|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165068
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Видимо, эмоциональная отдача в творчестве у них была столь велика, что близким «теплых чувств» просто не доставалось. Об этом писал еще и Ч. Ламброзо. Хотя, конечно, бывают и исключения. Все это, безусловно, затрудняет изучение феномена АКМЕ конкретной творческой личности. К этому следует добавить, что от акмеологических исследований всегда ждут новых ярких, но прежде всего конструктивных результатов, потому что акмеология как наука призвана в первую очередь помочь в очень важном для любой творческой личности деле — ее самореализации.
К сказанному следует добавить, что проблема АКМЕ в художественно-творческой деятельности слабо разработана и в смежных науках. Правда, справедливости ради надо заметить, что в психологии проблематика художественно-творческой деятельности и сами творческие личности неизменно вызывали живейший интерес. В центре внимания находились: • способности к творческой деятельности; • духовные потребности творческой личности; • мотивация творческой деятельности; • художественная одаренность; • психические состояния и особенно вдохновение; • процессы творчества; • восприятие художественных произведений и многое другое. Сами исследования проводились в предметном поле психологии личности, творчества и психологии искусства. Немало интересных работ, имеющих прямое отношение к АКМЕ в художественно-творческой деятельности, было опубликовано искусствоведами и литературоведами. В то же время высокая доля субъективизма в восприятии и оценках, отсутствие строгой системы критериев снижают их значимость для акмеологии. На что необходимо обращать особое внимание в акмеологическом изучении выдающихся достижений в художественно-творческой деятельности? В первую очередь: • надо конкретизировать содержание предмета и объекта исследований; • точно поставить цели и задачи; • определить вид изучаемой художественно-творческой деятельности. Исходя из общих теоретико-методологических оснований акмеологии на нынешнем этапе ее развития, можно предложить следующие трактовки. АКМЕ в художественно-творческой деятельности необходимо рассматривать в соответствии с ее сущностными общими характеристиками. На первых этапах изучения АКМЕ в художественно-творческой деятельности, безусловно, очень трудно подходить к проблеме в столь широком понимании. Поэтому на сегодняшний день предлагается рассматривать проблему в узком плане — через влияние личностных характеристик субъекта творческой деятельности на процесс и результативность созидания выдающихся творческих достижений. Исходя из такого понимания, определяются объект, предмет и центральные задачи исследования АКМЕ в художественно-творческой деятельности на данном этапе. Объектом является творческая личность, самореализующаяся главным образом в конкретном виде художественно-творческой деятельности и достигающая в ней выдающихся результатов. Предметом в широком понимании являются закономерности, психологические механизмы, условия и факторы, способствующие достижению АКМЕ в художественно-творческой деятельности. Центральные задачи связаны с разноплановым исследованием АКМЕ в художественно-творческой деятельности, а также с изучением и описанием на уровне общего, особенного и единичного субъективных или личностных условий и факторов, способствующих выдающимся достижениям в художественно-творческой деятельности. Решение данных задач позволит выйти на раскрытие содержания и описание других важных акмеологических категорий: личностно-профессионального развития и профессионализма в художественно-творческой деятельности. При изучении АКМЕ в художественно-творческой деятельности имеются немалые трудности методологического характера. В частности, в таких исследованиях доминируют процессуальный и деятельностный аспекты рассмотрения, т. е. главным считается выделение этапов создания художественного произведения или образа, описание их содержания и пр. Правда, при этом обычно отмечается высокая самоотдача, напряженность работы творческой личности, ее отдельные психологические характеристики и т. д. Иными словами, в них не в полной мере соблюдался важный методологический принцип единства личности и деятельности, необходимый в любых психологических и акмеологических исследованиях. В результате сама творческая личность как бы оставалась в стороне, в лучшем случае описывались ее эмоциональные реакции, настроения, состояния. Понимали ли ограниченность такой ситуации исследователи и сами творческие личности? Безусловно. Французскому художнику-импрессионисту Дега приписывают психологически очень точную мысль о том, что «...в творчестве важно не столько, что и как делается, сколько — кто это делает»*. * Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. — Дубна: Феникс, 1997. На наш взгляд, это прекрасная иллюстрация не только важности принципа единства личности и деятельности в акмеологическом изучении вершин в художественно-творческой деятельности, но и самой акмеологической проблематики. Но это не единственный аспект, следует также больше опираться на принцип субъектности, особо выделяя у творческой личности корреляты результативности деятельности таких качеств, как ответственность, самостоятельность, инициатива, творческая свобода. Очень важны в акмеологическом изучении выдающихся творческих достижений и принципы развития, психологического детерминизма, потенциального и актуального. Изучение АКМЕ в художественно-творческой деятельности в теоретическом и практическом плане не может осуществляться без ее конкретизации, ведь категория художественно-творческой деятельности объединяет различные ее виды: живопись, скульптуру, поэзию, прозу, музыкальную композицию, многие виды сценической исполнительской деятельности и пр. Очевидно, что характер, да и результативность исследования АКМЕ в живописи будет существенно отличаться от исследований АКМЕ артистов драматических театров в силу совершенно разного их содержания и различия требований, предъявляемых субъекту творческой деятельности. К этому следует добавить, что существуют виды художественно-творческой деятельности, в которых создаются художественные произведения, живущие столетия и тысячелетия, в иных — минуты и часы. К первым относится монументальное искусство, живопись, литература, прикладные виды художественного творчества, к другим — роли в спектаклях, исполнение музыкальных произведений. Заметим, что созданы подробные жизнеописания авторов многих шедевров, что существенно облегчает акмеологическое исследование. Существенно большую трудность для акмеологического исследования представляют те виды художественно-творческой деятельности, которые называют сценическими или исполнительскими. К ним относятся музыкальное исполнительское и театральное актерское и режиссерское творчество. До недавнего времени создаваемые произведения или образы никак не фиксировались для воспроизведения или это делалось настолько технически несовершенно, что судить об исполнительском мастерстве чрезвычайно сложно. К примеру, как танцевала Авдотья Истомина? Ведь это ей Пушкин посвятил свои стихи: «...Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна...» Но это — стихи очень впечатлительного гения... Интересно, а как Пушкин описал бы танец Галины Улановой или Екатерины Максимовой? А как играл великий русский драматический артист Михаил Щепкин? Каким он был с точки зрения психологии и акмеологии как творческая личность? Восторженных отзывов современников очень много, но в них много и субъективного. К этому следует добавить, что исполнительское творчество подвержено влиянию духа времени: танец балерин первой половины двадцатого века, который вызывал слезы восторга у зрителей — сейчас может показаться наивным, а то и смешным. Заметим также, что техника исполнения постоянно совершенствуется: сейчас виртуозные скрипичные произведения Паганини исполняет любой конкурсант, а сложнейшие фуэте — «крутит» любая выпускница хореографического училища. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|