|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165065
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Волевые качества способствуют развитию таких личностно-профессиональных качеств, как инициативность, целеустремленность, способность к риску, автономность и самостоятельность определяют субъективные волевые возможности личности. Волевая регуляция поведения и деятельности тесно связана с уровнем развития аутопсихологической компетентности, что положительно сказывается на эффективности профессиональной деятельности. На разных этапах развития профессионализма роль волевой регуляции неоднозначна: если вначале она очень велика, то по мере развития личностно-профессиональных качеств, навыков, умений и эффективных алгоритмов деятельности, повышения нормативности поведения и отношений ее роль уменьшается.
Важным компонентом волевой регуляции и психологической характеристикой деятельности является самоконтроль. Самоконтроль в деятельности и поведении рассматривается как рефлексивно-регуляторная система обратных связей, влияющая на процессы личностного оценивания, сравнения, выбора эталонов, принятия решений о коррекции поведения и отношений. В самом общем виде с системных позиций самоконтроль можно представить как свойство личности, имеющее трехкомпонентную структуру. Первым компонентом являются эталоны уровня профессионализма, стандарты поведения, деятельности и отношений, социальные и корпоративные нормы. Вторым компонентом являются контролируемые составляющие — основные личностно-профессиональные характеристики личности, деятельности, поведения и отношений. Третий компонент — психологические механизмы сравнения, дающие информацию о имеющемся «рассогласовании» и побуждающие к его устранению. Значимыми факторами запуска самоконтроля являются: • мотивация; • ответственность; • самооценка; • проявление «уверенности — неуверенности». Личностными коррелятами высокого уровня самоконтроля являются: • локус контроля; • эмоциональная стабильность и низкий уровень психотизма; • самоэффективность. С ростом профессионализма роль самоконтроля повышается, личностные стандарты ужесточаются. У настоящих профессионалов самоконтроль отличается не только свойством постоянности, но и «автоматизированностью» — он осуществляется практически «автоматически», за пределами сознательного контроля и волевых усилий. Приведенные примеры доказывают эффективность прикладных акмеологических исследований. Проведенный анализ некоторых результатов акмеологических исследований, направленных на поиск условий и факторов развития профессионала и профессионализма, свидетельствует об их перспективности и высокой результативности. Представленные данные имеют не только содержательный, но и иллюстративный характер, поэтому они могут служить своеобразным ориентиром для тех, кто решить работать в проблемном поле прикладной акмеологии. 2.2.4. Акмеологические исследования художественно-творческой деятельности Ярким образцом и, пожалуй, наиболее сложным видом прикладных акмеологических исследований являются работы, раскрывающие феномен АКМЕ в творчестве, т. к. противоречивы сами творческие личности. Поэтому в такого рода исследованиях особенно высоки требования к профессионализму. Сегодня можно встретить немало образных иллюстративных примеров и описаний АКМЕ художественно-творческой деятельности. Это и понятно, ведь значимость, к примеру, научных достижений обычно оценивается сквозь призму времени, поэтому то, что было авангардным лет пятьдесят—семьдесят назад, сейчас кажется вполне естественным и даже обыденным. В частности, изобретение академиком С. В. Лебедевым синтетического каучука в тридцатых годах прошлого века считалось эпохальным, а в наше время даже трудно объяснить, почему тогда был вокруг него такой ажиотаж. Кроме того, в истории науки не раз бывали случаи одновременных открытий разными учеными одних и тех же закономерностей или феноменов (это естественно — ведь то, что объективно существует, может быть найдено различными путями). В этом случае внимание невольно переключается не на суть открытия, а на его приоритетность. Кто первый изобрел электрическую лампочку накаливания — Эдисон или Ладыгин? Споры продолжаются до сих пор. Если же рассматривать значимость успехов в управлении государством — то она во многом определяется историческим ракурсом оценки, который обычно зависит от политической конъюнктуры. Показательным в этом смысле является отношение к государственной деятельности Ивана Грозного или к реформам Петра Великого — они то превозносятся, то подвергаются остракизму. Значимость полководческих достижений во многих случаях не кажется столь впечатляющей, если, скажем, оценивать их с учетом людских потерь, разрушений (об этом обычно ничего не говорится), скрываемой мотивации военачальников. И лишь выдающиеся достижения в художественно-творческой деятельности не подвергаются сомнению, они сугубо индивидуальны, неповторимы, Можно предположить, что закон Ньютона о всемирном тяготении мог быть открыт и другим ученым, но невозможно вообразить другого автора Джоконды. На них, как правило, не влияют ни временные, ни политические или конъюнктурные факторы. Кто из здравомыслящих людей будет отрицать, что Моцарт — гениальный композитор, Шекспир — гениальный драматург, Пушкин — гениальный поэт, Леонардо да Винчи — гениальный живописец? Их достижения в творчестве являются как бы абсолютными, не зависящими от времени, их имена — символы гениальности. Поэтому-то примеры АКМЕ в художественно-творческой деятельности столь впечатляющи и действенны. В то же время, несмотря на столь их убедительную роль, данное направление акмеологии на сегодняшний день является, пожалуй, наименее разработанным. Здесь, конечно, можно сослаться на молодость акмеологии как науки, но главная причина в чрезвычайной сложности самой проблемы. В психологии доказано, что сложность центральных механизмов творчества обусловлена тем, что они не полежат прямому изучению в силу действия бессознательного — это стало сейчас чуть ли не аксиомой. А ведь в акмеологии — это один из многих факторов развития. К тому же часто случается, что многие выдающиеся художественные произведения воспринимаются современниками неоднозначно, а то и негативно, и лишь время все «расставляет по своим местам» — примеров здесь можно привести множество. Иногда восприятию и пониманию художественного произведения может мешать знание личностных или характерологических особенностей творческих деятелей. В быту, в общении, отношениях с близкими они совсем не таковы, как в творчестве, — отсюда возникает и соответствующая психологическая установка, приземляющая для современников значимость их творений. Вспоминаются слова Марины Цветаевой о характерной удивительной черствости многих крупнейших художников и поэтов по отношению к своим родным и близким*. * Цветаева М. Письмо Б Пастернаку // Новый мир. — 1969. — № 4. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|