Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57335

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В настоящем, по прошествии определенного времени (дети находятся в возрасте 4—8 лет), родители отмечают «более спокойное» отношение к тому, что у ребенка есть нарушение в раз-
171
витии: «эмоции немного притупились», «успокоились, научились принимать все, как есть», «смирились», «со временем ко всему привыкаешь». Возникает чувство примирения с диагнозом ребенка. Родители становятся более объективными в выборе средств и видов помощи ребенку, адекватно оценивают последствия, как негативные, так и позитивные. Появляется осмыслен -ность поведения.
Пример 9.
Фрагмент интервью отца мальчика 6-ти лет со зрительным нарушением (медицинский диагноз — ринопатия).
И сейчас мысли бывают разные, и порой накатывает мелан -холия. Но я точно понимаю, что сейчас единственная реальная помощь для моего ребенка — это педагогическая помощь. В прин -ципе то, что сейчас делают педагоги здесь, в детском саду. Можно, конечно, без конца пичкать ребенка таблетками, куда-то ездить обследоваться, проверяться, тратить безумное ко -личество денег. Но кто мне даст гарантии, что это поможет ? А ведь ребенку нужно развиваться, ходить в детский сад. Здесь у него и общение, и программа у них специальная. Здесь они про -ходят лечение, и мы всегда под контролем у офтальмолога.
Отмечая позитивные изменения в своей жизни, родители тем не менее признают, что и в настоящее время испытывают порой переживания боли и «меланхолии», но это состояние на сегодняшний момент для них становится более контролируемым по сравнению с. ранним периодом.
Пример 10.
Фрагмент интервью мамы девочки 8-ми лет с нарушением слуха — глухота.
Конечно, и сейчас бывают моменты неприятных переживаний, когда едешь в автобусе с ребенком, и кто-то па тебя негатив сбросит. Но опять же зацикливаться не стоит в любом случае.
У некоторых матерей наряду с эмоциональным контролем также присутствует надежда на исцеление собственного ребенка, они еще находятся в поиске того лучшего, что поможет ребенку избавиться от недуга.
172
Пример 11.
Фрагмент интервью мамы мальчика 4 -х лет с нарушением зрения (медицинский диагноз — ринопатия).
Если вначале я просто не принимала то, что уАани есть отклонение, то теперь я понимаю, что нужно время. Каждый день — это шажочек, пусть маленький, но в лучшую сторону. Аа, я стала спокойнее. Хотя боль -то она все равно есть. Но каждый день мы за что - то цепляемся... Сейчас мы принимаем комп -леке витаминов. У меня мама где-то вычитала, что этот комплекс поднимает чуть ли не парализованных детей. Мы с мамой подумали: «Ну, давай попробуем» Это все равно нужно. Помимо развития должно быть и лечение, и более интенсивное.
Иногда матери питают надежды на излечение детей через операционное вмешательство, экстрасенсов или при помощи гипноза.
Многие родители в настоящий момент испытывают чувство радости общения со своим ребенком, видят положительные результаты в его развитии: «ребенок растет и развивается, в чем-то обгоняет сверстников»; «мой ребенок растет, он становится мне интересен, и, я думаю, впереди нас ждет много хорошего»; «ребенок может преподносить сюрпризы, о чем-нибудь интересном рассказать» ; «у моего ребенка хорошая память, он знает много стихов и песен»; «вижу, что у моего ребенка есть тяга к учебе, он любознательный, задает много вопросов»; «ребенок, несмотря на нарушение, имеет умную голову, сообразительный, развивается и растет»; «люблю общаться с ребенком, особенно куда-нибудь вместе съездить». Отцы в настоящем испытывают чувство гордости за сво -его ребенка, не стесняются его.
Пример 12.
Фрагмент интервью отца мальчика 8 -ми лет с нарушением зрения (медицинский диагноз — атрофия зрительного нерва).
Сейчас моему сыну 8 лет. Я плохого о нем ничего не могу ска -затъ. Он общается в кругу своих сверстников. Достаточно умный по возрасту. ...Давал интервью по костромскому радио, выступает в АТЮ (Аом творчества юных). А в гиколе за первую четверть принес нам благодарственное письмо. Вообще, я уверен в своих детях. Мне кажется, они будут неплохими людьми.
В состоянии родителей отмечается переживание тревоги и беспокойства по поводу возможностей будущей жизни ребенка: обще-
173
ние со сверстниками, дальнейшее обучение ребенка, его профессиональная реализация, личная жизнь. Эти переживания являются первостепенными в структуре родительских переживаний настоящего времени, так как они признают и понимают наличие некоторого ограничения (в виде имеющегося у ребенка нарушения) для реализации как собственных ожиданий и желаний, так и ожиданий самого ребенка.
В связи с переживаниями тревоги будущего у родителей усиливается чувство моральной ответственности и долга как по отношению ко всему ходу развития ребенка, так и в отношении деятельно -сти по сглаживанию последствий имеющегося у него нарушения. Во всех ответах родителей звучат утверждения о том, что в общении с таким ребенком необходимо контролировать свое поведение: быть терпимее, стараться избегать срывов, криков, больше разговаривать с ребенком, объяснять. Основной лейтмотив утверждений — «не навреди». Также родители нацелены на то, чтобы прикладывать все усилия по преодолению последствий нарушения: «сейчас для меня главное найти хороших специалистов: логопедов, дефек-тологов, которые реально знают, как помочь моему ребенку»; «приобретаю много специальной литературы, чтобы знать, как заниматься с ребенком»; «постоянно советуюсь с педагогами, спрашиваю, чем должна заниматься с ребенком дома»; «стараюсь найти для ребенка увлечение, которое, может быть, станет его профессией»; «даже в дни школьных каникул я все равно стараюсь не забрасывать занятий с ребенком»; «приобретаю пособия и игры, которые специально предназначены для развития ребенка». Наряду с собственной активной деятельностью родители признают, что время от времени испытывают чувство усталости, но тем не менее «должны сделать, все, что возможно».
Переживания родителями тревоги и беспокойства по поводу будущего тесно переплетаются с чувством вины родителя перед ребенком. Не все родители напрямую говорят о том, что испытывают чувство вины, но некоторые ответы на вопросы интервью подтверждают наши предположения о том, что данное переживание имеет место. Чувство вины влияет на родительское отношение и воспитание: «не могу наказывать ребенка, ведь ему и так приходится нелегко»; «стараюсь быть строгой, но все равно жалею»; «стараюсь делать все для ребенка, чтобы потом не винить себя, что могла что -то сделать, но упустила»; «иногда злюсь на ребенка, но потом ругаю
174
себя, ведь мои эмоции ничто по сравнению с тем, что приходится пережить ему».
Пример 13.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Шатова Марина. Дидактическая игра 'Герб моей семьи'
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Юлия Костюк. Роль семьи в период предшкольной подготовки
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Иксанова Антонина Алексеевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе: «Моя семья. Древо моей семьи».
  • Малахова Надежда Викторовна. Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе 'В гостях у истории'
  • Краснокутская С. П., Суркова Т.А., Сенченко И.В.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
  • Кириллова Елена Михайловна. Конспект НОД по теме: «Моя семья».
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию «Моя семья» в подготовительной группе
  • Висина Татьяна Сергеевна. Конспект Беседы «Ромашка символ семьи, любви и верности»
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Руденко Ирина Викторовна. «Взаимодействие ДОУ и семьи, как фактор качества дошкольного образования»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Анастасия Зубаирова. Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка
  • Белова Татьяна Викторовна. Конспект развлечения «День семьи, любви и верности» в старшей и подготовительной группе
  • Гусарова О.И. Применение принципов краткосрочного психологического консультирования в смешанном консультировании по вопросам семьи и брака
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Превентивная социально-педагогическая работа с семьей в условиях трудной жизненной ситуации
  • Любовь Викторовна Дрогайцева. Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Моя семья»
  • Наталья Викторовна Лыкова. Акция 'Семейное гнездышко' (праздник День Семьи)
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Наделяева Галина. Конспект ООД: «Семья и семейные ценности»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Владимирова Ольга Леонидовна. План-конспект непосредственно — образовательной деятельности в первой младшей группе. Тема НОД: «Моя семья»
  • Дорохова Анна Владимировна, Ляхова Наталья Сергеевна. «Генеалогическое древо — Моя Семья»
  • С.В. Уманский. Современные подходы к психологическому консультированию и психотерапии семьи
  • Щербина Татьяна Владимировна. НОД «МОЯ СЕМЬЯ»
  • Гарифуллина Миляуша Магдануровна и Кувшинова Альбина Альфредовна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе №12 Тема: «Мамочка любимая моя» (посвящено Дню Матери)
  • Якубо Наталья Борисовна. Конспект досуга в подготовительной группе на тему: «Мир увлечений семьи»
  • Борисова Алла Витальевна. ПРОЕКТ «Семьей дорожить-счастливым быть»
  • Антосик Ирина Владимировна. ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОО



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь