Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122895

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Начиная с 4 лет у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность ребенка, главной движущей силой которой является любознательность. Ребенок может уже свободно передвигаться и достаточно владеет речью, чтобы задавать вопросы и осмыслять полученные на них ответы.
Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную активность ребенка.
Главной опасностью этого периода Э. Эриксон считает возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, оно может подавить чувство инициативы. В свою очередь, Р. Берне советует родителям, стремящимся сформировать у ребенка положительную самооценку, выражать свое отношение к активности ребенка таким образом, чтобы у него не возникало уничижительное по отношению к самому себе наказующее самосознание.


Я-концепция как психологическое новообразование становится очевидной в случае:
1) когда самооценка ребенка формируется в результате выявления черт отличия от других людей, нежели с установлением каких-то своих неповторимых особенностей;
2) когда у ребенка возникает способность к рефлексии и он начинает сознавать, как воспринимают его другие люди.

218 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет) ШШШШШШШВШШШШИШШШш
РОЛЬ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ Я-КОНЦЕПЦИИ
Многие авторы согласны с тем, что важным для «кристаллизации» Я-концепции является момент, когда ребенок начинает относительно свободно владеть языком.
Вехи в развитии
Показателем растущего чувства собственной индивидуальности служит употребление ребенком местоимения «Я». Обычно на третьем году жизни, когда дети начинают произносить короткие предложения, они часто, выполняя какое-либо действие, описывают его. Например, взбираясь на стул, ребенок говорит: «Я сяду».
ЗНАЧЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИМЕНИ В Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА
Еще до того как ребенок начинает говорить, он уже знает свое имя и реагирует на него. Позже имя включается им в Я-образ и используется как средство самоактуализации. На вопрос «кто ты?» ребенок сообщает свое имя (до того как он запомнит свою фамилию). Он часто негодует на неточность произношения своего имени и добивается верного обращения к нему. Имя индивидуализирует ребенка и одновременно идентифицирует его с эстетикой и другими содержательными составляющими его имени. Порой детям нравятся красиво звучащие или редкие имена, но иногда резкое несоответствие своего имени другим (знакомым и привычным) именам заставляет ребенка отказаться от собственного и представляться другим именем.
Возможно, отстаивание своего имени или, наоборот, поиск более подходящего говорит о уже существующей структуре Я-образа или об активной динамике его структурирования. Весьма показателен сюжет из дневника известного специалиста в области детской психологии В. С. Мухиной (1985).
Диалог двух братьев-близнецов, Андрюши и Кирилла. Андрюша в озорном настроении, поддразнивает братишку.
Андрюша: Я — Кика!
Кирилл (протестует): Я — Кика, а ты — Дюка. (Ревет от возмущения.)
Факторы развития
Ребенок обычно рано усваивает, что его имя символизирует его самого. Реакция ребенка на свое имя является надежным показателем особенностей развития Я-концепции. Если ребенку нравится его имя, он обычно и сам себе нравится, и наоборот. Невозможно определить, является ли отношение к имени первичным или ребенок вначале имеет отношение к себе, а затем уже переносит его на имя. Однако для многих детей начало формирования Я-концепции совпадает с моментом обнаружения того факта, что у них есть имя.
Мнение ученых
Р. Берне выдвигает гипотезу о роли имени и именования в развитии Я-концепции. Самосознание ребенка основывается на отличении себя от других. Главным в создании Я как социального объекта является его идентифицирование, а одним из способов этого служит именование. Но если объект получил имя и благодаря имени — определенность, по отношению к нему можно занять и определенную позицию.

ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 219

Я-образ — совокупность образов (чувственных — ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Самоактуализация — стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т. п. Самоактуализация (в концепциях гуманистически ориентированных психологов) занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей. Фрагментация личности — отсутствие целостности, гармоничности в структуре личности.
Принятие того, как ребенка вер-бально обозначают другие, определяет еще один аспект самоосозна-вания — «Я и мое имя».
Все качественные или сравнительные ласкательные или порицающие имена, которые даются в детстве взрослыми, производят эффект «указателя» в самопроявлениях ребенка. Так, обращение к ребенку со своеобразной «маркировкой» «умница» создает соответствующий Я-образ, и ребенок будет стремиться «поддерживать» истинность этого Я-образа. Другое наименование, типа «жадина», несоотносимое с первым, вызовет явный протест, так как ребенок не может примириться с таким несоответствием.
Известный автор книги «Психология развития» Г. Крайг указывает, что представления человека о самом себе даже в детском возрасте должны быть согласованными (не противоречащими друг другу), иначе произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Я-ОБРАЗА
К 3-4 годам ребенок знает о своей принадлежности к определенному полу и ясно различает пол окружающих его людей, хотя дети часто ассоциируют половую принадлежность со случайными внешними признаками — одеждой, прической. Однако относительно своей половой идентификации у ребенка в этом возрасте имеются некоторые сложности. Это проявляется в том, что оценка ребенком степени своей маску линности-фемининности затруднена неопределенностью детских полоролевых предпочтений, которые выясняются путем ответов на вопрос «Кем бы ты предпочел быть — мальчиком или девочкой?» и поведенческих «экспериментов», когда ребенок вынужден выбирать между мужским и женским образцом или ролью.
I Психологические теории

Относительно половой психологической дифференциации и формирования половой самоидентичности существуют три альтернативные теории.
Теория идентификации, имеющая психоаналитическую основу, подчеркивает роль эмоций и подражания. Предполагается, что ребенок бессознательно имитирует поведение представителей своего пола.
Теория половой типизации опирается на концепцию социального научения и объясняет половую идентификацию действием подкрепления: родители и другие люди поощря-
Маскулинность — развитие мужских половых признаков.
Фемининность — развитие женских половых признаков.
Полоролевые предпочтения — конкретизация в половой соотнесенности деятельности или поведения.
Половая самоидентичность — сознание своей принадлежности к полу.

220 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет)



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Забалуева Яна Александровна. Нормы словарного запаса ребенка по возрастам
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Поздеева Галина Николаевна. Презентация для родителей 'Развитие речи детей 4-5 лет'
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Худякова Вера Анатольевна. Речевое развитие ребенка в 5 лет
  • Романова Олеся Александровна. Отчет о проделанной работе в средней группе по развитию речи
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Деш Оксана Владимировна. Условия формирования правильного звукопроизношения
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Сапожникова Ирина Викторовна. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Полтавцева Виктория Анатольевна. Статья «Движение и речь»
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Кокорева Любовь Васильевна. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь