Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25954

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Личность, формируясь в качестве субъекта жизни, не минует интериоризации культурных эталонов жизненного пути и культурных смыслов жизни. В противном случае личности пришлось бы в одиночку искать оптимальные жизненные пути реализации смысла жизни. Оснащенная культурным жизненным опытом, личность ограждена от непоправимых ошибок в жизни и лишена необходимости «изобретать» оптимальные пути реализации смысла жизни. Культурные эталоны жизненного пути предотвращают ситуацию взаимодействия личности с собственной жизнью один на один. В жизнедеятельности личности, как правило, учитывается и воскрешается опыт многих людских жизней. Конечно, в процессе индивидуальной жизнедеятельности есть место и для жиз-нетворчества личности. Личность может осуществлять свою жизнедеятельность творческим или репродуктивным образом. Критерием разграничения этих способов жизнедеятельности является объективная новизна деятельной стратегии реализации смысла жизни в контексте общечеловеческой культуры. Очевидно, что способ жизнедеятельности конкретной личности не мо-
201
жет быть полностью репродуктивным либо творческим. Личность и индивидуализирует культурные образцы жизнедеятельности, и типизирует некоторые инновационные пути реализации смысла жизни. Поэтому в реальной жизнедеятельности конкретной личности сочетаются репродуктивные и творческие моменты. С этой точки зрения, жизнетворчество личности в масштабах общечеловеческой культуры - это такой способ жизнедеятельности, при котором личность изыскивает объективно новые пути и способы реализации культурных смыслов жизни. Жизнетворчество раскрывается как творческий способ осуществления личностью своей жизнедеятельности.
Как было отмечено, даже при самом творческом подходе к реализации своего жизненного пути личность не обходится без культурных образцов жизнедеятельности. Эти эталоны причастны к психологическим условиям развития личности как субъекта жизни. Именно с этими культурными эталонами личность сверяет те шаги, которые она делает в своей жизни. И если жизненные дела и поступки личности не конвергируют с культурными образцами жизненного пути, она вносит в свою жизнедеятельность необходимые поправки. Культурные эталоны жизненного пути помогают личности «формовать» обстоятельства своей жизни таким образом, чтобы они удовлетворяли личностному смыслу жизни. Личность учиться строить свой жизненный путь по мерке культурных образцов жизнедеятельности. Без таких культурных образцов было бы невозможным совершение личностью индивидуальной жизнедеятельности в целом и отдельных видов деятельности и поступков в частности. В этом личность и проявляется как субъект собственной жизни. Субъектность жизни, будучи культурно опосредованной, выступает как высшая психическая функция, которая складывается на определенном этапе онтогенеза.
202
АЁААА 3 . NIUNE JEEgiE A ВААОЁЕОЕЕ
iOOE EExIINOE oaidade-напёёб eiioaioee)
Предложенная концепция еще не предоставляет возможности эмпирического изучения, развития, диагностики и коррекции личности как субъекта жизни. С целью решения исследовательских и практических задач необходимо ввести и обосновать систему переменных, в комплексе отражающих основные проявления субъектности жизни. В силу того, что система смысловой регуляции составляет функциональное «ядро» психической саморегуляции, эти переменные могут быть универсальными параметрами смысловой регуляции жизненного пути личности. При этом параметры должны адекватно раскрывать возрастные и дифференциальные различия в развитии смысла жизни и тем самым в уровне субъектности жизни. Выделение значимых параметров смысловой регуляции жизненного пути личности способствует реализации индивидуального подхода, поскольку с учетом суммы различий по этим параметрам можно индивидуализировать степень развития субъектности жизни.
Необходимо подчеркнуть, что в психологической литературе накоплен значительный объем теоретических параметров субъектной зрелости личности. Серьезными препятствиями для привлечения этих параметров является чрезмерная абстрактность, высокая степень условности, теоретическая громоздкость, недоступность эмпирической верификации, а также внутренняя несовместимость параметров, которая проистекает из того, что их авторы стояли на разных методологических и теоретических позициях. В этой связи актуализируется задача вычленения тех параметров, которые наиболее адекватны смысловому подходу в понимании субъектности жизни.
В теоретическом анализе значимых параметров смысловой регуляции жизненного пути могут существенно помочь общепсихологические представления о параметрах смысловой регуляции. Системное представление об индивидуальных параметрах смысловой регуляции, не редуцируемых к характеристикам уровня возрастного развития смысловой сферы личности, развивает Д.А.Леонтьев. Он выделяет параметры, по совокупности которых можно системно описать смысловую регуляцию:
203
- телеологичность - каузальность как биполярная характеристика преимущественной ориентации субъекта на смысловые (телеологичность) или причинно-следственные (каузальность) связи в отражении действительности и доминирующую склонность сообразовывать свои действия с одним из этих типов связей;
- общий уровень осмысленности жизни как индивидуальная энергетическая характеристика смысловой регуляции, демонстрирующая меру насыщенности деятельности субъекта единым стабилизирующим смыслом, который «цементирует» ее общую направленность;
- баланс ценностной и потребностной регуляции как отражение относительного вклада двух универсальных смыслообразу-ющих структур - индивидуальных потребностей и личностных ценностей - в смысловую регуляцию активности данного конкретного индивида;
- структурная организация динамических смысловых систем как комплексная характеристика индивидуальной смысловой регуляции. Эта качественно-количественная характеристика комбинирует три параметра структурной организации смысловой сферы личности - широту смысловых связей, уровень их иерар-хизации и меру структурированности;
- степень осознанности смысловой регуляции как показатель индивидуального соотношения неосознанной смысловой регуляции и сознательной смысловой саморегуляции, как мера рефлексивной опосредованности смысловой регуляции личности;
- временная локализация ведущих смысловых ориентиров, которая отражает относительную плотность распределения различных смысловых структур личности на оси психологического времени - в прошлом, настоящем и будущем [144, с. 291-301].
Следующий шаг по логике настоящего исследования - это преломление выделенных универсальных параметров смысловой регуляции на смысловую регуляцию жизненного пути личности. При этом необходимо помнить, что интегральной структурой смысловой регуляции жизненного пути является смысл жизни, в связи с чем указанная проекция не может быть чисто механической. Она предполагает качественную модификацию предложенных параметров таким образом, чтобы они отражали структурно-функциональные особенности регулирования жизненного пути динамической системой смысла жизни. Правда, некоторые параметры, предложенные Д.А.Леонтьевым, изначально ориентированы на индивидуализацию смысловой регуляции не отдель-
204
ной деятельности, а целостного жизненного пути. К ним относятся общий уровень осмысленности жизни и временная локализация ведущих смысловых ориентиров. Данные параметры были экстрагированы в период разработки Д.А.Леонтьевым теста смысложизненных ориентации и сохраняют интимную связь с регуляцией жизненного пути личности смыслом жизни [147]. Остальные параметры нуждаются в адаптации применительно к предмету настоящего исследования. В этой связи перед нами стоит ряд задач: 1) проанализировать существующие концепции личности как субъекта жизни сквозь призму выделенных параметров; 2) модифицировать общие параметры в рамках исследования психической регуляции жизненного пути смыслом жизни; 3) по возможности расширить круг параметров для определения качества личности как субъекта жизни. Следует предупредить, что система параметров является открытой и может быть обогащена новыми характеристиками смысловой регуляции.
Одной из первых психологических теорий личности, в которой имплицитно заложена идея субъекта жизни, является индивидуальная психология А.Адлера. И хотя эта идея не прописана у А.Адлера в явном виде, при разработке методологических оснований своего учения, концепций неврозов, смысла жизни, жизненного стиля и схемы апперцепции он непосредственно затронул субъектный аспект проблемы индивидуального жизненного пути. Согласно воззрениям создателя индивидуальной психологии, фундаментальным свойством жизнедеятельности индивида является телеологичность, которая понимается как управляемость активности внутренними смыслами в противовес внешним каузальным факторам, а также как направленность личности на отдаленные жизненные цели и смыслы. «Человеческие существа живут в мире значений и смыслов. Мы не воспринимаем обстоятельства в чистом виде, но лишь в том значении, которое они для нас имеют. Наше восприятие определяется нашими целями и намерениями» [12, с. 15]. Все остальные движущие силы активности признавались вторичными, производными от смыслов, которые индивид приписывает им. «Это не первичные, а вторичные факторы, вызванные скрытыми целями личности, но и их надо понимать телеологически» [Adler, 1956, p. 219; цит. по 225, с. 126].
Основным смыслообразующим и мотивирующим фактором активности индивида является смысл жизни, от которого происходят конкретные поведенческие смыслы. Смысл жизни придает человеческому существованию «финалистскую», телеологиче-
205



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Ткачёва Евдокия Ахметовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Корелина Людмила Николаевна. Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Александрова Надежда Павловна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Егор Горд. Саморазвитие личности. С чего начать?
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Притча «Смысл жизни»
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Бабынина Т.Н., Бурмицкая Н.Н., Мороз Е.А.. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
  • Ярмонова Галина Ивановна. «Познавательно-исследовательская деятельность – как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Гульнур Валиуллина. Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Ларионова Ирина Александровна. «Подвижная игра в жизни дошкольника»
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • А. А. Ткаченко. Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения. Монография. - А. Ткаченко



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь