|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57335
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В настоящем, по прошествии определенного времени (дети находятся в возрасте 4—8 лет), родители отмечают «более спокойное» отношение к тому, что у ребенка есть нарушение в раз-
171 витии: «эмоции немного притупились», «успокоились, научились принимать все, как есть», «смирились», «со временем ко всему привыкаешь». Возникает чувство примирения с диагнозом ребенка. Родители становятся более объективными в выборе средств и видов помощи ребенку, адекватно оценивают последствия, как негативные, так и позитивные. Появляется осмыслен -ность поведения. Пример 9. Фрагмент интервью отца мальчика 6-ти лет со зрительным нарушением (медицинский диагноз — ринопатия). И сейчас мысли бывают разные, и порой накатывает мелан -холия. Но я точно понимаю, что сейчас единственная реальная помощь для моего ребенка — это педагогическая помощь. В прин -ципе то, что сейчас делают педагоги здесь, в детском саду. Можно, конечно, без конца пичкать ребенка таблетками, куда-то ездить обследоваться, проверяться, тратить безумное ко -личество денег. Но кто мне даст гарантии, что это поможет ? А ведь ребенку нужно развиваться, ходить в детский сад. Здесь у него и общение, и программа у них специальная. Здесь они про -ходят лечение, и мы всегда под контролем у офтальмолога. Отмечая позитивные изменения в своей жизни, родители тем не менее признают, что и в настоящее время испытывают порой переживания боли и «меланхолии», но это состояние на сегодняшний момент для них становится более контролируемым по сравнению с. ранним периодом. Пример 10. Фрагмент интервью мамы девочки 8-ми лет с нарушением слуха — глухота. Конечно, и сейчас бывают моменты неприятных переживаний, когда едешь в автобусе с ребенком, и кто-то па тебя негатив сбросит. Но опять же зацикливаться не стоит в любом случае. У некоторых матерей наряду с эмоциональным контролем также присутствует надежда на исцеление собственного ребенка, они еще находятся в поиске того лучшего, что поможет ребенку избавиться от недуга. 172 Пример 11. Фрагмент интервью мамы мальчика 4 -х лет с нарушением зрения (медицинский диагноз — ринопатия). Если вначале я просто не принимала то, что уАани есть отклонение, то теперь я понимаю, что нужно время. Каждый день — это шажочек, пусть маленький, но в лучшую сторону. Аа, я стала спокойнее. Хотя боль -то она все равно есть. Но каждый день мы за что - то цепляемся... Сейчас мы принимаем комп -леке витаминов. У меня мама где-то вычитала, что этот комплекс поднимает чуть ли не парализованных детей. Мы с мамой подумали: «Ну, давай попробуем» Это все равно нужно. Помимо развития должно быть и лечение, и более интенсивное. Иногда матери питают надежды на излечение детей через операционное вмешательство, экстрасенсов или при помощи гипноза. Многие родители в настоящий момент испытывают чувство радости общения со своим ребенком, видят положительные результаты в его развитии: «ребенок растет и развивается, в чем-то обгоняет сверстников»; «мой ребенок растет, он становится мне интересен, и, я думаю, впереди нас ждет много хорошего»; «ребенок может преподносить сюрпризы, о чем-нибудь интересном рассказать» ; «у моего ребенка хорошая память, он знает много стихов и песен»; «вижу, что у моего ребенка есть тяга к учебе, он любознательный, задает много вопросов»; «ребенок, несмотря на нарушение, имеет умную голову, сообразительный, развивается и растет»; «люблю общаться с ребенком, особенно куда-нибудь вместе съездить». Отцы в настоящем испытывают чувство гордости за сво -его ребенка, не стесняются его. Пример 12. Фрагмент интервью отца мальчика 8 -ми лет с нарушением зрения (медицинский диагноз — атрофия зрительного нерва). Сейчас моему сыну 8 лет. Я плохого о нем ничего не могу ска -затъ. Он общается в кругу своих сверстников. Достаточно умный по возрасту. ...Давал интервью по костромскому радио, выступает в АТЮ (Аом творчества юных). А в гиколе за первую четверть принес нам благодарственное письмо. Вообще, я уверен в своих детях. Мне кажется, они будут неплохими людьми. В состоянии родителей отмечается переживание тревоги и беспокойства по поводу возможностей будущей жизни ребенка: обще- 173 ние со сверстниками, дальнейшее обучение ребенка, его профессиональная реализация, личная жизнь. Эти переживания являются первостепенными в структуре родительских переживаний настоящего времени, так как они признают и понимают наличие некоторого ограничения (в виде имеющегося у ребенка нарушения) для реализации как собственных ожиданий и желаний, так и ожиданий самого ребенка. В связи с переживаниями тревоги будущего у родителей усиливается чувство моральной ответственности и долга как по отношению ко всему ходу развития ребенка, так и в отношении деятельно -сти по сглаживанию последствий имеющегося у него нарушения. Во всех ответах родителей звучат утверждения о том, что в общении с таким ребенком необходимо контролировать свое поведение: быть терпимее, стараться избегать срывов, криков, больше разговаривать с ребенком, объяснять. Основной лейтмотив утверждений — «не навреди». Также родители нацелены на то, чтобы прикладывать все усилия по преодолению последствий нарушения: «сейчас для меня главное найти хороших специалистов: логопедов, дефек-тологов, которые реально знают, как помочь моему ребенку»; «приобретаю много специальной литературы, чтобы знать, как заниматься с ребенком»; «постоянно советуюсь с педагогами, спрашиваю, чем должна заниматься с ребенком дома»; «стараюсь найти для ребенка увлечение, которое, может быть, станет его профессией»; «даже в дни школьных каникул я все равно стараюсь не забрасывать занятий с ребенком»; «приобретаю пособия и игры, которые специально предназначены для развития ребенка». Наряду с собственной активной деятельностью родители признают, что время от времени испытывают чувство усталости, но тем не менее «должны сделать, все, что возможно». Переживания родителями тревоги и беспокойства по поводу будущего тесно переплетаются с чувством вины родителя перед ребенком. Не все родители напрямую говорят о том, что испытывают чувство вины, но некоторые ответы на вопросы интервью подтверждают наши предположения о том, что данное переживание имеет место. Чувство вины влияет на родительское отношение и воспитание: «не могу наказывать ребенка, ведь ему и так приходится нелегко»; «стараюсь быть строгой, но все равно жалею»; «стараюсь делать все для ребенка, чтобы потом не винить себя, что могла что -то сделать, но упустила»; «иногда злюсь на ребенка, но потом ругаю 174 себя, ведь мои эмоции ничто по сравнению с тем, что приходится пережить ему». Пример 13. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|