|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25954
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Личность, формируясь в качестве субъекта жизни, не минует интериоризации культурных эталонов жизненного пути и культурных смыслов жизни. В противном случае личности пришлось бы в одиночку искать оптимальные жизненные пути реализации смысла жизни. Оснащенная культурным жизненным опытом, личность ограждена от непоправимых ошибок в жизни и лишена необходимости «изобретать» оптимальные пути реализации смысла жизни. Культурные эталоны жизненного пути предотвращают ситуацию взаимодействия личности с собственной жизнью один на один. В жизнедеятельности личности, как правило, учитывается и воскрешается опыт многих людских жизней. Конечно, в процессе индивидуальной жизнедеятельности есть место и для жиз-нетворчества личности. Личность может осуществлять свою жизнедеятельность творческим или репродуктивным образом. Критерием разграничения этих способов жизнедеятельности является объективная новизна деятельной стратегии реализации смысла жизни в контексте общечеловеческой культуры. Очевидно, что способ жизнедеятельности конкретной личности не мо-
201 жет быть полностью репродуктивным либо творческим. Личность и индивидуализирует культурные образцы жизнедеятельности, и типизирует некоторые инновационные пути реализации смысла жизни. Поэтому в реальной жизнедеятельности конкретной личности сочетаются репродуктивные и творческие моменты. С этой точки зрения, жизнетворчество личности в масштабах общечеловеческой культуры - это такой способ жизнедеятельности, при котором личность изыскивает объективно новые пути и способы реализации культурных смыслов жизни. Жизнетворчество раскрывается как творческий способ осуществления личностью своей жизнедеятельности. Как было отмечено, даже при самом творческом подходе к реализации своего жизненного пути личность не обходится без культурных образцов жизнедеятельности. Эти эталоны причастны к психологическим условиям развития личности как субъекта жизни. Именно с этими культурными эталонами личность сверяет те шаги, которые она делает в своей жизни. И если жизненные дела и поступки личности не конвергируют с культурными образцами жизненного пути, она вносит в свою жизнедеятельность необходимые поправки. Культурные эталоны жизненного пути помогают личности «формовать» обстоятельства своей жизни таким образом, чтобы они удовлетворяли личностному смыслу жизни. Личность учиться строить свой жизненный путь по мерке культурных образцов жизнедеятельности. Без таких культурных образцов было бы невозможным совершение личностью индивидуальной жизнедеятельности в целом и отдельных видов деятельности и поступков в частности. В этом личность и проявляется как субъект собственной жизни. Субъектность жизни, будучи культурно опосредованной, выступает как высшая психическая функция, которая складывается на определенном этапе онтогенеза. 202 АЁААА 3 . NIUNE JEEgiE A ВААОЁЕОЕЕ iOOE EExIINOE oaidade-напёёб eiioaioee) Предложенная концепция еще не предоставляет возможности эмпирического изучения, развития, диагностики и коррекции личности как субъекта жизни. С целью решения исследовательских и практических задач необходимо ввести и обосновать систему переменных, в комплексе отражающих основные проявления субъектности жизни. В силу того, что система смысловой регуляции составляет функциональное «ядро» психической саморегуляции, эти переменные могут быть универсальными параметрами смысловой регуляции жизненного пути личности. При этом параметры должны адекватно раскрывать возрастные и дифференциальные различия в развитии смысла жизни и тем самым в уровне субъектности жизни. Выделение значимых параметров смысловой регуляции жизненного пути личности способствует реализации индивидуального подхода, поскольку с учетом суммы различий по этим параметрам можно индивидуализировать степень развития субъектности жизни. Необходимо подчеркнуть, что в психологической литературе накоплен значительный объем теоретических параметров субъектной зрелости личности. Серьезными препятствиями для привлечения этих параметров является чрезмерная абстрактность, высокая степень условности, теоретическая громоздкость, недоступность эмпирической верификации, а также внутренняя несовместимость параметров, которая проистекает из того, что их авторы стояли на разных методологических и теоретических позициях. В этой связи актуализируется задача вычленения тех параметров, которые наиболее адекватны смысловому подходу в понимании субъектности жизни. В теоретическом анализе значимых параметров смысловой регуляции жизненного пути могут существенно помочь общепсихологические представления о параметрах смысловой регуляции. Системное представление об индивидуальных параметрах смысловой регуляции, не редуцируемых к характеристикам уровня возрастного развития смысловой сферы личности, развивает Д.А.Леонтьев. Он выделяет параметры, по совокупности которых можно системно описать смысловую регуляцию: 203 - телеологичность - каузальность как биполярная характеристика преимущественной ориентации субъекта на смысловые (телеологичность) или причинно-следственные (каузальность) связи в отражении действительности и доминирующую склонность сообразовывать свои действия с одним из этих типов связей; - общий уровень осмысленности жизни как индивидуальная энергетическая характеристика смысловой регуляции, демонстрирующая меру насыщенности деятельности субъекта единым стабилизирующим смыслом, который «цементирует» ее общую направленность; - баланс ценностной и потребностной регуляции как отражение относительного вклада двух универсальных смыслообразу-ющих структур - индивидуальных потребностей и личностных ценностей - в смысловую регуляцию активности данного конкретного индивида; - структурная организация динамических смысловых систем как комплексная характеристика индивидуальной смысловой регуляции. Эта качественно-количественная характеристика комбинирует три параметра структурной организации смысловой сферы личности - широту смысловых связей, уровень их иерар-хизации и меру структурированности; - степень осознанности смысловой регуляции как показатель индивидуального соотношения неосознанной смысловой регуляции и сознательной смысловой саморегуляции, как мера рефлексивной опосредованности смысловой регуляции личности; - временная локализация ведущих смысловых ориентиров, которая отражает относительную плотность распределения различных смысловых структур личности на оси психологического времени - в прошлом, настоящем и будущем [144, с. 291-301]. Следующий шаг по логике настоящего исследования - это преломление выделенных универсальных параметров смысловой регуляции на смысловую регуляцию жизненного пути личности. При этом необходимо помнить, что интегральной структурой смысловой регуляции жизненного пути является смысл жизни, в связи с чем указанная проекция не может быть чисто механической. Она предполагает качественную модификацию предложенных параметров таким образом, чтобы они отражали структурно-функциональные особенности регулирования жизненного пути динамической системой смысла жизни. Правда, некоторые параметры, предложенные Д.А.Леонтьевым, изначально ориентированы на индивидуализацию смысловой регуляции не отдель- 204 ной деятельности, а целостного жизненного пути. К ним относятся общий уровень осмысленности жизни и временная локализация ведущих смысловых ориентиров. Данные параметры были экстрагированы в период разработки Д.А.Леонтьевым теста смысложизненных ориентации и сохраняют интимную связь с регуляцией жизненного пути личности смыслом жизни [147]. Остальные параметры нуждаются в адаптации применительно к предмету настоящего исследования. В этой связи перед нами стоит ряд задач: 1) проанализировать существующие концепции личности как субъекта жизни сквозь призму выделенных параметров; 2) модифицировать общие параметры в рамках исследования психической регуляции жизненного пути смыслом жизни; 3) по возможности расширить круг параметров для определения качества личности как субъекта жизни. Следует предупредить, что система параметров является открытой и может быть обогащена новыми характеристиками смысловой регуляции. Одной из первых психологических теорий личности, в которой имплицитно заложена идея субъекта жизни, является индивидуальная психология А.Адлера. И хотя эта идея не прописана у А.Адлера в явном виде, при разработке методологических оснований своего учения, концепций неврозов, смысла жизни, жизненного стиля и схемы апперцепции он непосредственно затронул субъектный аспект проблемы индивидуального жизненного пути. Согласно воззрениям создателя индивидуальной психологии, фундаментальным свойством жизнедеятельности индивида является телеологичность, которая понимается как управляемость активности внутренними смыслами в противовес внешним каузальным факторам, а также как направленность личности на отдаленные жизненные цели и смыслы. «Человеческие существа живут в мире значений и смыслов. Мы не воспринимаем обстоятельства в чистом виде, но лишь в том значении, которое они для нас имеют. Наше восприятие определяется нашими целями и намерениями» [12, с. 15]. Все остальные движущие силы активности признавались вторичными, производными от смыслов, которые индивид приписывает им. «Это не первичные, а вторичные факторы, вызванные скрытыми целями личности, но и их надо понимать телеологически» [Adler, 1956, p. 219; цит. по 225, с. 126]. Основным смыслообразующим и мотивирующим фактором активности индивида является смысл жизни, от которого происходят конкретные поведенческие смыслы. Смысл жизни придает человеческому существованию «финалистскую», телеологиче- 205 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|