|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54517
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 1. Какими педагогическими мотивами руководствовалась учи-
тельница Евгения Николаевна при оценке сочинения ученика В. Розова? 2. Какие психологические особенности детского мировоззрения увидела учительница в «откровении» учащихся по случаю пожара школы? 3. Докажите, что педагогический такт в общении с учащимися является важнейшим условием утверждения авторитета учителя, Задача 8 Одной из важнейших функций учителя-воспитателя в совре- менной общеобразовательной школе является классное руковод- ство. Эта работа связана с постоянным общением учителя с ро- дителями, с изучением обстановки жизни детей в семье в целях Богопольский Л. Добрый порыву/Правда. •-« 1978, — 19 февр, 1 Учительская газета. — 1976. — 2 окт. 243 1б* создания единой и целенаправленной программы действий школы и семьи в деле воспитания учащейся молодежи. Успешное выполнение учителем обязанностей классного руко- водителя требует от него большого такта и высоких профессио- нальных качеств его личности. Внимательно прочитайте выдержки из выступлений трех чита- телей «Учительской газеты», на страницах которой было проведе- но обсуждение статьи Е. Сермяжко «Как посещать семью уче- ника», и ответьте на вопросы. Ф. Ридош, старший инспектор инспекции при начальнике Ке- меровской железной дороги: «Когда-то я был учеником—и не одной, а. многих школ. Учился в школах Одесской, Тернрпольской и Запорожской областей. Очень трудно было мне: семья наша была эвакуирована из Польши, я не знал русского языка. Роди- тели не могли мне ничем помочь, и, если бы не учителя, не знаю, стал бы я тем, кто есть сейчас. Между прочим, не ко мне одно- му так относились педагоги. Все учителя душой и сердцем боле- ли за каждого ученика. Затем я сам стал родителем. Росли Сережа и Наташа. Их учи- теля бывали у нас дома очень часто. Разговор всегда был желан- ным, «от души». У меня никогда не было тайн от людей, которые учили моих детей. Мы советовались, как лучше повлиять на ха- рактеры детей, как помочь им в учебе. Все это помогло моим стар- шим вырасти достойными людьми. Сейчас у нас растет дочь Любаша. Она учится в 4 классе. И ее педагог—тоже наш первый советчик. Мы понимаем, как труд- но каждому учителю хорошо знать своего воспитанника, микро- климат в семье, психологию семейных отношений. И мне кажет- ся, что вопрос о посещении учителем той или иной семьи—это очень деликатное дело. Тут надо все обдумать, все взвесить, получить подробную ин- формацию о том, где работают родители, чем увлекаются, како- вы отношения между супругами. А при встрече все должно быть просто, естественно, очень этично. Ведь учитель хочет помочь чем-то не только ученику, но и родителям. Но, помогая, он не должен задевать самолюбие от- ца или матери. Не обвинять в невежестве, в педагогических про- счетах, в неумении воспитывать ребенка. Только тогда учитель всегда будет желанным гостем в доме». А. Султанбеков, кандидат психологических наук: «Мне кажет- ся, надо больше внимания обращать не на то, как- посещать родителей, а как во время этих визитов с ними разговаривать. Вспоминаю такой случай. Знакомая учительница с гневом расска- зывала мне, что все ее усилия «образумить» родительницу Вовы (первоклассника!) ни к чему не привели. На ее «советы» мать не обращает внимания, мер никаких не принимает, а ребенок день ото дня делается все невыносимее. «Невыносимый» Вова на поверку оказался самым обычным мальчиком. Хорошо решал задачи, правильно говорил, без оши- 244 бок писал. Да и внешне он выглядел вполне благополучным— опрятный, аккуратный, воспитанный. Только вот сидеть спокойно за партой не мог: то вскочит, то развалится, то начнет тормошить соседа. Почему? Пошел в эту семью. И после длительной доверительной бесе- ды с матерью мальчика выяснил: Вова рос с отчимом, человеком грубым, жестоким. Все эти годы он издевался над сыном, нанес ему сильную психическую травму. Теперь мать живет с Володей вдвоем. Самое бы время его лечить, да вот беда—так же как отчим, его стала дергать учительница. «Да и со мной—доба- вила мать, — она разговаривает, как с провинившейся школь- ницей». Надо ли говорить, что подобная «методика» контактов с семь- ей ни к чему хорошему не приведет. Ушинский когда-то справед- ливо заметил, что воспитывается ребенок не нравоучениями, а всем образом жизни семьи. А узнать семью можно, только став ее другом, советчиком, доброжелательным помощником, поверен- ным в радостях и печалях, Многие же педагоги, к сожалению, считают, что их обязан- ность—всех и вся поучать, причем тоном, не допускающим воз- ражений. Кстати, «метод назидания» почему-то берут на вооружение и будущие педагоги—студенты вузов и училищ. Нахватавшись, на- читавшись педагогических суждений, многие при первом же (еще в период практики!) посещении семьи считают себя на голову вы- ше тех, от кого, казалось бы, должны ждать помощи и поддерж- ки. В результате такого общения школа вместо заинтересован- ного, деятельного союзника выращивает такого же деятельного и энергичного противника». Е. Желуницева: «Не хочу называть фамилию учительницы, о которой пишу. Если она прочитает мое горькое письмо в газете, думаю, узнает себя, а узнав, надеюсь, поразмыслит над случив- шимся. На днях, в булочной, я встретила классного руководителя сво- ей внучки Танечки. — Очень хорошо, что я вас «поймала»,—громко сказала мне воспитательница. Причем произнесла это так резко и раздражен- но, что все, кто был в магазине, невольно обратили на нас вни- мание. — А что случилось? — испуганно спросила я. — Пока ничего страшного, но поговорить я с вами давно со- биралась. И тут же, при всех, учительница, молодая, интеллигентная по виду женщина, стала перечислять «грехи» внучки: на уроках си- дит в шарфе, отказалась с ребятами идти за макулатурой. Когда ее отчитываешь, глаз не поднимает и ни «да» ни «нет» от нее не добьешься. И десять минут в том же духе. Я пыталась объяснить педагогу, что девочка недавно болела. Куда там! Обвинили и меня, что подрываю «авторитет» школы, 245 противопоставляю Таню классу. В заключение учительница ска- зала: — Хорошо, что встретила вас, не нужно теперь идти к вам домой. А вы передайте мои замечания родителям. С Таней я, конечно, поговорила. А вот «замечания», каюсь, не передала. Не хочу, чтобы дочь с зятем плохо думали о классном руководителе своей девочки. Ведь они видели ее только на обще- школьных собраниях—приветливую, улыбающуюся. И не уста- ют повторять Тане: «Какая у тебя замечательная учительница!» Пусть так все и думают. А за хлебом я теперь хожу в другую булочную»'. Вопросы 1. Выскажите ваше мнение о правильности утверждения Ф. Ри- дош, что «вопрос о посещении учителем той или иной семьи—это очень деликатное дело». Если вы согласны с этим мнением, ука- жите, почему вы так думаете. 2. Объясните, почему авторы статей А. Салтанбеков и Е. Же- луницева в своих суждениях о «методике» контаков с семьей ука- зывают на недопустимость со стороны учителя-воспитателя поучать родителей, «причем тоном, не допускающим возражения», «резко и раздраженно». 3. Подумайте, какими личностными и профессиональными ка- чествами должен обладать учитель, чтобы успешно решать задачи объединения усилий школы и семьи в деле коммунистического вос- питания формирующейся личности школьника. Приведите примеры из личных наблюдений. Задача 9 В современной советской школе большинство учителей выпол- няют функции классных руководителей — организаторов воспи- тательного процесса. Это сложная и ответственная работа, требующая от учителя глубоких психологических знаний, педагоги- ческих умений и навыков работы с детьми. Известно, что в процессе своей жизни и деятельности школьник сталкивается с мно- гочисленными группами людей, с отдельными лицами и коллек- тивами, которые оказывают на него воспитательное воздействие, причем не всегда отвечающее требованиям государственной про- граммы обучения и воспитания. В этом случае задача классного руководителя — обеспечить руководство процессом становления личности ребенка, правильно интегрировать разнообразные воздей- ствия и вносить в них необходимые коррективы. Педагогическая практика показывает, что успех в решении воспитательных задач классного руководителя зависит прежде всего от его личностных и профессиональных качеств, от его уме- ния организовать жизнедеятельность школьного коллектива, ус- Учительская газета. — 1980, — 2 февр. тановить здоровые межличностные отношения среди учащихся, пробудить у них инициативу и общественную активность. Внимательно прочитайте рассказ зав. Дзержинским роно го- рода Волгограда В. Катькалова о работе классного руководителя И. М. Силантьевой и дайте ответы на вопросы. «Чем меньше дней остается до конца учебного года, тем чаще задумываются классные наставники о его отступающих заботах, радостях, тревогах. И тем требовательнее спрашивают себя: что удалось сделать, каковы воспитательные результаты? Ответить на этот вопрос нелегко и непросто. Ведь всходы педагогических посе- вов появляются в сроки неопределенные, и нива воспитательская зреет дольше, чем нива хлеборобская. Да и возделывает ее не один лишь классный наставник. — О чем вы думаете сейчас, Ирина Михайловна, на пороге выпуска своих десятиклассников, которым отдали три года нелег- кого воспитательного труда? Что извлекли из собственного опыта, чем могли бы поделиться с коллегами?—спрашиваю я наставни- ка 10 класса «В» 70-й Волгоградской школы И. М. Силантьеву. И, не рассчитывая на быстрый, короткий ответ, вместе с учитель- ницей вникаю в детали ее трехлетней воспитательной работы. В целом класс, куда пришла И. М. Силантьева, произвел на нее впечатление работоспособного, но не очень сплоченного и не совсем организованного. Довольно большая группа ребят вы- зывала беспокойство учителей школы. У восьмиклассников уже сложился определенный опыт общения с наставниками. Начиная с IV класса, их было несколько. Это нежелательное обстоятельст- во не могло не наложить отпечатка на работу нового классного руководителя. Много думала Ирина Михайловна, с чего начать, чтобы создать в классе такой микроклимат, при котором каждый чувствует себя частью целого, отвечает не только за себя. Ее питомцы стали комсомольцами, а это ведь новая ступенька их идейной зрелости. Вот на что можно и должно опереться. До деталей продуман план действий: тактично помочь восьмикласс- никам создать боевое ядро — бюро классной комсомольской ор- ганизации, сделать членов бюро своими единомышленниками, иск- лючить из общения с комсомольцами приказной тон учителя. Толь- ко тогда к действию будет побуждать ребят не требование педа- гога, а воля коллектива, его решения. После уроков они часто задерживались со своим класснык руководителем по разным текущим организационным делам. Луч- шего времени для доверительных бесед не найти, решила Ирине Михайловна. И они завязывались, становились все продолжитель нее, эти не вписанные ни в какие планы беседы. О долге и чести, о совести и ответственности, о том, почему нельзя быть равнодуш- ным. Предметом коллективного осмысления, горячих споров ста- ли в классе всевозможные «почему», «зачем», «как». <•..) Любая беседа принимала характер живого обмена мнениям'; и неизменно выходила на классные дела, заботы, взаимоотноше- ния. Наверное, поэтому эти дела становились для всех все бо- 247 246 лее интересными и значимыми, хотя речь шла о привычных собра- ниях, об оформлении стенной газеты или о фотовыставке, о кон- курсах и спортивных состязаниях, о выступлениях на вечерах. С удовлетворением .отмечала Ирина Михайловна, как все значи- мее для ребят становились слова: «Так решило бюро», «Бюро мне поручило», «Я дал слово бюро», «Комсомольское собрание слу- шает мой отчет»... Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|