Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52702

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Исследование 23 профессиональных групп (Caplan et al.t 1975) позволяют детально сравнить данные по сборщикам, работающим в режимах навязанного и свободного темпа, а также других видов труда "голубых воротничков". Очевидно, что сборщики, работающие в режиме навязанного темпа, описывают свою работу как скучную, простую, требующую незначительного внимания. Однако уровень их удовлетворенности трудом существенно не отличается от двух других групп. По трем показателям психического здоровья (соматические жалобы, тревожность, депрессия) у них наблюдается более выраженный дефицит по сравнению с другими группами. Оценки социальной поддержки у сборщиков, работающих в навязанном темпе, не отличаются от двух других групп,
В исследованиях отчужденности среди рабочих, занятых в механизированных видах труда или работающих в навязанном темпе, полно документирован наблюдаемый у них бояее высокий уровень отчужденности и его внешние проявления, такие, например, как прогулы. Оценки "бессилия", "бессмысленности'1 и "сам о отчуждения" в этих работах оборачиваются ни чем иным, как точным описанием работниками особенностей своего труда - отсутствием контроля над темпом работы и оборудованием, простотой и повторяемостью трудовых задач, недостаточной внутренней значимостью труда.
По моему мнению, в этой литературе присутствует некоторое жонглирование понятиями, так как субъективное восприятие труда описывается слишком сильными, нагруженными внутренним значением терминами ("отчужденность11, "самоотчуждение"), которые предполагают изменения в психическом здоровье. Упускается из виду здесь и еще один важный момент: хотя рабочие и называют свой труд простым и скучным, совсем не обязательно они чувствуют себя более неудовлетворенными (Caplan et aL, 1975), Более того, этот феномен представляется широко распространенным. Однако в исследовании водителей автомашин, проведенных как в развитых, так и развивающихся странах, только 5-10% обследованных назвали мо-нотопшо причиной неудовлетворенности трудом (Form, 1973),
Исследования расширения трудовых обязанностей и обогащения труда в целом согласуются между собой и показывают, что расширение сферы труда приводит к увеличению удовлетворенности трудом, особенно в следующих направлениях: использование навыков и способностей; возможность научиться новому; восприятие работы как осмысленной; уровень ответственности и автономии. Это может
171
уменьшать и внешние негативные проявления: прогулы, переход с места на место, особенности выполнения работы. Имеются также доказательства того, что в большей мере эти данные подходят для рабочих маленьких городов (в отличие от более крупных) и для тех, кто более ориентирован на профессиональный рост, конкуренцию, разнообразие. Такие индивидуальные различия могут объяснить, почему в некоторых случаях реорганизация труда не приводит к ожидаемой выгоде (см., например, Lawler et al,, 1973).
При обобщении данных по рабочим, выполняющим однообразные задания в навязанном темпе, вырисовывается следующая картина. Как представляется, мужчины, занятые скучным и монотонным трудом, не заблуждаются в оценке своей работы - они так ее и воспринимают. Однако такое описание прямо не соотносится с уровнем их удовлетворенности трудом, поскольку он не намного отличается от других видов труда "голубых воротничков11. Тем не менее, когда их работа изменяется (обогащается), они реагируют на это повышением показателя удовлетворенности трудом, хотя это, возможно, верно не для всех профессиональных подгрупп.
Наиболее правдоподобное объяснение этому дано Strauss} который предположил, что рабочие "могут приспособиться к не вызывающей интереса работе, обычно путем снижения уровня ожиданий, изменения структуры потребностей, используя многие социальные возможности внутри и вне труда (Strauss, 1974, р. 78). Kornhauser дает аналогичную интерпретацию, но в более пессимистическом тоне: "Неудовлетворительность психического здоровья работающих заключается в крошечном размере их ожиданий и притуплённой инициативы, сужении целей и ограниченности усилий до той точки, когда жизнь становится пустой и только наполовину осмысленной" (Kornhauser, 1965, р. 270). Он продолжает обсуждение, доводя до логического конца две возможные перспективы на примере анализа деятельности водителей автомобилей: поддержание ожиданий от работы на высоком уровне, что приводах к постоянной фрустрации, либо же ограничение ожиданий, обесцвечивающее существование. ,
Очевидно, что в настоящий момент мы нуждаемся в исследованиях, которые непосредственно анализируют процесс адаптации к ненасыщенным содержанием и не вызывающим интереса видам труда. Это, в свою очередь, предполагает проведение лонгихюдных исследований, в особенности таких, в которых планируется изучение серьезных переходных: периодов и стадий в жизненном цикле. Это вызывает множество вопросов. По всей видимости, наиболее фундаментальным является метатеоретический вопрос, который нельзя проверить непосредственно. Признаем ли мы за основу природу человека с присущим ей рядом определенных потребностей ( в стиле Maslow), или же трудовая среда (и другие формы социальной жизни) представляется нам важным источником развшця некоторых
172
n
m -mix потребностей? Если верно последнее, то можно было бы увидеть па скучной и однообразной работой не фрустрирование определенных потребностей, а то, что никогда не дает импульса к их воз-Ш1К1ЮНСНИЮ и развитию.
Литера тура
Aitken, R.C.B. (1969). Prevalence of worry in Normal aircrew. British Journal of Medical Psychology, 42, 283-286.
Aider Гиг, C.P. (1969). Job enlargement and the organizational context Personl Psychology,22, 418-426. Alvarez, W.C., and Stanley, L.L, (1930). Blood pressure in six thousand prisoners and four hundred prison guards. Archives International Medicine 46 17-39, ' f
Appley, M.I I., and TrumbuU, R. (1967), On the concept of psychological stress. In Applcy, M.H, & Trumbult, R. (ed.)> Psychological Stress, New York: A p p let on -C cnt ur y-Croft s.
Armstrong, 1B. (1971), Job content and context factors related to satisfaction for different occupational levels. Journal ofApplied Psychology, 55, 57-65.
Barnard, R.D., and Duncan, H-W. (1975). Heart rate and EEG responses of fire fighters. Journal of Occupational Medicine, 17, 247-250.
Hcrnaki, Т.О. (1975). Uses of the epidemiologic method in occupational medicine. Connective Medicine, 39, 117-118.
Bonner, K. (1967). Industrial implications of stress, In Levi, L. (ed.), Emotional Л7/глшл New York: American Elsevier Publishing Co.
Bourne, P.U, Rose, R.M., and Mason, J.W. (1968). I7-OHCS levels in combat* Archives ofGeneral Psychiatry, 19, 135-140.
Brenner» M.H. (1973)* Mental Illness and the Economy, Cambridge, Mass.: Harvard University Press,
Bruhn, J.O., Wolf, S., Lynn, T.N., Bird, H.B.t and Chandler, B. (1968). Social aspects of coronary heart disease in a Pennsylvania German community. Social Sciences and Medicine, 27 201-212.
Hiidl, I, and Brcslow3 L. (I960), Mortality from coronary heart disease in С 'alitbmia men who work lon^ hours, Journal of Chronic Disorders, 11,615-626,
Campbell, D/f, Converse, P.E, and Rodgers, WL (1976). The quality of American Life. New York: Russell Sage Foundation.
Cantril, Л.Ц., and Roll, C-W, (1971). Hopes and Fears of the American People. Now York: Universe Book.
Caplnn, R.D., Cobb, S,, French, XRP, Harrison, R.V., ancIPmneeu, S;R. (1975). Job Demands and Worker Health. Washington, D.C. HEW Publication
№(NK)SIL), 75-160
(Kaplan, RJ)-> and Jones, K.W. (1975). Effects of work load, role ambiguity and Type Л personality on anxiety, depression, and heart rate. Journal of Applied
l>Ti!Zcuic (1974). An epidemiological perspective of psychosocial factors in disease etiology. American Journal of Public Health, 64, 1040-1043.
173
Chinoy, E, (1955). Automobile workers and the American dream. Garden City Doubleday.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь