|
Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи.Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 136838
Автор: Варламов В.А., Варламов Г.В.
Название: Компьютерная детекция лжи. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Так как параллельно шла отработка версии о нахождении пистолета у взрослых, в результате повторных обследований вышли на реального преступника. Оператор проверял одного из сотрудников подразделения, в котором пропало оружие. Первые же тесты подтвердили его причастность к совершению преступления. В дальнейшем под давлением улик он признался и оружие возвратил.
«Сознание ребенка в первые 7-8 лет жизни определяется игрой, основанной на вымысле, а это значит, что до 7 - 8 лет ребенок не способен отличить правду от выдумки» (Ж. Пиаже, 1974 г.). Например, оказалось, что в 65% случаев заявления детей о посягательстве на них были ложными. Точность прогноза у детей в возрасте 6-7 лет составляет 0%, 8-12 лет - 12% и около 53% у подростков 14-16 лет. У молодого, несформировавшешся организма нервная система весьма динамична. Внимание несовершеннолетнего невозможно долго фиксировать на какой-либо проблеме или предмете. В результате этого происходит непроизвольное переключение внимания. Например, во время тестирования после 3-4 предъявленных вопросов он начинает думать об отце, который грозился избить его, если он не перестанет хулиганить. Задержать внимание несовершеннолетнего на расследуемой теме сколько-нибудь долго практически невозможно. Даже если увлечь его тематикой тестирования, он после 3 - 4-го вопроса, войдя в роль, начнет развивать тему дальше, чередуя информацию, полученную при тестировании, с фрагментами из рассказов ребят или прочитанных им книг и 153 просмотренных боевиков. Это явление сложно назвать адаптацией, но по внешнему проявлению (амплитуда психофизиологической реакции) оно напоминает привыкание к тесту, с резким переключением внимания на другие проблемы, периодическими возвратами к первоначальной тематике. При тестировании несовершеннолетних детей необходимо стремиться сделать так, чтобы тесты были более короткими, а их количество минимальным. Обычно достаточно чтобы, тест имел 4-5 вопросов. Особенно это важно, если ребенок неспокойный, очень подвижный, поскольку ему трудно удерживать внимание на процедуре опроса. При тестировании несовершеннолетних время регистрации результатов реакции на предъявленный вопрос иногда следует сократить до 8 - 10 сек. В качестве методического приема в случае тестирования несовершеннолетних возможно проведение после каждого опроса небольшой отвлекающей беседы с последующей стимуляцией по тематике. Например, после беседы о хорошей погоде на улице сказать: «Ну, а теперь давай опять настроимся на место, где мог бы быть спрятан украденный магнитофон». Наличие нескольких достоверных реакций при опросе еще не говорит о том, что они вызваны именно вашими вопросами. На кривой (рис. 4.3.) четко выделяются три вершины, обозначенные как А, Б, С. Это были реакции на 4-й, 8-й и 14-й вопросы, касающиеся места нахождения небольшой суммы денег, похищенной у учительницы в классе. Пик А был получен при ответе на вопрос: «Деньги спрятаны дома?», Б - «У друга», С - «Отобрали старшие ребята?» Как оказалось в результате расследования, деньги действительно были спрятаны дома. На них юный похититель хотел купить газовый пистолет у соседского мальчика. В процессе тестирования он представил, как гордо они вместе с другом пойдут с пистолетом на охоту. В какой-то миг у него возникла мысль: «А вдруг старшие ребята отберут деньги и пистолет?» При изолированном анализе этого теста без учета особенностей реагирования несовершеннолетних, данных других тестов могла бы возникнуть ложная посылка: подозреваемый в краже мальчик взял деньги, спрятал их дома, потом понес их к другу (возможно, перепрятать). По дороге его встретили взрослые ребята и отобрали их. Возможны и другие версии. Рис. 4.3. Особенности реакций на предъявляемые вопросы испытуемого, тест поисковый: V - амплитуда КР; N - номер предъявляемого вопроса; А, Б, С - пики эмоционального напряжения 154 Подобные сложности могут возникнуть и при тестировании очень пожилых людей. Возможны ошибки в оценке полученных реакций, обусловленные особенностями функционирования центральной нервной системы, когда изношены механизмы регуляции. Пожилые люди, как правило, не переключаются при тестировании на какие-либо воображаемые проблемы, зато процедура может сопровождаться множеством воспоминаний из личной жизни. На практике был случай, когда тестировался пожилой мужчина, подозреваемый в том, что он располагает информацией о том у кого незаконно хранятся патроны к пистолету. При предъявлении значимого вопроса он вспомнил, как во время войны, будучи мальчиком, воровал у немцев патроны, был пойман и лишь чудом спасся от расстрела. Эти воспоминания при тестировании дали мощную физиологическую реакцию, совершенно не относящуюся к интересующей следствие теме. Существует народная мудрость: стар — что мал. Это подтверждается спецификой реакций, не всегда адекватных, с той лишь разницей, что у несовершеннолетних в основе этих явлений лежит нервная система несозревшая, а у пожилых людей, наоборот, «разваливающаяся», измотанная жизнью, не обеспеченная достаточно питательными веществами из-за развития склеротических процессов, которым в той или иной степени подвержены все пожилые люди. Отличие несовершеннолетних от пожилых людей состоит в том, что первые быстро устают, но и быстро восстанавливают свои резервы, иногда буквально в считанные минуты. Пожилые же люди быстро устают и долго отдыхают. Вообще специалист должен помнить, что тестирование несовершеннолетних и пожилых людей — очень трудная задача, для решения которой часто требуются нестандартные подходы и глубокое понимание специфики психофизиологических процессов, связанных с возрастными особенностями. Лучший совет при контакте с данной категорией людей — постараться избежать процедуры тестирования. 4. Ограничение тестироания лиц с умственной отсталостью Умственная отсталость действительно сильно усложняет получение достоверных результатов на полиграфе, но, тем не менее, полностью не исключает возможности проведения тестирования. Если степень умственной отсталости такова, что у обследуемого совершенно отсутствует критика своего поведения и ощущения опасности при опросе не возникает, то он расскажет все как на духу, и тогда проводить полиграфные обследования уже нет необходимости. Если же критика своего поведения хотя бы немного сохранена, то подозреваемый понимает, что его признание может повлечь неприятные для него последствия. Следовательно, возникает классическая ситуация, когда есть информация и есть необходимость ее скрыть. Значит, значимые вопросы обязательно 155 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|