|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39152
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Важнейшие преимуще-ства, возникаю-щие в связи
с этим Существует возможность хорошего инструментального контроля эффективности работы группы. Разные группы могут сравниваться между собой. Эффективность отдельных техник также может быть оценена с помощью тестов. Четкая индикация и отбор в группу. Легко передаваемая технология тренинга. Полустандартизированные программы лучше приспособлены к нуждам и проблемам каждого конкретного участника группы. Навыки, приобретенные в группе, легче переносятся в повседневную жизнь. Технология может быть подробно описана, однако некоторые моменты работы тренеров можно передать только на основе участия в группе. Работа группы полностью зависит от проблем участников группы и поэтому ближе всего подходит для решения личностных проблем каждого. Число участников группы может колебаться от 3 до 20, она является открытой, поскольку ориентирована на формирование моделей адаптивного поведения и не требует учета динамики малой группы. Занятие начинается с разминки, включающей упражнения коммуникативной, поведенческой и эмоциональной направленности. Затем проводится групповая дискуссия для определения цели занятия. Из предложенных участниками ролевых ситуаций выбирается одна или две, наиболее значимые для всех участников группы. Ролевая ситуация разыгрывается участниками по очереди, после этого проводится групповая дискуссия с целью рефлексии эффективности участия членов группы в ролевой ситуации. Возможно повторение наиболее сложной ситуации и дискуссии. Широкое распространение получили методы коммуникативного тренинга. Выделено пять основных групп коммуникативных умений: 1) визуально и физическое отзывчивое поведение, восприимчивость слушающего к сообщениям собеседника и конгруэнтность выражения; 2) умения побуждать другого к сообщению информации, включающие использование молчания, минимальное ободрение и выспрашивание; 3) умения сообщать информацию – самораскрытие, обратная связь и формулирование выводов; 4) умения использовать коммуникации для изменения поведения других лиц – оценка, требование и совет: 5) умения, связанные с решением общих проблем – приемы коммуникации и решения проблем, используемые для нахождения взаимно удовлетворяющих решений. Дисфункциональная личность не имеет навыков адекватного общения. Ее сообщения, посылаемые на различных уровнях коммуникации, противоречивы, а поведение не соответствует словам. Такая личность принимает за настоящее прошлые впечатления или фантазии о будущем, не может сличить их с реальной ситуацией и восприятием этой ситуации партнером по общению. Коммуникативная терапия по В. Сатир (1999) ориентирована на три вида оптимизирующих изменений: 1) в перцепции – восприятия себя и партнера; 2) в экспрессии – стиле выражения чувств и мыслей и 3) в поведении. Сатир выделяет четыре принципа коммуникации: 1) партнерам следует говорить о своих мыслях и чувствах от первого лица; 2) следует точно выражать свои чувства; 3) вербальное и невербальное выражение чувств должны совпадать и 4) необходимо учитывать уровень понимания собеседника. Терапевтический процесс включает 5 параметров: 1) самовыражение, 2) аутоидентификация и автономия, 3) функциональное лидерство вместо доминирования, 4) поиск причин разногласия и 5) изменение процессов совладания (копинга). На диагностической стадии работы терапевт выясняет, как партнеры принимают решения: заискивая? задираясь? наставляя? отстраняясь? или делая вид, что им все безразлично? Открыто обсуждаются все варианты, с учетом мнения каждого или нет? На этапе тренинга навыков адаптивного общения используются проясняющие вопросы, корригирующие замечания, обучающие техники. Большое значение придается невербальным приемам, в частности скульптуре. Зависимый партнер становится на колени и униженно протягивает руки к стоящему на стуле, как на пьедестале, «тирану» с указующим вниз перстом или сажает его себе на шею. Созависимые партнеры душат друг друга в объятьях. «Отстраненного» участника помещают в угол. Б. Биго (1990) приводит программу обучения навыкам социального функционирования, применяемую в клинике неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве. Программа включает следующие формы активности: • выполнение пациентом разных ролей в терапевтическом сообществе, таких как функции подчинения, наведения порядка, дежурство по уборке; • руководящие функции в самоуправлении и связанные с этими функциями ответственность и умение руководить другими, а также сотрудничество с коллективом (дежурство по группе, отчет об активности группы); • организация свободного времени, своего и других, инициатива в общих развлекательных мероприятиях; • терапия занятостью, функционирование во время работы в клинике, самостоятельность, сотрудничество, инициатива, заинтересованность; • беседы о профессии; рассказ на собрании больных о своей профессии, занимаемой должности, своих стремлениях, достоинствах работы, публичное выступление на определенную тему. Репетиция поведения представляет собой методику ролевого проигрывания жизненных ситуаций. Группа обычно начинает с легких ситуаций, актуальных для большинства участников, и постепенно переходит к все более сложным. Ключевыми компонентами методики являются моделирование, инструктаж и подкрепление. Моделирование – это формирование лучшего способа поведения каждого участника группы в его конкретной ситуации. Инструктаж включает советы, обратную связь и поддержку руководителя группы, который помогает участникам найти оптимальный выход из трудной ситуации. Подкрепление – это одобрение или неодобрение той или иной формы поведения участника всей группой или руководителем. В каждом занятии можно выделить следующие этапы: 1) постановка задачи, т.е. определение поведения, которое нуждается в коррекции и тренинге; 2) инструктаж и обучение участников исполнению сцены запланированной ситуации; 3) разыгрывание ситуации; Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|