|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54512
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке «Как всегда!—усмехнулась Галина Алексеевна.—Вечно вис
нут на ней. Как это она их называет? «Мои Чебурашки»! Надо же так выдумать! И сейчас все расстаться не могут». — Добрый день, Галина Алексеевна,—приветливо сказала Маргарита Михайловна, увидев коллегу. — Здравствуйте. Между прочим, урок уже начался. — Ой, ребятки,—засуетилась Маргарита Михайловна,—зво- нок прозвенел, а мы и не слышали. Бегите скорее на урок. У вас сейчас что? Физкультура? Извинитесь обязательно перед Михаи- лом Борисовичем. Галина Алексеевна неодобрительно покачала головой. Как она с ними нянчится! Ведь они буквально сели ей на голову. Чуть что звонят по телефону или еще того хуже — бегут к ней домой и секретничают, у кого любимая собака пропала, у кого старший брат ушел служить в армию, кто вчера в театре был, а кто с дру- гом поссорился. А вчера одна сидит в учительской, домой не ухо- дит, Ждет Наденьку Лаврову, та задачку не поняла, и она ей объяснить должна. Так можно потерять уважение к себе. Нет, их надо держать на расстоянии. ...Она вошла в класс. Прежде всего посмотрела на доску. Мел на месте. И тряпка тоже. Мокрая, кажется. И класс вроде бы проветрили на перемене. И нет опоздавших. «Вот главное, Маргарита Михайловна», — закончила свои размышления учи- тельница. Галина Алексеевна любила минуты перед опросом. Она от- крывала журнал и медленно спускалась взглядом сверху вниз по фамилиям: от Акимова до Яхонтовой. Она делала это всегда, хотя каждый раз знала еще до урока, кого сегодня спросить. Она де- лала вид, что раздумывает, сомневается. Класс замирал. Тогда Галина Алексеевна поднимала голову и видела: кто готов, а кто— нет. Вот Павлов, взъерошив волосы, лихорадочно листает учеб- ник, что-то бормочет. А Журавлева? Сидит, как статуя, глаза опустила, ни учебника у нее на столе не видно, ни тетради. Не нравится она ей последнее время, ох, как не нравится. На трой- ки сползла. — Журавлева! Девочка вздрогнула, но продолжала сидеть. — Журавлева, встань, сделай милость, ведь я с тобой раз- говариваю. Девочка неохотно поднялась. — Я не готова,—сказала девочка еле слышным голосом. — Ты можешь не бурчать себе под нос, а говорить внятно? — Я не выучила урок. Простите. — Какой урок? Что было на сегодня задано? Ты даже этого не знаешь? В классе поднялся шум, несколько человек говорили что- го с места, а вот этого Галина Алексеевна не любила больше всего. 239 — Я вам слова не давала. Я говорю с Журавлевой, а осталь- ных прошу молчать. Призвав строгим взглядом класс к тишине, она повернулась снова к Журавлевой: — Ну, конечно, мы стали взрослыми, нам ни к чему выполнять домашние задания. Посмотри, что у тебя в журнале. Ты же, Жу- равлева, без пяти минут двоечница. Хочешь составить компанию Кузькину'и Малышеву? — А при чем здесь мы? — вскочили мальчики. — Помолчите! Журавлева, я вижу, наш диалог бесполезен. Пусть придет в школу мать. Девочка закрыла лицо руками и, рыдая, бросилась к двери. В классе установилась напряженная тишина. — Только еще истерики здесь не хватало. Нервные очень ста- ли. Только у вас нервы, а у учителя их нет. Тебе что, Шапочнн- кова? Я тебя, кажется, не вызывала. — Как вы можете, как вы можете...—голос у девочки сры- вался.—Ведь у Лены Журавлевой мама умерла. Слышите, умер- ла! А вы, вы просто... Девочка не закончила фразу. Класс смотрел на учительницу осуждающе, враждебно. ...Было далеко за полночь. Но Галина Алексеевна, несмотря на снотворное, не могла уснуть. В ушах звонко звучало: «Как вы можете, вы просто...» Ее мучила больше всего эта незакон ченная фраза. И кто ее произнес! Ее гордость, девочка умная, вое питанная. Какое обвинение хотела она бросить ей, своей учи- тельнице? Галина Алексеевна задумалась, потом со злостью сказала про себя: «Неблагодарные. Им ли судить? Откуда я могла знать, что у Журавлевой такое?» И вдруг мелькнула мысль: «А Маргарита Михайловна знала бы». И впервые позавидовала коллеге»'. Вопросы 1. Укажите, в чем специфика психической деятельности у учителей и учащихся, проявляющаяся в ситуации общения, опи- санной автором. 2. Какие особенности во внешнем облике и в манере поведе- ния учителя и учащихся могут быть носителями информации об их характере, способностях, отношении к делу, к людям и к са- мому себе как субъекту деятельности? Приведите примеры. 3. Докажите, что для успешной реализации целей общения учителя с учащимися необходимо иметь психолого-педагогические знания (какие?), педагогические умения и навыки (какие?), обла- дать определенными качествами ума, чувств и воли (какими?). Королева Т. Сложная ситуация: Расстояние до сердца//Учительская газе' 1979.— 17 нояб. • королева i. та,— 1979.— 17 нояб 240 Задача 5 Взаимоотношения учителя с учащимися—один из важнейших путей воспитательного воздействия на формирующуюся личность школьника. Однако в деятельности учителя не всегда складыва- ются хорошие взаимоотношения с учащимися. Во многом это зависит от стиля руководства деятельностью учащихся, от харак- тера учителя и способов выполнения им своих воспитательных • функций. Внимательно прочитайте описанный Б. Узюмским в повести «Призвание» случай, происшедший на уроке молодой учительницы, и дайте ответы на вопросы. «...Когда все учащиеся десятого класса записывали план те- мы, Балашов вынул расческу и долго причесывался. — Сейчас не время заниматься этим,—заметила учительница, Балашов в ответ грубо ответил: — В поучениях представительницы детских яслей не нужда- юсь. «Выгнать наглеца из класса, уйти самой...»—мелькнула мысль у молодой учительницы, но, подумав, она приняла другое решение. — Наглость никогда не была признаком ума. Вы позорите школу,—сказала она и продолжила урок»1. Вопросы 1. Правильно ли, по вашему мнению, поступила учительница? 2. Какие свойства характера проявила она в этом случае? 3. Докажите, пользуясь учебником «Возрастная и педагоги- ческая психология», какой из пяти наиболее часто встречающихся у учителей стилей руководства классом оказывает наиболее поло- жительное влияние на систему взаимоотношений учителя с уча- щимися. Задача 6 В педагогической психологии доказано, что объективная оценка учителем поведения учащихся повышает воспитательный эффект педагогических воздействий2. Неправильная оценка поведения школьника вызывает у учащихся раздражение, а иногда и явно выраженный протест. Внимательно прочитайте отрывок из рассказа Л. Богопольско- го и дайте ответы на вопросы. «Мальчик, которому в первом классе прилепили ярлык шалуна, во втором—хулигана, а в третьем—«отпетого»,, чихнул на уроке. Разгневанная учительница, решив, что мальчишка сделал это на- рочно, выдворила его из класса. И тут произошло неожиданное. ' Ц'ит. по кн.: Иващенко И. Ф. Задачи по о'бщей психологии.—Минск, 1979.—С. 69. 2 См.: Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки.—Л., 1935. 18 Заказ 2268 241 Из-за парты поднялась соседка этого мальчика, худенькая девоч- ка, которая до тех пор слыла робкой тихоней. — Ирина Ивановна, зачем вы выгнали Лапина? Ведь он уже несколько дней простужен и чихнул не нарочно. — Может быть, ты меня учить будешь? — повысила голос учи- тельница.—Сядь и не вмешивайся не в свое дело. Но девочка не села. — Ирина Ивановна! У него насморк, и чихнул он не нарочно. Я могу дать честное пионерское слово. — А болен—пусть идет домой,—недовольно сказала учитель- ница, начинавшая уже выходить из себя. — Он боится уйти. Если он уйдет, вы скажете, что он удрал. Ведь правда, вы так скажете?—допытывалась девочка.—И за что вы Лапина не любите? Ведь он изменился, а вы не хотите это- го видеть. С точки зрения молодой учительницы, работавшей только вто- рой год, это был подрыв авторитета и неслыханная дерзость. Нуж- ны были крутые меры, и на перемене она повела девочку к ди- ректору. Директор школы за долгую жизнь перевидал много детей, и многие были обязаны ему своими судьбами. Он посмотрел на де- вочку с упрямо торчащими в разные стороны косичками и сказал учительнице, что она может возвращаться в класс, а с Катей (так звали девочку) он побеседует сам. Когда прозвенел звонок на урок, Катя вернулась в класс, ти- хо села на место и больше ни о чем не спрашивала. А после уроков директор подошел к учительнице. — Я хотел сказать вам, Ирина Ивановна... — начал он. — Что нужно вызвать ее родителей? — почти перебила Ирина Ивановна. — Нет, я хотел сказать другое. Я хотел поблагодарить вас за то, что вы хорошо воспитываете детей. Они честны, правдивы и, главное, умеют постоять друг за друга. И я сказал вашей Кате, что она молодец, потому что оказалась способной отстоять това- рища в трудную минуту. Ведь эти качества, наверное, воспиты- ваете в них вы, не так ли? — спросил директор и хитро посмотрел на Ирину Ивановну»1. Вопросы 1. Какими побуждениями руководствовалась девочка Катя, прося учительницу не наказывать мальчика? 2. Дайте оценку действиям учительницы и директора шко- лы. 3. Какими качествами личности должен обладать учитель и директор школы, чтобы правильно оценивать действия и поведе- ние ученика и принимать педагогически оправданные меры нака« зания за его проступки? Задача 7 Педагогической психологией доказано, что большое значение для утверждения авторитета учителя имеет его внутренняя позиция по отношению к учащимся, умение видеть ребят в самых различ- ных ситуациях и проявлять педагогический такт во взаимоотно- шениях с ними. Драматург Виктор Розов в своих воспоминаниях об учителе писал: «У каждого человека связана с учителями масса воспомина- ний. И у меня их тоже множество. И тоже разнообразных. Вот, например, любимая мною учительница литературы Евгения Нико- лаевна Перкон дает тему сочинения: «Самый памятный день в школе». Я пишу о том, как я и мой друг Кирилл Воскресенский, костромские школьники, ранним зимним утром шли на занятия и издали увидели, что наша школа горит. Я рассказал, какая нас охватила при этом радость. Евгения Николаевна, прочитав мою работу, сказала; — Виктор, я не верю, что вы так радовались при виде горя- щей школы, но учились вы в ней, видимо, хорошо: ошибок нет. Ставлю вам пять. Я сказал, что написал правду. Вспоминая этот случай теперь, думаю о том, как права была Евгения Николаевна, что не снизила мне отметку за, так сказать, «безыдейное» содержание,.. Сегодня, когда я сам взрослый, то, конечно, понимаю, что моя радость выглядела странной. Но ведь это были мои детские ощущения мира. Они всегда неожиданны. И Евгения Николаевна знала это. Она не только не мешала мне оставаться самим собой и развиваться свободно, даже помогала этому. Я по сей день дру- жу с дорогой Евгенией Николаевной»'. Вопросы Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|