Беличева С.А. Основы превентивной психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 38818

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Подобные формы и методы воспитательно-профилактических корректирующих воздействий вполне реально осуществимы в практической работе школы. Возможности их реализации в конечном счете определяются гуманистической позицией учителя, уровнем его педагогического мастерства и характером, стилем его отношений с учащимися, классным коллективом.
Чтобы выявить влияние педагогического стиля на характер межличностных отношений в классе, нами было проведено изучение структуры формальных и неформальных отношений классных коллективов, которыми руководят учителя с разным педагогическим стилем.
Были выделены следующие педагогические стили: императивный или авторитарный (И), сотрудничающий или демократический (С), либеральный или попустительский (П).
Главным критерием такой классификации послужило отношение к использованию полномочий власти, санкциям поощрения и наказания, к органам классного самоуправления.
Для определения стиля классного руководства использовался метод экспертного оценивания по следующим показателям.
1. Отношение к органам классного самоуправления:
развивает, опирается на органы самоуправления (С);
игнорирует, не придает им значения (П);
подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета коллектива класса (И).
2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся:
предпочитает поощрение наказанию. Не забывает похвалить ученика за успех (С);
проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся (П);
предпочитает меры наказания мерам поощрения. При малейшей оплошности следует разнос, вызов родителей и т.д. (И).
3. Решение конфликтных ситуаций в классе:
при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку (С);
уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее (П);
в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет (И).
4. Жесткость в требованиях:
требователен в меру. Способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя
(С);
в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не доводит до конца своих требований (П);
в требованиях непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств (И).
5. Дистантность в общении:
167

находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно (С);
не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока (П);
подчеркнуто держит дистанцию. Общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров (И).
Экспертное оценивание, проведенное по данным показателям, позволило выделить три группы учителей: императивного, сотрудничающего и попустительского стиля. Следует отметить, что выделение этих групп отнюдь не означает, что всех учителей можно классифицировать поданным признакам. Напротив, при оценке значительной части педагогов возникли затруднения с тем, к какой из предложенных групп их отнести, поскольку не все признаки совпадали либо не были достаточно выражены.
Однако для нашего исследования были отобраны лишь те учителя, выявление и оценка стилей которых прошли без особых затруднений и которые устойчиво по всем критериям соответствовали императивному, сотрудничающему либо либеральному, попустительскому типу.
На следующем этапе проведенного исследования было осуществлено социометрическое изучение межличностных отношений в классах отобранных учителей, сопоставлены формальная и неформальная структуры классных коллективов, произведено сравнение таких показателей психологического климата в коллективе, как индекс изоляции (ИИ) и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).
Как известно, социометрические опросы, в процессе которых членам коллектива необходимо осуществить выбор партнера для какой-либо совместной деятельности, позволяют раскрыть так называемую неформальную структуру коллектива, строящуюся на симпатиях, антипатиях, авторитете, уважении. В структуре неформальных отношений имеются свои лидеры, те, к кому все тянутся, кто получает максимальное число выборов, а также изолированные, не получившие ни одного выбора.
Структура неформальных отношений далеко не всегда совпадает со структурой формальных отношений, которые складываются в соответствии с официальным статусом членов коллектива. Рассогласование этих двух структур, когда официальные руководители либо, в случае классного коллектива, представители органов классного самоуправления оказываются в изоляции и фактически не пользуются уважением и симпатией в коллективе, есть тревожный симптом, показатель неблагоприятно складывающихся межличностных отношений, нездорового психологического климата.
Сравнение результатов социометрического опроса в классах с авторитарным (императивным), сотрудничающим и попустительским стилями классного руководства позволило сделать вывод о безусловном влиянии стиля классного руководства на межличностные отношения в классе.
168
Во-первых, деформация, несовпадение неформальной и формальной структур класса обнаружилась лишь в классах учителей с авторитарным стилем, где актив класса проводит императивные требования учителя, противопоставляет себя коллективу и оказывается в изоляции.
В классах с попустительским стилем актив не входит в число отвергаемых, изолированных ребят, но вместе с тем и не выполняет в полной мере функций самоуправления, относясь довольно безответственно к своим общественным поручениям. В классах с сотрудничающим стилем классного руководства представители классных органов самоуправления имеют достаточно высокий социометрический статус, совмещая полномочия формальной власти с влиянием своего авторитета на одноклассников.
Признак совпадения или несовпадения формальной и неформальной структур позволяет достаточно верно судить о психологическом климате и характере межличностных отношений в классе. Там, где официальные лидеры пользуются уважением, доверием класса, складывается и более здоровый психологический климат с меньшей напряженностью, конфликтностью в отношениях ребят по сравнению с классами, где формальная и неформальная структуры не совпадают.
Эти же выводы подтверждаются сравнением индекса изоляции (ИИ) и уровня благополучия взаимоотношений (УБВ), предложенных Я.Л. Коломинским в качестве диагностических показателей межличностной структуры коллектива [77 ]. Индекс изоляции (ИИ) определяется соотношением изолированных учащихся к общему числу членов коллектива, чем меньше этот показатель, тем благоприятнее психологический климат коллектива.
УБВ определяется соотношением учащихся, находящихся в благоприятном положении, к тем, кто находится в менее благоприятном положении, не имеет выборов вообще или имеет минимальное количество выборов. В данном случае, напротив, чем больше этот показатель, тем благоприятнее психологический климат коллектива.
Проведенное социометрическое исследование позволило выявить, как соотносятся вышеназванные показатели в коллективах с различным педагогическим стилем классного руководителя.
Таблица 13
Показатели статусной структуры в коллективах с различным педагогическим стилем классного руководства, %

1___1____^________________
Как видим, диагностические показатели психологического климата заметно благоприятнее в классных коллективах, которыми руково-
169



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Влияние стиля руководства на психологический климат в организации
  • Сивкова Ирина Николаевна. Проект «Детский сад в руках детей – час самоуправления»
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Исаева Ольга Сергеевна. Технологии, используемые в работе с педагогическим коллективом.
  • Социометрический статус и самооценка
  • Соболева Ольга Альбертовна. «Психологическая разгрузка для педагогов»
  • Макарова Ирина Петровна. Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы разные, но мы вместе!»
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Журавлева Марина Юрьевна. Психологическое занятие на тему «Дружба»
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Елена Жаренко. План-конспект классного часа по теме: 'Урок государственности'
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Программа «Психология общения» для учащихся. 4 КЛАССЫ
  • Клобукова Олеся Владимировна. «Преемственность в работе педагогического коллектива как условие формирования эмоционально – психологического комфорта детей в ДОУ».
  • Педагогический совет «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Костюкова А.Н. Муниципальное право России. Под редакцией
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Положение о работе школьного психолога
  • Раиса Кочкина. «Портфолио группы как эффективное средство взаимодействия с родителями и детьми»
  • Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна. Сценарий праздника «Моя семья – моя радость»
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Наталья Покровкова. Конспект классного часа на тему «Секреты дедушкиной шкатулки»
  • Гусарова О.И. Применение принципов краткосрочного психологического консультирования в смешанном консультировании по вопросам семьи и брака
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Приль Ирина Анатольевна. Исследование межличностных отношений дошкольников
  • Функциональные обязанности педагога - психолога
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Бережнова Нина Станиславовна. Психолог - морально-психологический климат в коллективе
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Зайцева Юлия Викторовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Журавлева Марина Юрьевна. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Останемся друзьями?
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений»
  • Форрест Линн. Три лица жертвы - Треугольник Карпмана
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Адаптация первоклассников к школьному оцениванию
  • Гамзина Е.Н. Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь