. Но для начала терапевт должен узнать, как сам пациент объясняет свою пассивность, чем он оправдывает свой бездеятельный образ жизни.
Это можно сделать, например, так. Терапевт рекомендует пациенту некое занятие, которое тот явно способен осилить. Если пациент говорит, что он не хочет или не может заниматься этим, терапевт просит его четко сформулировать причины нежелания. Эти «причины» рассматриваются как подлежащие эмпирической проверке гипотезы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом
  • Шустов Д.И. Терапия разрешением: Берн и Христос
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Крис А. Метод свободных ассоциаций
  • Метод сосредоточения
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 11 класс. Французский язык. 2018 г.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 11 класс. Английский язык. 2018 г.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 11 класс. Немецкий язык. 2018 г.
  • Исцеление; Healing; Heilung
  • Дикова Н.Л. О сеттинге работы с пограничным пациентом
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 11 класс. История. 2018 г.
  • Стайнер Дж. Проблемы психоаналитической техники: интерпретации, центрированные на пациенте, и интерпретации, центрированные на аналитике
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • Абстиненция; abstinence
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • неизвестно. ВПР. Всероссийская проверочная работа. 11 класс. Биология. 2021 г. ( образец; варианты )
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. История. 2018 г.
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 5-й класс. Биология. 2018 г. ( образец; варианты )
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. История. 2018 г.
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. География. 2018 г.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. География. 2018 г.
  • Что поможет вам справиться с гневом и востановить равновесие
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 5 класс. История. 2018 г. ( образец; варианты )
  • Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. ОГЭ 2016. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий 2-5
  • Оклендер В. Гештальт-терапия ребенка, переживающего утрату
  • Притча «Сознательный выбор»
  • Коростелева И.С. Особенности взаимоотношений с психосоматическим пациентом в рамках психоаналитической психотерапии
  • Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. ОГЭ 2015. Русский язык. Практикум. Подготовка к выполнению заданий части А
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Обществознание. 2018 г.
  • Притча «Удивительный пациент»
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Биология. 2018 г.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Биология. 2018 г.
  • Фонда П. Некоторые размышления о двух сессиях в неделю
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. История. 2018 г.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 11 класс. Физика. 2018 г.( образец; варианты )
  • Зубарева И.И., Лепешонкова И.П. Математика 6 класс. Тетрадь для контрольных работ
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Русский язык. 2018 г.
  • Адлер Альфред. Техника лечения
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 7 класс. Биология. 2020 г. ( образец; варианты )
  • Логвина А.А. ЕГЭ. Английский язык
  • Егор Горд. Три шага к обретению уверенности в себе
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Тест «Коммуникативная компетентность».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь