Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 31951

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Рот - это первая зона тела, которую ребенок может контролировать, большая часть либидозной энергии направлена туда или сфокусирована на этой зоне. По мере созревания ребенка развиваются другие части тела. Однако некоторое количество энергии остается перманентно прикрепленным или "заряженным" по отношению к способам орального удовлетворения. Во взрослом состоянии существует множество усовершенствованных привычек и сохраняется интерес к поддержанию оральных удовольствий. Поглощение пищи, сосание, жевание, курение, кусание, облизывание или чмоканье губами являются физическими выражениями этих интересов. Те, кто постоянно грызет что-то, курильщики и те, кто часто переедает, могут быть частично фиксированными на оральной фазе; это люди, чье психологическое созревание, возможно, не завершено.
Поздняя оральная фаза, после того как у ребенка появляются зубы, содержит в себе удовлетворение агрессивных инстинктов. Кусание груди, вызывающее у матери боль и приводящее к фактическому удалению от груди, является примером этого рода. Сарказм взрослого, вырывание силой чьей-то пищи и сплетничание описываются как имеющие отношение к этой фазе развития.
Сохранение некоторого интереса к оральным удовольствиям - это нормальное состояние. Оральное удовлетворение может рассматриваться как патологическое в том случае, если это доминирующий способ удовлетворения, то есть если человек зависит от оральных привычек для ослабления состояния беспокойства или напряжения.
Анальная фаза. По мере того как ребенок растет, в осознание вносятся новые зоны напряжения и удовлетворения. В возрасте между двумя и четырьмя годами ребенок в основном учится управлять анальным сфинктером и мочевым пузырем. Ребенок уделяет особое внимание мочеиспусканию и дефекации. Обучение туалетным навыкам вызывает естественный интерес к самоузнаванию. Повышение физиологического контроля ассоциируется с осознанием, что такой контроль является новым источником удовольствия.
Кроме того, дети быстро учатся тому, что возрастающий контроль приносит им внимание и похвалы со стороны родителей. Неудача при обучении туалетным навыкам, вызывающая искреннее огорчение родителей, позволяет ребенку требовать внимания как в случае успешного контроля, так и в случае ошибки.
Характерные черты взрослого человека, связанные с частичной фиксацией на анальной фазе, - это аккуратность, бережливость и упорство. Фрейд заметил, что эти три черты характера обычно бывают заложены одновременно. Он упоминает сочетание "анальный характер", при котором манеры поведения тесно связаны с тяжелыми переживаниями, испытанными во время этого периода в детстве.
Фаллическая стадия. Начиная с трехлетнего возраста ребенок переходит в фаллическую фазу развития, которая сфокусирована на гениталиях. Фрейд утверждал, что эта фаза характеризуется как фаллическая, так как в этот период ребенок начинает осознавать, есть у него пенис или нет. Это первая фаза, в которой дети начинают понимать различия полов.
Фрейд пытался понять напряженные состояния детских переживаний во время сексуального возбуждения, то есть удовольствия от стимуляции в области гениталий. Это возбуждение, в детском понимании, связано с близким физическим присутствием родителей. Удовлетворить стремление к такому контакту становится для ребенка все более затруднительным; он борется за близость, которую родители разделяют друг с другом. Эта фаза характеризуется детским желанием лечь в постель с родителями и возникающей ревностью из-за внимания, которое родители уделяют друг другу. Фрейд заключил из своих наблюдений, что во время этого периода как у мужчин, так и у женщин развиваются страхи, связанные с сексуальными проблемами.
Фрейд увидел, что дети в фаллической фазе развития реагируют на своих родителей как на потенциальную угрозу для осуществления их потребностей. Таким образом, для мальчика, который хочет быть близким к своей матери, отец приобретает некоторые черты соперника. В то же самое время мальчики хотят любви и привязанности со стороны отца, из-за чего мать выглядит как соперница. Ребенок в такой ситуации находится в противоречивом состоянии желания и боязни обоих родителей.
Для мальчиков Фрейд назвал этот конфликт эдипов комплекс в честь героя трагедии древнегреческого драматурга Софокла. В известной версии этого мифа Эдип убивает своего отца, а затем женится на матери (не зная ни того, ни другого родителя). Когда он в конце концов осознал, кого он убил и на ком женился, Эдип выколол себе глаза. Фрейд считал, что каждый ребенок мужского пола переживает подобную внутреннюю драму. Он хочет владеть своей матерью и для достижения этой цели убрать отца как соперника. Он также боится своего отца и опасается, что он, ребенок, будет кастрирован отцом и останется лишенным пола. Тревога, связанная с кастрацией, страх и любовь к отцу, а также любовь и сексуальное желание по отношению к матери никогда не могут быть полностью разрешены. В детстве весь этот комплекс подавляется. Среди первых задач развивающегося суперэго - удержать этот нарушающий душевное равновесие конфликт вытесненным из сферы сознания, чтобы защитить ребенка от его воздействия.
Для девочек существует аналогичная проблема, но ее выражение и решение принимают другие формы. Девочка хочет обладать своим отцом и видит в матери главную соперницу. Мальчики подавляют свои чувства частично из за страха кастрации. У девочек это выглядит по-другому. Подавление их же ланий переживается менее тяжело и не в такой полной мере. Отсутствие напряженности позволяет девочке "оставаться в эдиповой ситуации в течении неопределенного периода времени. Она только откладывает ее на более поздний период своей жизни, оставляя ее неразрешенной". Взгляды Фрейда на природу женщины и ее психологическое развитие подвергались постоянным критическим нападкам.
Латентный период. Какую бы форму разрешения конфликтов мы ни рассматривали, оказывается, что большинство детей видоизменяют свои привязанности к родителям и сосредоточиваются на отношениях со сверстниками, на учебе в школе, спорте и других занятиях. Эта фаза, длящаяся с 5 или 6 лет и до начал подросткового возраста, названа латентным периодом. Это время, когда не разрешенные сексуальные желания фаллической фазы не рассматриваются эго, а успешно подавляются суперэго.
С этого момента и до половой зрелости сексуальность не развивается; напротив, сексуальные устремления ослабляются и многое из того, что дети знали или практиковали до этого, забрасывается и забывается. В этот период, после того как ранние цветы сексуального развития увядают, закладываются такие основы в структуре эго, как стыд, отвращение и нравственное поведение, предназначенные для противостояния бурям периода половой зрелости и управления недавно пробудившимися сексуальным желаниями.
Как для родителей, так и для детей это относительно спокойный, небогатый событиями период.
Генитальная фаза. Заключительный этап биологического и психологического развития, он имеет место с наступлением половой зрелости и является результатом возвращения либидозной энергии к сексуальным органам. Теперь мальчики и девочки вынуждены осознать свои сексуальные различия и начинают искать пути удовлетворения своих эротических и межличностных запросов. Фрейд полагал, что гомосексуализм на этой стадии есть результат" отсутствия адекватного развития и что гетеросексуальность есть свойство здоровой личности (позиция, которой до сих пор придерживаются в некоторых странах, несмотря на современное понимание многообразия проявлений нормального сексуального развития).
4. Ограничения психоанализа. Психоанализ, как практиковали его Фрейд и его ближайшие последователи, подходил не для каждого случая. Фрейд говорил: Область применения психоаналитической терапии лежит в переносе (в трансфере) неврозов - разного рода фобий, истерии, неврозов навязчивых состояний и отклонений в характере, вызванных этими заболеваниями. Все отличное от этого - нарциссизм и психотические состояния - не подходит в большей или меньшей степени.
Некоторые психоаналитики говорят о том, что люди, здоровые сами по себе и имеющие здоровую и неповрежденную психическую структуру, становятся самыми лучшими кандидатами для психоанализа. Как и любая другая форма лечения, он имеет присущие ему ограничения, которые обсуждаются исходя из разных точек зрения. Его можно сравнить с буддизмом, потому что как буддизм, так и психоанализ предоставляют человеку возможности для облегчения его страданий.
Психоанализ - это реальный метод лечения, как и любой другой. Он имеет свои достижения и свои поражения, свои трудности, ограничения и показания...
Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений, такие, как важность сновидений и энергия бессознательных процессов, являются общепризнанными. Другие аспекты его теории, например взаимоотношения между эго, ид и суперэго или роль эдипова комплекса в юношеском развитии, широко дискутируются. Однако некоторые его работы, включая анализ женской сексуальности и теорию о происхождении цивилизации, так же широко критикуются. Его идеи являются не менее актуальными на сегодняшний день, чем они были при его жизни. Те, кто хочет изучать душевную жизнь человека или попытаться понять других людей, должны руководствоваться основным утверждением Фрейда, что этого можно достичь, изучая свою собственную внутреннюю жизнь.
Вне зависимости от времени, Фрейд - это фигура в психологии, с которой следует считаться.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Bacильeв Н. Н. Я-концепция – в согласии с собой
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Тест «Автопортрет»
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Джемс. Психология.
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Боголенская Д.Б. Психология творческих способностей.
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Игра «Разотождествление».
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
  • Столин В.В. Самосознание личности.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Объект; object
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Тип; Туре
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Л. Гозман, Е. Шестопал. Кто и почему рвется к власти (Психология политического лидерства) - Л. Гозман, Е. Шестопал
  • Инстинкт-теорияи объект-теория; instinct theory and object theory
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Горностай П., Титаренко Т. Психологические теории и концепции личности (краткий справочник).
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Стафкенс А. Психоаналитические концепции реальности и некоторые спорные идеи "нового подхода"
  • Кон И.С. Проблема "Я" в психологии.
  • Индивидуация; individuation
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Самость; Self; Selbst
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Труды - И. П. Ярославцева.
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. Психология обмана, манипуляций, кодирования
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь