|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58386
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке свящала ему, чтобы хоть как-то выразить свои чувства и не копить их в себе. Затем появился страх, что одноклассники узнают и будут смеяться, осуждать. Потом обратилась к психологу и рассказала о своей проблеме.
6. Разрешение проблемы: На сегодняшний день проблема не разрешена, но напряжение уменьшилось после осознания того, что в любви к учителю нет ничего страшного, что с каждым это может случиться, и не стоит бояться своего чувства. Девушка продолжает писать стихи, что очень помогает разрядке чувств. Стихи рассказывает бабушке и психологу. 7. Предупреждение проблемы: родителям следует вовремя рассказывать детям об особенностях подросткового возраста, это может стать одним из условий предупреждения подобных проблем. Глава 8 ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (17-20 лет) Факторы, определяющие проблемы развития в юношеском возрасте: • микро- и макросоциум, в жизнь которых включен юноша; • особенности разрешения-неразрешения проблем на предшествующих этапах развития; • объективные возможности для удовлетворения потребностей, связанных с возрастным развитием (наличие профессиональных учебных заведений, досуговых, спортивных, учреждений культуры, их доступность); • физическое развитие и здоровье. Проблемы: • профессиональное самоопределение; • управление, регуляция эмоциями и чувствами (не справляется с чувствами, страсть, выражение эмоций); • идентичность и смешение ролей (полоролевая, этническая и т. п.); • освоение новых социальных ролей; • взаимоотношения в семье (кризис авторитетов); • одиночество31; • переоценка ценностей; • экспериментирование и риск. 31 Для самостоятельного изучения: Кзролин И. Кутрона. Поступление в колледж: одиночество в процессе социальной адаптации // Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 384-411. 207 8.1. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Проблемы, связанные с профессиональным самоопределением32, порождаются противоречиями между: • знанием себя, своих возможностей и уровнем притязаний (или желаниями, которые не соответствуют возможностям); • сложившейся моделью мира и реальной окружающей действительностью; • представлением о перспективах развития российского общества и том типе общества, в котором хотелось бы жить; • ориентацией на успех, карьеру, работу и возможностью реализации этих ориентации (чем ярче они выражены, тем больше сложностей испытывает человек в начале самостоятельной деятельности); • потребностью в овладении профессиональной компетентностью и неудовлетворительной организацией профессионального обучения (с точки зрения содержания и технологий). Последствия неразрешенных проблем профессионального самоопределения: • трудности в учебе (познавательные, мотивационные) при неверно определенном направлении профессионального образования; • при выборе профессионального образования или деятельности, который произошел под влиянием извне (родители, друзья, давление рекламы и т. п.), снимается от- ' Подробнее см.: Головей Л. А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. Вып. 3. СПб., 1999. С. 76-84. 208 ветственность за принятое решение; соответственно, при неудачах ответственность также перекладывается на других. Предупреждение или снятие остроты проблемы профессионального выбора и самоопределения: • развитие целенаправленности поведения и действий, обучение близкому и далекому планированию своей жизни; • анализ (подведение итогов) по реализации намеченных планов; • позитивная поддержка достижений в той или иной деятельности; • информирование в области динамики престижа профессий и характера труда на том или ином рабочем месте; • формирование профессиональной идентичности в процессе психологического сопровождения в образовательном учреждении. Зарисовки из жизни Студентка математического факультета вуза. Очень много времени проводит за подготовкой к лабораторным занятиям и контрольным работам. Ходит на все лекции, сидит в первых рядах, чтобы аудитория ее не отвлекала. Все свободное время занимается в библиотеках, готовясь к семинарам и выполняя рефераты. Нет времени ни для встреч с друзьями, ни для спорта. Но при этом каждую сессию заканчивает с «хвостами», имея при этом многочисленные переписывания контрольных работ по основному циклу математических дисциплин. Выглядит усталой, напряженной, неуверенной, в группе держится отстраненно, так как не может принимать активного участия в ее жизни. 209 Данные исследований Аналитический обзор профессиональных выборов выпускников Санкт-Петербурга По результатам исследований С. Г. Вершловского (Верш-ловский С. Г., ред., 1999, с. 45), при выборе профессии молодежь дифференцируется в соответствии со следующими тенденциями: 1. Юноши значительно больше, чем девушки, ориентированы на выбор профессий в производственно-технической сфере, у выпускниц выбор лежит преимущественно в гуманитарной области. 2. Выбор профессии выпускником положительно коррелирует с профессией его родителей. 3. Выпускники частных школ, гимназий ориентированы на карьеру в гуманитарной и финансово-экономической сфере. 4. Характер профессиональных ориентации старшеклассников, заканчивающих различные учебные учреждения, существенно отличается: есть школы, выпускники которых только в 5% случаев выбирают производственно-технические профессии, в некоторых — это число составляет до 50%; в ряде школ профессиональная ориентация выпускников отличается разнонаправленностью. Кроме того, в исследовании С. Г. Вершловского было показано, что зачастую существует противоречие между ориентацией на будущее как возрастной характеристикой и страхом перед будущим, боязнью его неопределенности. Профессиональные планы выпускников нового тысячелетия Данные взяты из статьи А. А. Азбель «Как помочь современному подростку выбрать профессию» в кн.: «Психология современного подростка». СПб., 2005. С. 339. Профессиональные планы выпускников средних школ мегаполисов России (Москва, Санкт-Петербург) таковы. В 75,7% 210 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|