Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57045

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В настоящем, по прошествии определенного времени (дети находятся в возрасте 4—8 лет), родители отмечают «более спокойное» отношение к тому, что у ребенка есть нарушение в раз-
171
витии: «эмоции немного притупились», «успокоились, научились принимать все, как есть», «смирились», «со временем ко всему привыкаешь». Возникает чувство примирения с диагнозом ребенка. Родители становятся более объективными в выборе средств и видов помощи ребенку, адекватно оценивают последствия, как негативные, так и позитивные. Появляется осмыслен -ность поведения.
Пример 9.
Фрагмент интервью отца мальчика 6-ти лет со зрительным нарушением (медицинский диагноз — ринопатия).
И сейчас мысли бывают разные, и порой накатывает мелан -холия. Но я точно понимаю, что сейчас единственная реальная помощь для моего ребенка — это педагогическая помощь. В прин -ципе то, что сейчас делают педагоги здесь, в детском саду. Можно, конечно, без конца пичкать ребенка таблетками, куда-то ездить обследоваться, проверяться, тратить безумное ко -личество денег. Но кто мне даст гарантии, что это поможет ? А ведь ребенку нужно развиваться, ходить в детский сад. Здесь у него и общение, и программа у них специальная. Здесь они про -ходят лечение, и мы всегда под контролем у офтальмолога.
Отмечая позитивные изменения в своей жизни, родители тем не менее признают, что и в настоящее время испытывают порой переживания боли и «меланхолии», но это состояние на сегодняшний момент для них становится более контролируемым по сравнению с. ранним периодом.
Пример 10.
Фрагмент интервью мамы девочки 8-ми лет с нарушением слуха — глухота.
Конечно, и сейчас бывают моменты неприятных переживаний, когда едешь в автобусе с ребенком, и кто-то па тебя негатив сбросит. Но опять же зацикливаться не стоит в любом случае.
У некоторых матерей наряду с эмоциональным контролем также присутствует надежда на исцеление собственного ребенка, они еще находятся в поиске того лучшего, что поможет ребенку избавиться от недуга.
172
Пример 11.
Фрагмент интервью мамы мальчика 4 -х лет с нарушением зрения (медицинский диагноз — ринопатия).
Если вначале я просто не принимала то, что уАани есть отклонение, то теперь я понимаю, что нужно время. Каждый день — это шажочек, пусть маленький, но в лучшую сторону. Аа, я стала спокойнее. Хотя боль -то она все равно есть. Но каждый день мы за что - то цепляемся... Сейчас мы принимаем комп -леке витаминов. У меня мама где-то вычитала, что этот комплекс поднимает чуть ли не парализованных детей. Мы с мамой подумали: «Ну, давай попробуем» Это все равно нужно. Помимо развития должно быть и лечение, и более интенсивное.
Иногда матери питают надежды на излечение детей через операционное вмешательство, экстрасенсов или при помощи гипноза.
Многие родители в настоящий момент испытывают чувство радости общения со своим ребенком, видят положительные результаты в его развитии: «ребенок растет и развивается, в чем-то обгоняет сверстников»; «мой ребенок растет, он становится мне интересен, и, я думаю, впереди нас ждет много хорошего»; «ребенок может преподносить сюрпризы, о чем-нибудь интересном рассказать» ; «у моего ребенка хорошая память, он знает много стихов и песен»; «вижу, что у моего ребенка есть тяга к учебе, он любознательный, задает много вопросов»; «ребенок, несмотря на нарушение, имеет умную голову, сообразительный, развивается и растет»; «люблю общаться с ребенком, особенно куда-нибудь вместе съездить». Отцы в настоящем испытывают чувство гордости за сво -его ребенка, не стесняются его.
Пример 12.
Фрагмент интервью отца мальчика 8 -ми лет с нарушением зрения (медицинский диагноз — атрофия зрительного нерва).
Сейчас моему сыну 8 лет. Я плохого о нем ничего не могу ска -затъ. Он общается в кругу своих сверстников. Достаточно умный по возрасту. ...Давал интервью по костромскому радио, выступает в АТЮ (Аом творчества юных). А в гиколе за первую четверть принес нам благодарственное письмо. Вообще, я уверен в своих детях. Мне кажется, они будут неплохими людьми.
В состоянии родителей отмечается переживание тревоги и беспокойства по поводу возможностей будущей жизни ребенка: обще-
173
ние со сверстниками, дальнейшее обучение ребенка, его профессиональная реализация, личная жизнь. Эти переживания являются первостепенными в структуре родительских переживаний настоящего времени, так как они признают и понимают наличие некоторого ограничения (в виде имеющегося у ребенка нарушения) для реализации как собственных ожиданий и желаний, так и ожиданий самого ребенка.
В связи с переживаниями тревоги будущего у родителей усиливается чувство моральной ответственности и долга как по отношению ко всему ходу развития ребенка, так и в отношении деятельно -сти по сглаживанию последствий имеющегося у него нарушения. Во всех ответах родителей звучат утверждения о том, что в общении с таким ребенком необходимо контролировать свое поведение: быть терпимее, стараться избегать срывов, криков, больше разговаривать с ребенком, объяснять. Основной лейтмотив утверждений — «не навреди». Также родители нацелены на то, чтобы прикладывать все усилия по преодолению последствий нарушения: «сейчас для меня главное найти хороших специалистов: логопедов, дефек-тологов, которые реально знают, как помочь моему ребенку»; «приобретаю много специальной литературы, чтобы знать, как заниматься с ребенком»; «постоянно советуюсь с педагогами, спрашиваю, чем должна заниматься с ребенком дома»; «стараюсь найти для ребенка увлечение, которое, может быть, станет его профессией»; «даже в дни школьных каникул я все равно стараюсь не забрасывать занятий с ребенком»; «приобретаю пособия и игры, которые специально предназначены для развития ребенка». Наряду с собственной активной деятельностью родители признают, что время от времени испытывают чувство усталости, но тем не менее «должны сделать, все, что возможно».
Переживания родителями тревоги и беспокойства по поводу будущего тесно переплетаются с чувством вины родителя перед ребенком. Не все родители напрямую говорят о том, что испытывают чувство вины, но некоторые ответы на вопросы интервью подтверждают наши предположения о том, что данное переживание имеет место. Чувство вины влияет на родительское отношение и воспитание: «не могу наказывать ребенка, ведь ему и так приходится нелегко»; «стараюсь быть строгой, но все равно жалею»; «стараюсь делать все для ребенка, чтобы потом не винить себя, что могла что -то сделать, но упустила»; «иногда злюсь на ребенка, но потом ругаю
174
себя, ведь мои эмоции ничто по сравнению с тем, что приходится пережить ему».
Пример 13.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • Курганова Екатерина Борисовна. Формируем положительную самооценку у ребенка
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Динара Кямилевна Пашкина. Семинар-практикум для родителей: 'Пути к бесконфликтной дисциплине'
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Воспитываем у детей чувство долга и разумные потребности.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Писарева Людмила Викторовна. Практическое руководство для родителей: «Безопасность Вашего ребенка»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Абрамова Ольга Сергеевна. 'Педагоги и родители — творческий тандем'.
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Оксана Черепанова. Как помочь ребенку стать самостоятельным
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
  • Ольга Третьякова. Родительское собрание на тему 'Пойми меня, мама...'
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Ирина Петракова. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Растить детей трудолюбивыми»
  • Вина; guilt
  • Рымар Елена Васильевна. Правила общения с гиперактивными детьми
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Курапова Анна Ивановна. Советы родителям по формированию здорового образа жизни у детей 5-7 лет
  • Павлова Екатерина Николаевна. Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»
  • Рапелова Мая. Консультация для родителей 'Капризы и их предупреждения'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Спиридонова Ольга Ивановна. Влияние компьютера на психику ребенка
  • Пашкина Динара Кямилевна. Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь