Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47208

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Моррис (Morris, 1982) попытался более конкретно показать, как могут сочетаться друг с другом оба подхода, однако никакого соглашения о таком сотрудничестве между двумя системами не существует. Поскольку одна из них является энвайроцентри-ческой, а другая — нецентрической, сколько-нибудь значительное сближение является маловероятным. Скиннер и Кантор являлись коллегами в Университете Индианы, и многие студенты, обучавшиеся у них обоих, используют в своей работе концепции обеих систем (см.: Fuller, 1973; Lichtenstein, 1973; Morris, 1982). Некоторые интербихевиористы являются членами организаций, созданных представителями анализа поведения, а специалисты по анализу поведения проявляют интерес к общей философии науки, развиваемой интербихевиоризмом и способной обеспечить анализу поведения более широкую научную базу. Некоторые исследователи сочетают также концепцию сеттинговых событий с методологией анализа поведения (см. главу 10).
Вместе с тем такое взаимодействие порождает и трения. Поскольку Скиннеру казалось, что интербихевиористы слишком критичны, он возражал против проникновения интербихевиористов в ряды представителей анализа поведения. Делпрато (Delprato, 1990) в ответ на эти возражения указывал, что критика со стороны интербихевиоризма способствовала движе-
нию анализа поведения в направлении натурализма, тогда как критика, исходящая от других систем, «основывалась на предпосылках, подобных дуализму, которые связаны с трансцендентальной культурной традицией» (р. 13). В частности, представления Скиннера о личной сфере не являются в полной мере натуралистическими, утверждают интербихевиористы, и могли бы стать более натуралистическими, если бы он принял позицию, не предполагающую различий между публичными и личными событиями: и те и другие представляют собой формы человеческой деятельности, между которыми невозможно провести осмысленной четкой грани. Аналогично, Скиннер мог бы признать, как это делают интербихевиористы, роль биологии в психологических событиях как необходимого, но не достаточного условия, и тем самым избежать непоследовательности, проявляющейся в том, что он одновременно придерживается и редукционистской и нередукционистской точки зрения. Моррис (Morris, 1993-94) отвечает на возражения Скиннера, указывая на то, что обе группы «выступают за естественную науку о поведении» и что участие интербихевиористов в деятельности организаций, представляющих анализ поведения, должно рассматриваться «как комплимент, а не как повод для недовольства» (р. 5).
Феноменологическая психология
На первый взгляд феноменология с ее акцентом на смыслах или на жизни как она проживается («бытие в мире») может показаться ориентацией, наиболее далекой от анализа поведения с его измерениями частоты реакций. Подтверждая факт различия между этими системами, Джорджи (Giorgi, 1975) указывает на то, что анализ поведения придерживается фи-зикалистской ориентации: он заимствует у физических наук стремление к полному устранению контекста и смыслов при рассмотрении поведения, пытаясь выделить его безличную, поддающуюся количественному представлению сущность. Далее Джорджи пишет: «Насколько мне удалось понять, для радикального бихевиоризма поведение — это любое поддающееся измерению движение тела. Для феноменолога, однако, вследствие интенциональности [индивидуально-объектных отношений], поведение просто не может быть адекватно описано без указания на то, как ситуация воспринимается с точки зрения субъекта поведения» (р. 209). Квэйл и Гриннесс (Kvale & Grenness, 1967) указывают на то, что физикализм Скиннера не вполне последователен: он ссылается на различные возможные способы восприятия одного и того же объекта, но затем настаивает на том, что мы функционируем в физическом мире; аналогичным образом он описывает осмысленное поведение, но затем снова возвращается к рассмотрению поведения как бессмысленного, когда он отделяет субъекта от объекта, утверждая, что видение — это просто поведенческий акт видения, поскольку «видение не требует присутствия видимой вещи» (Skinner,
186
1963, р. 954). В противовес такой точке зрения, феноменология утверждает, что видение — это видение чего-то, мышление — это мышление о чем-то, и т. д.
Кроме указания на это принципиальное различие, Джорджи находит ряд важных проявлений сходства: обе системы выступаю! против (а) дуализма, (б) ги-потетико-дедуктивного метода, (в) редукции психологии к биологии и (г) интроспекции разума. Обе признают правомерность исследования единичных объектов, использования описаний поведения и сведения к минимуму роли теории. Квэйл и Гриннесс отмечают, что обе системы отвергают представление о том, что мы живем в удвоенном мире: одном — физическом и внешнем, и другом — мире нефизических внутренних репрезентаций внешнего физического мира. (Скиннер называл это представление «теорией копирования».) Обе системы сходятся в том, что знание или понимание есть действие. Источником знания является воздействие на мир, поведение, направленное на него: «Человек создает и создается, — согласно терминологии Скиннера, — контролирует и контролируется. Мир не дан и не создан, он есть отношение» (р. 140). Квэйл и Гриннесс утверждают, что взгляды Скиннера имеют много общего с феноменологией, но считают, что ему недостает признания концепции интенциональности (субъектно-объектной взаимозависимости), приняв которую он смог бы избежать непоследовательности и логических противоречий.
КРИТИКА
Анализ поведения явился громоотводом, притягивающим яростные нападки, исходящие от различных источников, однако благодаря своим достижениям он снискал и одобрение, даже со стороны наиболее непримиримых своих противников. Ниже мы приведем ряд критических замечаний, а также хвалебных отзывов, не придерживаясь определенной последовательности.
Области практического применения
Что касается прикладной сферы, критики обратили внимание на то, что анализ поведения был успешно использован в цирковой дрессировке животных, а также в избавлении от фобий и компульсивно-обсессивных привычек у людей; тем не менее они упрекают его в том, что он не достиг успеха в модификации шизофрении и маниакально-депрессивного психоза, хотя лечение этих расстройств антипсихотическими препаратами оказалось весьма эффективным. Критики также утверждают, что программированное обучение оказалось эффективным только при выполнении простых заданий. Специалисты по анализу поведения отвечают на это, что
технология их работы продолжает совершенствоваться по мере развития исследований и что их попытки были более успешными, чем усилия представителей большинства других психологических систем.
Выступление Кантора перед специалистами по анализу поведения
Получив приглашение выступить перед специалистами по анализу поведения, Кантор (Kantor, 1974) в своей речи положительно отозвался о данной системе, отметив признание ею психологических событий как исключительно поведенческих понятий: в трактовке анализа поведения поведенческие операции очищены от менталистских постулатов, что отличает его от многих других систем. Однако Кантор считал, что односторонняя ориентация, направленная преимущественно на научение у животных, способствовала выработке упрощенного взгляда на поведение в целом и тенденции уделять столь повышенное внимание условиям подкрепления, что на все другие формы поведения уже не оставалось сил и времени. В ответ на это представители анализа поведения замечают, что критика Кантора была отчасти обоснованной в 1974-м году, когда он выступал перед их аудиторией, однако с тех пор было проведено значительное количество исследований, посвященных изучению человеческого поведения, а анализ поведения был распространен на такие его формы, как восприятие, мышление и запоминание. Тем не менее Марр (Marr, 1984b) находит критику Кантора справедливой, поскольку анализу поведения не удалось адекватно адаптировать свою методологию к рассмотрению сложных форм поведения, хотя, по его мнению, он должен сделать это, а не оставлять данную область в ведении когнитивистов. В то же время Марр не считает правомерными упреки Кантора в использовании анализом поведения механистического понимания причинно-следственных отношений, ибо такой механицизм является, с точки зрения Мар-ра, необходимой частью важной и активно развиваемой количественной модели начальных условий и условий подкрепления. Марр соглашается с Кантором, что анализ поведения не придает должного значения сеттинговым факторам или контексту, роль которого «в анализе вербального поведения и запоминания, без сомнения, фундаментальна» (р. 194); аналогичным образом, он с сожалением отмечает, что анализ поведения игнорирует функциональное значение стимула, в противовес рассмотрению стимула как объекта (см. главу 10).
Сборник критических статей
Книга Скиннера «За пределами свободы и достоинства» («Beyond Freedom and Dignity») вызвала поток критики, включая отдельную книгу, посвященную этой критике (Wheeler, 1973). В нее вошли восемнадцать критических статей, а также ответы
187
Скиннера на эти работы. В 1988 году вновь образованный британский «Ежеквартальный журнал психологического консультирования» (Counseling Psychology Quarterly) выпустил специальное издание, содержащее статьи, явившиеся ответом на работу Скиннера (Skinner 1988b), которую журнал попросил его написать для данного издания. Ришелл (Richelle, 1988) утверждает, что позиции Скиннера и представителей анализа поведения в целом были бы значительно более прочными, если бы они не изолировали себя и не проявляли безразличия к другим тенденциям в психологии, которые могли бы оказаться в той или иной степени совместимыми с их собственной позицией. В качестве примера Ришелл указывает на этологию, которая имеет уже длительную историю развития, однако анализ поведения лишь в последнее время обратил на нее внимание и начал использовать ее разработки. Анализ поведения продолжал игнорировать и другие исследования по психологии развития, несмотря на их важность. Фосс (Foss, 1988) перечисляет то, что он рассматривает как недостатки анализа поведения. Один из них заключается в том, что сложные навыки часто имеют иерархическую организацию, которую невозможно путем анализа разложить на подкрепляемые реакции. К ним относятся социальные и эмоциональные привычки, а также моторные навыки. Айзенк (Eysenck, 1988) находит недостаток анализа поведения в том, что в нем фактически не находится места личности, генетическим факторам и индивидуальным различиям — несмотря на заверения специалистов по анализу поведения, что эти факторы играют важную роль, — а также в отрицании роли биологии. В противовес ему Кункель (Kunkel, 1996) утверждает, что анализ поведения оказал значительное влияние на ряд разделов психологии, в которых его заслуги не получили должного признания. Он находит, что оперантные принципы активно используются в социальной психологии, хотя этот факт остается завуалированным благодаря использованию традиционной терминологии.
Как отмечает Плейс (Place, 1988b), Скиннер утверждал, что единственным способом модификации морального поведения является использование подкреплений, и для многих людей это явилось оскорблением в силу глубоко укоренившегося в культуре представления о том, что мы должны совершенствовать свою мораль лишь воздействуя на людей путем рациональных убеждений. А подчеркивание Скиннером необходимости отказаться от апелляции к любым менталистским представлениям, ставшим неотъемлемой частью обыденного дискурса, осложняет коммуникацию терапевтов с клиентами; это создает барьеры во взаимопонимании. Плейс утверждает, что «если бы Скиннер был хотя бы немного менее непреклонен и хотя бы немного более восприимчив к причинам, вызывающим сопротивление предлагаемым им концепциям, анализ поведения мог бы сохранить престиж и влияние, которыми он
пользовался до когнитивной революции» (р. 309). Он считает, что консенсус с другими системами особенно способствовал бы принятию концепции определяемого правилами поведения, поскольку представители других систем согласились бы с тем, что «значительная часть форм человеческого поведения контролируется убеждениями субъекта поведения, касающимися ситуации, с которой он сталкивается» (р. 309), и что эти убеждения предполагают наличие правил. Основные разногласия связаны с другой формой поведения — поведением, формируемым условиями или подкреплением (contigency- or reinforcement-shaped behavior): хотя установлено, что поведение животных и детей, находящихся на доре-чевой стадии развития, может контролироваться путем подкрепления, принятие принципа, согласно которому аналогичному контролю поддаются также моторные и речевые навыки детей более старшего возраста и взрослых, встречает сопротивление. Однако сторонники анализа поведения указывают на то, что лишь данная система в состоянии объяснить эти формы поведения.
Хейз и Хейз (Hayes & Hayes, 1988) утверждают, что серьезным недостатком анализа поведения является трактовка вербального поведения, несмотря на значительные усилия и достигнутый им вклад в развитие этой области. В частности, анализ поведения предпочитает не рассматривать патологию взрослых, связанную с высшими уровнями вербализации. Другое проявление этой проблемы связано с тем, что основная психотерапевтическая работа в рамках анализа поведения проводится с детьми и взрослыми, помещаемыми в лечебные учреждения, в которых вербальное поведение может быть сведено к минимуму. Хотя использование когнитивной психологии для данных ситуаций не является более теоретически адекватным, когнитивизм перевел вербальное поведение в область психических процессов и сумел привести свидетельства, подтверждающие введенные им конструкты, очевидно, благодаря используемой им терминологии, согласующейся с обыденной речью (Place, 1988b). Хейз и Хейз также указывают на ряд характеристик речи, часть которых была обнаружена самими представителями анализа поведения, однако эти характеристики не охватываются скинне-ровской трактовкой речи.
Большинство авторов критических статей, собранных в «Ежеквартальном журнале психологического консультирования», указывают при этом на важные достижения системы Скиннера. В частности, в работе Майлза (Miles, 1988), хотя носящей отчасти и критический характер, перечисляется десять положительных характеристик анализа поведения, после чего автор приходит к заключению, что «для каждой из них может быть приведено философское обоснование, а в совокупности они могут рассматриваться как совершенно новый и альтернативный "взгляд на мир"» (р. 303). Каллен (Cullen, 1988) безоговорочно поддерживает семь перечисляемых им принципов
188
анализа поведения, применимых в консультировании. Например, вместо поисков глубинных причин консультанты должны обращать внимание на то, что люди делают, на соотношение их действий с окружающей средой, а также на то, каким образом это делание как отношение поддается положительным изменениям. В качестве другого примера он указывает на то, что важно искать методы, предоставляющие клиентам средства изменения своего окружения, так чтобы они почувствовали себя в состоянии контролировать собственную жизнь и освободиться от аверсив-ного контроля. В ряду авторов критических статей резко выделяется Пауэр (Power, 1988), занимающий исключительно критическую позицию. Он утверждает, что анализ поведения совершил «семь смертных грехов» и что единственным его спасением является когнитивизм. На это представители анализа поведения могли бы возразить, что путь к спасению в форме самоконтроля и свободы от аверсивного контроля проходит через поведенческие контрактные отношения, а не через когнитивизм.
Эффекты подкрепления
Ряд наиболее серьезных проблемных вопросов связан с неоднозначными эффектами самого подкрепления. Если для контроля поведения крыс или голубей подкрепление должно следовать в течение нескольких секунд после реакции, то в случае людей действие подкрепляющего фактора может быть отложено на месяцы, а то и годы. Хотя это имеет свои преимущества, условия жизни людей иные, и это различие должно быть признано. Фэган (Fagan, 1993) провел обзор исследований, показывающих, что хотя принцип подкрепления может быть мощным фактором воздействия на некоторые формы поведения младенцев, с его помощью невозможно объяснить все формы поведения или начальное овладение некоторыми формами поведения. Он приводит доводы в пользу ожидания как важнейшего условия (condition). На это специалист по анализу поведения может заметить, что если рассматривать ожидания как условие, то мы должны объяснить механизм формирования самих ожиданий.
В проведенном Мак-Кичи (McKeachie, 1976) обзоре законов научения, применяемых к ученикам в классе, автор отмечает многие проблемы, связанные с использованием принципа подкрепления, а также тот факт, что данный принцип далеко не всегда срабатывает автоматически. На эффективность подкрепления оказывают влияние такие факторы, как уровень возбуждения (arousal), соотношение внутренних и внешних вознаграждений, обратная связь (знание результатов) и мотивация, каждый из которых связан с собственными проблемами. Например, для детей, характеризующихся высоким уровнем достижений, подкреплением являются сами достижения, однако для детей с низким уровнем достижений подкрепляющим фактором в большей степени служит похвала. Даже смысл (meaning) подкрепления
имеет важное значение. Если вознаграждение интерпретируется как результат продолжения скучного задания, оно не будет столь эффективным, как если оно интерпретируется как результат достижения ощутимого прогресса. Мак-Кичи полагает, что анализ поведения «особенно эффективен в ситуациях, имеющих очевидный результат и характеризующихся незначительным числом альтернативных способов достижения цели» (р. 830). Пфаус и его коллеги (Pfaus et al., 1988) утверждают, что специалисты по анализу поведения ограничили область своей деятельности оперантными формами поведения — манипулированием условиями среды, — однако они исключили из сферы своего внимания те формы поведения, которые не подпадают под определение оперантного. Вследствие игнорирования таких форм поведения они так и не смогли сформулировать универсальные законы поведения, ограничившись по существу только «законами работы». Аналогичное замечание делает Гуттман (Guttman, 1977): «Анализ поведения, разработанный Скиннером, представляет собой специальный, а не общий анализ; он фокусируется на определенных типах отношений между действиями и средой, которые не получили должного внимания в более ранних исследованиях» (р. 238).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Инстинкт-теорияи объект-теория; instinct theory and object theory
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Сепарция, мать – ребенок; separation, mother – child
  • Закономерности психических систем
  • Теория научения; learning theory
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Образ; Image; Bild
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Символ; Symbol
  • Объект; object
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Норма, нормальный и ненормальный, анормальный; norm, normal, and abnormal
  • Андрей Колесник. Невербальное поведение как составляющая имиджа В. Януковича
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Солсо Роберт. Когнитивная психология
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влияет ли тестостерон на эмпатию?
  • Либидо; Libido
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Типология; Typology; Typologie
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Действие специфическое; specific action
  • Шафрански Р. Теория информационного оружия
  • Самость; Self; Selbst
  • Уилфред Бион. "Опыт в группах". Часть 1 (1961)
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Объективный и субъективный; objective and subjective



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь