|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25953
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке при помощи субъектных действий личность подгоняет под свою смысловую необходимость отдельные действия и операции в структуре деятельности. Реже субъектные действия завладевают деятельностью целиком. Это связано с рядом причин психологического свойства. Достаточно затруднительно, например, в одночасье осмыслить деятельность с точки зрения того самого мотива, которым она побуждается и направляется. Точно так же нелегко сразу заменить одну деятельность другой, если первая несостоятельна для реализации смысловой необходимости личности. Например, у личности имеется мотив самореализации в спортивных достижениях. В самом этом мотиве не записано, какой именно вид спортивной деятельности целесообразно избрать. Поэтому человек долго может перебирать занятия, перепробовать многие виды спорта, прежде чем остановит свой выбор на одном из них. Другой вопрос в том, как происходит смысловое принятие или отвержение личностью того или иного альтернативного вида деятельности. В реальности для того, чтобы утвердиться в перспективности или бесперспективности того или иного дела, личность должна приобрести минимальный смысловой опыт. Этот опыт может быть позитивным или негативным и от его смысловой модальности непосредственно зависит то, как субъект распорядится своей деятельностью. Негативный опыт реализации смысловой необходимости в определенной деятельности провоцирует психологическую дискредитацию этой деятельности. Но, прежде чем окончательно разочароваться в определенном виде деятельности или принять его, личность прикладывает много усилий к тому, чтобы эту деятельность как-то модифицировать, улучшить. Редкая ситуация, когда личность безрассудно отметает или принимает ту или иную деятельностную возможность с порога. Столь же редко доводится видеть, что человек доволен первым попавшимся видом деятельности. Но когда это случится, деятельность может стать призванием личности. В данном случае можно говорить, что мотив «нашел» свою деятельность, а точнее говоря, личность как субъект выбрала оптимальный способ деятельной реализации своей смысловой необходимости. Похожая ситуация может иметь место при выборе личностью своего жизненного пути. Как показали результаты исследований, личность как субъект жизни может быть не менее разборчивой до тех пор, пока не найдет оптимальную линию реализации смысла жизни. Биографическим призванием личности становится та линия жизни, которая максимизирует реализацию смысла жизни. О неус-
197 пешном жизненном выборе сигнализируют переживания общей неудовлетворенности жизнью [174]. Эти переживания и презен-тируют смысловой опыт личности как субъекта реализации определенной линии жизни. Проанализированные примеры хорошо иллюстрируют основную мысль: личностное принятие или отторжение деятельности происходит не сразу, а, как правило, по частям. И это не в последнюю очередь обусловлено практической невозможностью оценить всю деятельность целиком и сразу. Поэтому функция смыс-лообразования традиционно загоняется в рамки отношений «мотив - цель», «мотив - задача». Другими словами, смыслообразуют-ся отдельные звенья деятельности, но не вся деятельность сразу. Позднее функцию смыслообразования исследователи распространили на отношения в системе мотивов и шире - в системе «смысловая структура - смысловая структура». Так, с точки зрения исследователей, смыслообразование - это смысловой процесс, сущность которого заключается в переходе смысла с одного объекта на другие, с одной смысловой структуры на другие. При этом частные смысловые структуры неизменно осмысливаются в более широком смысловом контексте; чем более крупной и обобщенной является смысловая структура, тем сложнее подобрать контекст смыслообразования [46; 139]. Такое представление о сущности процесса смыслообразования значительно продвигает исследователей в понимании внутреннего соотношения деятельностей, которое, по меткому выражению А.Н.Леонтьева, составляют сердцевину личности [133]. Из подобных представлений о процессе образования смысла можно почерпнуть ряд важных следствий. Из них, в частности, следует, что порождение смысла целостной деятельности возможно при соотнесении этой деятельности не только с собственным мотивом, но и с другими смысловыми структурами, сосредоточенными в смысловой сфере личности. В качестве одной из таких инстанций смыслообразования разнообразных видов деятельности является смысл жизни. В контексте реализации личностью смысла жизни деятельность приобретает конкретный функциональный смысл, который собственно ориентирует действия личности как субъекта жизни. Основным объектом субъектных действий на этом уровне выступает уже не столько отдельная деятельность и тем более не составляющие ее действия и операции, сколько связная система деятельностей. Поэтому субъек- 198 тные действия личности как субъекта деятельности и субъекта жизни ориентированы несколько по-разному. При переходе от субъекта деятельности к субъекту жизни объект субъектных действий укрупняется. Однако нельзя забывать, что субъектные действия личности ориентированы не только на структурные составляющие деятельности, но также и на саму личность как значимое условие реализации деятельности. Масштаб осмысления личностью самой себя при переходе от субъекта деятельности к субъекту жизни также существенно увеличивается. Личность как субъект отдельной деятельности осмысливает свои качества по большей части ситуативно, то есть не далее, чем в перспективе конкретной деятельности. Личность как субъект жизни осмысливает себя в масштабе целой жизни. На этом уровне собственные качества воспринимаются личностью как условия или преграды осуществления смысла жизни. Как считает К.А.Абульханова-Славская, личность как субъект жизни оценивает себя не столько в контексте отдельных ситуаций, сколько в перспективе всего жизненного пути [8]. Личностный смысл «Я» обращается в биографический смысл «Я». Субъектные действия следуют этому биографическому смыслу «Я» и трансформируют личностные свойства так, чтобы они всемерно способствовали или, по крайней мере, не мешали осуществлению смысла жизни. Поэтому в большинстве случаев жизненные планы наряду с запланированными событиями вмещают также программу работы личности над собой [80]. Возникновение и развитие самовоспитания личности очень часто приурочено к периоду вызревания смысла жизни, жизненных планов и программ [45; 193]. Жизненный путь личности - это явление социокультурного порядка. Не случайно жизненный путь часто определяется как история развития личности в определенной культуре, в определенном социуме и обязательно в определенную историческую эпоху. Тем самым подчеркивается не только культурная детерминированность жизненного пути личности, но также его сообразность культуре. Личность как субъект жизни является той ре-гуляторной инстанцией, которая сообразует человеческую жизнь с культурными формами жизненного пути. При анализе формирования личности как субъекта деятельности отмечалось, что в культуре содержаться эталонные образцы деятельности, которые могут и должны быть присвоены личностью. 199 Этой проблемы касается Е.Е.Соколова при выделении единицы анализа в исторической психологии [201]. В качестве единицы историко-психологического анализа она постулирует поступок, поскольку именно он является «слепком» психологии личности в определенный период исторического времени. Поступок рассматривается как «идеальная форма», усваивая которую, ребенок постигает психологию окружающих и обучается регуляции собственного поведения. Е.Е.Соколова настаивает на том, что без активного опосредования поведения ребенка идеальными формами поступков нет и быть не может интериоризации смысловых образований. «Существующие в культуре аффективно-смысловые образования сами по себе могут не оказать никакого влияния на формирование соответствующих «реальных форм», то есть останутся для входящего в культуру (прежде всего формирующейся личности) «молчащими», если нет активного присвоения субъектом этих форм...» [201, с. 95]. Связь между культурными образцами деятельности, поведения и смысловыми образованиями вполне естественна. Культурные образы деятельности концентрируют опыт многих поколений людей в сфере реализации определенных смысловых необходимостей. Смысловые необходимости людей также в достаточной мере унифицированы в определенной культурной среде в определенную историческую эпоху. Культурной унификацией смысловых необходимостей больших или малых групп людей объясняется существование микросоциальных, макросоциаль-ных и общечеловеческих ценностей. Разумеется, что в культуре «депонируются» не только смысловые образования, но вместе с ними откладываются и передаются культурные пути и способы их деятельной реализации. Точно так же существуют культурные образцы жизненного пути личности, которые, помимо смыслового содержания, предписывают вполне определенный способ их воплощения в жизнь. Культурный эталон жизненного пути - это идеальный образ или прообраз жизнедеятельности личности. Идеальность культурного эталона жизненного пути не означает, что он - принадлежность индивидуального или коллективного сознания; он может быть материализован в «теле» культуры и существовать в овеществленной или персонифицированной форме. Идеальность культурного эталона жизненного пути означает, что он является совершенным способом осуществления определенной смысловой 200 необходимости личности. Культурные эталоны жизненного пути являются культурной формой фиксации, хранения, распространения и обогащения смыслов человеческой жизни. Действительно, как полагает ряд авторов, модели поступков, идеальные формы действия являются культурными медиаторами для трансляции системы культурных смыслов конкретной личности [144; 166; 201]. Культурный эталон жизненного пути - это образ культурно регламентированных способов жизнедеятельности, которые с высокой вероятностью приводят к реализации определенных смыслов жизни. Культурные эталоны деятельности адекватны различным смысловым структурам личности, а культурные образцы жизненного пути конкретно отвечают смыслу жизни. По мнению В.Н.Дружинина, в каждом обществе и в каждой культуре существуют типичные варианты осуществления жизненного пути, связанные со спецификой понимания смысла жизни [87]. В зарубежной психологии динамично развивается так называемый нарративный подход к жизненному пути. В рамках данного подхода считается, что смысл жизни оформляется в виде культурных сценариев, скриптов, сюжетов и прототипов жизненного пути. Объективация этих культурных форм смысла жизни чаще всего происходит в процессе повествования личности о собственной жизненной истории, то есть в биографическом нарративе [277]. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|