Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165065

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Волевые качества способствуют развитию таких личностно-профессиональных качеств, как инициативность, целеустремленность, способность к риску, автономность и самостоятельность определяют субъективные волевые возможности личности. Волевая регуляция поведения и деятельности тесно связана с уровнем развития аутопсихологической компетентности, что положительно сказывается на эффективности профессиональной деятельности. На разных этапах развития профессионализма роль волевой регуляции неоднозначна: если вначале она очень велика, то по мере развития личностно-профессиональных качеств, навыков, умений и эффективных алгоритмов деятельности, повышения нормативности поведения и отношений ее роль уменьшается.
Важным компонентом волевой регуляции и психологической характеристикой деятельности является самоконтроль. Самоконтроль в деятельности и поведении рассматривается как рефлексивно-регуляторная система обратных связей, влияющая на процессы личностного оценивания, сравнения, выбора эталонов, принятия решений о коррекции поведения и отношений.
В самом общем виде с системных позиций самоконтроль можно представить как свойство личности, имеющее трехкомпонентную структуру.
Первым компонентом являются эталоны уровня профессионализма, стандарты поведения, деятельности и отношений, социальные и корпоративные нормы.
Вторым компонентом являются контролируемые составляющие — основные личностно-профессиональные характеристики личности, деятельности, поведения и отношений.
Третий компонент — психологические механизмы сравнения, дающие информацию о имеющемся «рассогласовании» и побуждающие к его устранению.
Значимыми факторами запуска самоконтроля являются:
• мотивация;
• ответственность;
• самооценка;
• проявление «уверенности — неуверенности».
Личностными коррелятами высокого уровня самоконтроля являются:
• локус контроля;
• эмоциональная стабильность и низкий уровень психотизма;
• самоэффективность.
С ростом профессионализма роль самоконтроля повышается, личностные стандарты ужесточаются. У настоящих профессионалов самоконтроль отличается не только свойством постоянности, но и «автоматизированностью» — он осуществляется практически «автоматически», за пределами сознательного контроля и волевых усилий.
Приведенные примеры доказывают эффективность прикладных акмеологических исследований. Проведенный анализ некоторых результатов акмеологических исследований, направленных на поиск условий и факторов развития профессионала и профессионализма, свидетельствует об их перспективности и высокой результативности. Представленные данные имеют не только содержательный, но и иллюстративный характер, поэтому они могут служить своеобразным ориентиром для тех, кто решить работать в проблемном поле прикладной акмеологии.

2.2.4. Акмеологические исследования художественно-творческой деятельности

Ярким образцом и, пожалуй, наиболее сложным видом прикладных акмеологических исследований являются работы, раскрывающие феномен АКМЕ в творчестве, т. к. противоречивы сами творческие личности. Поэтому в такого рода исследованиях особенно высоки требования к профессионализму. Сегодня можно встретить немало образных иллюстративных примеров и описаний АКМЕ художественно-творческой деятельности. Это и понятно, ведь значимость, к примеру, научных достижений обычно оценивается сквозь призму времени, поэтому то, что было авангардным лет пятьдесят—семьдесят назад, сейчас кажется вполне естественным и даже обыденным.
В частности, изобретение академиком С. В. Лебедевым синтетического каучука в тридцатых годах прошлого века считалось эпохальным, а в наше время даже трудно объяснить, почему тогда был вокруг него такой ажиотаж. Кроме того, в истории науки не раз бывали случаи одновременных открытий разными учеными одних и тех же закономерностей или феноменов (это естественно — ведь то, что объективно существует, может быть найдено различными путями). В этом случае внимание невольно переключается не на суть открытия, а на его приоритетность. Кто первый изобрел электрическую лампочку накаливания — Эдисон или Ладыгин? Споры продолжаются до сих пор.
Если же рассматривать значимость успехов в управлении государством — то она во многом определяется историческим ракурсом оценки, который обычно зависит от политической конъюнктуры. Показательным в этом смысле является отношение к государственной деятельности Ивана Грозного или к реформам Петра Великого — они то превозносятся, то подвергаются остракизму. Значимость полководческих достижений во многих случаях не кажется столь впечатляющей, если, скажем, оценивать их с учетом людских потерь, разрушений (об этом обычно ничего не говорится), скрываемой мотивации военачальников.
И лишь выдающиеся достижения в художественно-творческой деятельности не подвергаются сомнению, они сугубо индивидуальны, неповторимы, Можно предположить, что закон Ньютона о всемирном тяготении мог быть открыт и другим ученым, но невозможно вообразить другого автора Джоконды. На них, как правило, не влияют ни временные, ни политические или конъюнктурные факторы. Кто из здравомыслящих людей будет отрицать, что Моцарт — гениальный композитор, Шекспир — гениальный драматург, Пушкин — гениальный поэт, Леонардо да Винчи — гениальный живописец? Их достижения в творчестве являются как бы абсолютными, не зависящими от времени, их имена — символы гениальности. Поэтому-то примеры АКМЕ в художественно-творческой деятельности столь впечатляющи и действенны.
В то же время, несмотря на столь их убедительную роль, данное направление акмеологии на сегодняшний день является, пожалуй, наименее разработанным. Здесь, конечно, можно сослаться на молодость акмеологии как науки, но главная причина в чрезвычайной сложности самой проблемы.
В психологии доказано, что сложность центральных механизмов творчества обусловлена тем, что они не полежат прямому изучению в силу действия бессознательного — это стало сейчас чуть ли не аксиомой. А ведь в акмеологии — это один из многих факторов развития. К тому же часто случается, что многие выдающиеся художественные произведения воспринимаются современниками неоднозначно, а то и негативно, и лишь время все «расставляет по своим местам» — примеров здесь можно привести множество. Иногда восприятию и пониманию художественного произведения может мешать знание личностных или характерологических особенностей творческих деятелей. В быту, в общении, отношениях с близкими они совсем не таковы, как в творчестве, — отсюда возникает и соответствующая психологическая установка, приземляющая для современников значимость их творений. Вспоминаются слова Марины Цветаевой о характерной удивительной черствости многих крупнейших художников и поэтов по отношению к своим родным и близким*.
* Цветаева М. Письмо Б Пастернаку // Новый мир. — 1969. — № 4.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Литинец Елена Александровна. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Р.Е. Мансуров. Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Каверина Ирина Николаевна. ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
  • Редактор. proekt
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Как найти лучшую веб-студию - признаки профессионализма
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ
  • Керимова Эльмира. Реализация ФГОС в практике воспитателя
  • Журбенко Ольга Александровна. Презентация на тему 'Игровые математические технологии в ДОУ'
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Наталья Владимировна Рашкинене. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Андрианова Дарья Владимировна. Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Арушанян Сатеник Грайровна. Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе
  • Ширнина С. А.. Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Светлана Капутская. Развитие творчества через приобщение старших дошкольников к художественному труду



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь