Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54512

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

«Как всегда!—усмехнулась Галина Алексеевна.—Вечно вис
нут на ней. Как это она их называет? «Мои Чебурашки»! Надо же
так выдумать! И сейчас все расстаться не могут».
— Добрый день, Галина Алексеевна,—приветливо сказала
Маргарита Михайловна, увидев коллегу.
— Здравствуйте. Между прочим, урок уже начался.
— Ой, ребятки,—засуетилась Маргарита Михайловна,—зво-
нок прозвенел, а мы и не слышали. Бегите скорее на урок. У вас
сейчас что? Физкультура? Извинитесь обязательно перед Михаи-
лом Борисовичем.
Галина Алексеевна неодобрительно покачала головой. Как она
с ними нянчится! Ведь они буквально сели ей на голову. Чуть
что звонят по телефону или еще того хуже — бегут к ней домой
и секретничают, у кого любимая собака пропала, у кого старший
брат ушел служить в армию, кто вчера в театре был, а кто с дру-
гом поссорился. А вчера одна сидит в учительской, домой не ухо-
дит, Ждет Наденьку Лаврову, та задачку не поняла, и она ей
объяснить должна.
Так можно потерять уважение к себе. Нет, их надо держать
на расстоянии.
...Она вошла в класс. Прежде всего посмотрела на доску.
Мел на месте. И тряпка тоже. Мокрая, кажется. И класс вроде
бы проветрили на перемене. И нет опоздавших. «Вот главное,
Маргарита Михайловна», — закончила свои размышления учи-
тельница.
Галина Алексеевна любила минуты перед опросом. Она от-
крывала журнал и медленно спускалась взглядом сверху вниз по
фамилиям: от Акимова до Яхонтовой. Она делала это всегда, хотя
каждый раз знала еще до урока, кого сегодня спросить. Она де-
лала вид, что раздумывает, сомневается. Класс замирал. Тогда
Галина Алексеевна поднимала голову и видела: кто готов, а кто—
нет. Вот Павлов, взъерошив волосы, лихорадочно листает учеб-
ник, что-то бормочет. А Журавлева? Сидит, как статуя, глаза
опустила, ни учебника у нее на столе не видно, ни тетради. Не
нравится она ей последнее время, ох, как не нравится. На трой-
ки сползла.
— Журавлева!
Девочка вздрогнула, но продолжала сидеть.
— Журавлева, встань, сделай милость, ведь я с тобой раз-
говариваю.
Девочка неохотно поднялась.
— Я не готова,—сказала девочка еле слышным голосом.
— Ты можешь не бурчать себе под нос, а говорить внятно?
— Я не выучила урок. Простите.
— Какой урок? Что было на сегодня задано? Ты даже этого
не знаешь?
В классе поднялся шум, несколько человек говорили что-
го с места, а вот этого Галина Алексеевна не любила больше
всего.
239

— Я вам слова не давала. Я говорю с Журавлевой, а осталь-
ных прошу молчать.
Призвав строгим взглядом класс к тишине, она повернулась
снова к Журавлевой:
— Ну, конечно, мы стали взрослыми, нам ни к чему выполнять
домашние задания. Посмотри, что у тебя в журнале. Ты же, Жу-
равлева, без пяти минут двоечница. Хочешь составить компанию
Кузькину'и Малышеву?
— А при чем здесь мы? — вскочили мальчики.
— Помолчите! Журавлева, я вижу, наш диалог бесполезен.
Пусть придет в школу мать.
Девочка закрыла лицо руками и, рыдая, бросилась к двери.
В классе установилась напряженная тишина.
— Только еще истерики здесь не хватало. Нервные очень ста-
ли. Только у вас нервы, а у учителя их нет. Тебе что, Шапочнн-
кова? Я тебя, кажется, не вызывала.
— Как вы можете, как вы можете...—голос у девочки сры-
вался.—Ведь у Лены Журавлевой мама умерла. Слышите, умер-
ла! А вы, вы просто...
Девочка не закончила фразу. Класс смотрел на учительницу
осуждающе, враждебно.
...Было далеко за полночь. Но Галина Алексеевна, несмотря
на снотворное, не могла уснуть. В ушах звонко звучало: «Как
вы можете, вы просто...» Ее мучила больше всего эта незакон
ченная фраза. И кто ее произнес! Ее гордость, девочка умная, вое
питанная. Какое обвинение хотела она бросить ей, своей учи-
тельнице?
Галина Алексеевна задумалась, потом со злостью сказала про
себя: «Неблагодарные. Им ли судить? Откуда я могла знать, что
у Журавлевой такое?» И вдруг мелькнула мысль: «А Маргарита
Михайловна знала бы». И впервые позавидовала коллеге»'.
Вопросы
1. Укажите, в чем специфика психической деятельности у
учителей и учащихся, проявляющаяся в ситуации общения, опи-
санной автором.
2. Какие особенности во внешнем облике и в манере поведе-
ния учителя и учащихся могут быть носителями информации об
их характере, способностях, отношении к делу, к людям и к са-
мому себе как субъекту деятельности? Приведите примеры.
3. Докажите, что для успешной реализации целей общения
учителя с учащимися необходимо иметь психолого-педагогические
знания (какие?), педагогические умения и навыки (какие?), обла-
дать определенными качествами ума, чувств и воли (какими?).
Королева Т. Сложная ситуация: Расстояние до сердца//Учительская газе'
1979.— 17 нояб.
• королева i.
та,— 1979.— 17 нояб
240
Задача 5
Взаимоотношения учителя с учащимися—один из важнейших
путей воспитательного воздействия на формирующуюся личность
школьника. Однако в деятельности учителя не всегда складыва-
ются хорошие взаимоотношения с учащимися. Во многом это
зависит от стиля руководства деятельностью учащихся, от харак-
тера учителя и способов выполнения им своих воспитательных •
функций.
Внимательно прочитайте описанный Б. Узюмским в повести
«Призвание» случай, происшедший на уроке молодой учительницы,
и дайте ответы на вопросы.
«...Когда все учащиеся десятого класса записывали план те-
мы, Балашов вынул расческу и долго причесывался.
— Сейчас не время заниматься этим,—заметила учительница,
Балашов в ответ грубо ответил:
— В поучениях представительницы детских яслей не нужда-
юсь.
«Выгнать наглеца из класса, уйти самой...»—мелькнула мысль
у молодой учительницы, но, подумав, она приняла другое решение.
— Наглость никогда не была признаком ума. Вы позорите
школу,—сказала она и продолжила урок»1.
Вопросы
1. Правильно ли, по вашему мнению, поступила учительница?
2. Какие свойства характера проявила она в этом случае?
3. Докажите, пользуясь учебником «Возрастная и педагоги-
ческая психология», какой из пяти наиболее часто встречающихся
у учителей стилей руководства классом оказывает наиболее поло-
жительное влияние на систему взаимоотношений учителя с уча-
щимися.
Задача 6
В педагогической психологии доказано, что объективная оценка
учителем поведения учащихся повышает воспитательный эффект
педагогических воздействий2. Неправильная оценка поведения
школьника вызывает у учащихся раздражение, а иногда и явно
выраженный протест.
Внимательно прочитайте отрывок из рассказа Л. Богопольско-
го и дайте ответы на вопросы.
«Мальчик, которому в первом классе прилепили ярлык шалуна,
во втором—хулигана, а в третьем—«отпетого»,, чихнул на уроке.
Разгневанная учительница, решив, что мальчишка сделал это на-
рочно, выдворила его из класса. И тут произошло неожиданное.
' Ц'ит. по кн.: Иващенко И. Ф. Задачи по о'бщей психологии.—Минск,
1979.—С. 69.
2 См.: Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки.—Л., 1935.
18 Заказ 2268
241

Из-за парты поднялась соседка этого мальчика, худенькая девоч-
ка, которая до тех пор слыла робкой тихоней.
— Ирина Ивановна, зачем вы выгнали Лапина? Ведь он уже
несколько дней простужен и чихнул не нарочно.
— Может быть, ты меня учить будешь? — повысила голос учи-
тельница.—Сядь и не вмешивайся не в свое дело.
Но девочка не села.
— Ирина Ивановна! У него насморк, и чихнул он не нарочно.
Я могу дать честное пионерское слово.
— А болен—пусть идет домой,—недовольно сказала учитель-
ница, начинавшая уже выходить из себя.
— Он боится уйти. Если он уйдет, вы скажете, что он удрал.
Ведь правда, вы так скажете?—допытывалась девочка.—И за
что вы Лапина не любите? Ведь он изменился, а вы не хотите это-
го видеть.
С точки зрения молодой учительницы, работавшей только вто-
рой год, это был подрыв авторитета и неслыханная дерзость. Нуж-
ны были крутые меры, и на перемене она повела девочку к ди-
ректору.
Директор школы за долгую жизнь перевидал много детей, и
многие были обязаны ему своими судьбами. Он посмотрел на де-
вочку с упрямо торчащими в разные стороны косичками и сказал
учительнице, что она может возвращаться в класс, а с Катей (так
звали девочку) он побеседует сам.
Когда прозвенел звонок на урок, Катя вернулась в класс, ти-
хо села на место и больше ни о чем не спрашивала.
А после уроков директор подошел к учительнице.
— Я хотел сказать вам, Ирина Ивановна... — начал он.
— Что нужно вызвать ее родителей? — почти перебила Ирина
Ивановна.
— Нет, я хотел сказать другое. Я хотел поблагодарить вас за
то, что вы хорошо воспитываете детей. Они честны, правдивы и,
главное, умеют постоять друг за друга. И я сказал вашей Кате,
что она молодец, потому что оказалась способной отстоять това-
рища в трудную минуту. Ведь эти качества, наверное, воспиты-
ваете в них вы, не так ли? — спросил директор и хитро посмотрел
на Ирину Ивановну»1.
Вопросы
1. Какими побуждениями руководствовалась девочка Катя,
прося учительницу не наказывать мальчика?
2. Дайте оценку действиям учительницы и директора шко-
лы.
3. Какими качествами личности должен обладать учитель и
директор школы, чтобы правильно оценивать действия и поведе-
ние ученика и принимать педагогически оправданные меры нака«
зания за его проступки?
Задача 7
Педагогической психологией доказано, что большое значение
для утверждения авторитета учителя имеет его внутренняя позиция
по отношению к учащимся, умение видеть ребят в самых различ-
ных ситуациях и проявлять педагогический такт во взаимоотно-
шениях с ними.
Драматург Виктор Розов в своих воспоминаниях об учителе
писал:
«У каждого человека связана с учителями масса воспомина-
ний. И у меня их тоже множество. И тоже разнообразных. Вот,
например, любимая мною учительница литературы Евгения Нико-
лаевна Перкон дает тему сочинения: «Самый памятный день в
школе». Я пишу о том, как я и мой друг Кирилл Воскресенский,
костромские школьники, ранним зимним утром шли на занятия и
издали увидели, что наша школа горит. Я рассказал, какая нас
охватила при этом радость.
Евгения Николаевна, прочитав мою работу, сказала;
— Виктор, я не верю, что вы так радовались при виде горя-
щей школы, но учились вы в ней, видимо, хорошо: ошибок нет.
Ставлю вам пять.
Я сказал, что написал правду.
Вспоминая этот случай теперь, думаю о том, как права была
Евгения Николаевна, что не снизила мне отметку за, так сказать,
«безыдейное» содержание,..
Сегодня, когда я сам взрослый, то, конечно, понимаю, что
моя радость выглядела странной. Но ведь это были мои детские
ощущения мира. Они всегда неожиданны. И Евгения Николаевна
знала это. Она не только не мешала мне оставаться самим собой
и развиваться свободно, даже помогала этому. Я по сей день дру-
жу с дорогой Евгенией Николаевной»'.
Вопросы



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь