|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57334
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Предпочтение отдавалось родителям, не имеющим отклонений в сенсорной сфере. В фокусе внимания были, прежде всего, родители, которые добровольно согласились принять участие в исследовании. Полученные в ходе исследования ретроспективные данные были обработаны с помощью качественного анализа и представлены в ряде смысловых блоков, которые описаны ниже.
Родительские переживания ситуации рождения ребенка с отклонениями в развитии Как выяснилось, процесс припоминания родителями личных переживаний вызывал у них психологическое напряжение. Это проявлялось в изменении их поведения: исчезала жестикуляция, родители опускали голову вниз, переводили взгляд на другие предметы (например, в ходе рассказа матери теребили собственные сумочки, отцы рассматривали мобильные телефоны, органайзеры или ключи). Все это мы можем интерпретировать как признаки защитного поведения. Также изменялась речь родителей: она теряла эмоциональный окрас, становилась приглушенной, в некоторых случаях переходила в шепот. По продолжительности ответы на дан -ный вопрос занимали самое короткое время из числа ответов на все вопросы. В ответах родители ограничивались либо одним предложением, либо несколькими словосочетаниями. Родительские переживания, касающиеся ситуации рождения ребенка с проблемами в развитии, можно обозначить как переживания, касающиеся раннего периода и настоящего времени. 1. Переживания, касающиеся раннего периода (на момент рождения ребенка с нарушениями в развитии или на момент постановки диагноза ребенку). 168 Сам факт того, что родившийся ребенок, «долгожданный, любимый, желанный», имеет нарушение в развитии, первоначально воспринимался родителями как нереальная ситуация: «не верил (а), что такое произошло со мной», «не понимал(а), почему такое случилось». Произошедшее оценивалось как горе, «беда пришла в дом». Основное состояние родителей на момент постановки диагноза — шок и утрата чувства реальности происходящего. Многие родители отказывались верить не только врачам, но и собственным наблюдениям. Возникала реакция негативизма: «Не хочу верить. Этого не может быть». Пример 7. Фрагмент интервью мамы девочки 8-ми лет с нарушением слуха — глухота. Моя девочка родилась такой. Конечно, я тяжело переживала. Потом было очень много неприятных моментов. Паника какая-то. Я-то сама видела, что ребенок не откликается и все прочее. А врачи долго не могли сказать, что она не слышит. Много поездок было в Москву. Jd там уже был поставлен окончательный диагноз, хотя версий тоже было много. И надежда-то, она была, не хотелось верить своим наблюдениям... При описании своих переживаний родители в основном употребляют словосочетания «тяжело переживал», «было тяжело». Лишь немногие пытаются конкретизировать пережитое состояние, говорят о том, что испытывали чувства боли, обиды, одиночества. Ситуация нереальности подкрепляется и тем, что до этого в семьях — как супружеской, так и родительской — не было похожих случаев рождения ребенка с нарушениями в развитии; отсюда и возникновение чувства одиночества и стеснения от произошедшей ситуации. В ряде случаев рождение ребенка с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями зрения привело к разрыву супружеских отношений и распаду семьи. В такой ситуации чувство одиночества становилось доминирующим в общем состоянии матери. Здесь можно говорить о влиянии на материнскую психику двойных травмирующих стрессоров: рождение ребенка с проблемами в развитии и развод. Сами матери, оценивая сложившиеся ситуации, говорили следующим образом: «Я осталась совершенно одна». Некоторые матери испытывали чувство потери времени и ориентировки в про- 169 странстве: «не помню, что я делала, что со мной происходило, было слишком много забот». Подобное состояние свидетельствует о сужении материнского сознания, свойственного сильному стрессу. Чувство одиночества, переживаемое матерями, сочеталось с переживанием предательства со стороны близкого человека, актуализируемым в ситуации развода. В других семьях рождение ребенка с нарушениями в развитии привело к разрыву родственных и дружеских отношений или к ограничению полноценного общения. Под ограничением общения родители понимают следующее: «стеснялись пойти лишний раз в гости», «друзья старались нас не беспокоить», «не было желания ходить в гости или звать кого-то к себе», «переживала, когда видела, что у других- то нормальные дети». У родителей при общении с людьми возникали негативные эмо -ции: раздражение, гнев («злость на врачей»), стремление обвинить медиков в некомпетентности. Раздражение родители комментируют как реакцию на жалость, сочувствие со стороны близких и родственников. Чувство обиды объясняли невозможностью пережить ту радость от рождения ребенка, которую испытывают другие семьи. В некоторых случаях родители говорили о том, что испытали настоящий страх за дальнейшую жизнь своей семьи: «я думала, что уже никогда не буду жить нормально», «казалось, что нормальной жизни уже не будет», «не знала и не понимала, что вообще получится из ребенка», «как дальше жить? », «что будет с моим ребен-ком?». Здесь можем говорить о переживании родителями состояния безысходности, пессимизма. Эмоциональные проблемы родителей определенным образом отражались и в их поведении. Действия, поступки родителей были сконцентрированы на поиске опровержений поставленного ребенку диагноза или «хотя бы подсказки, что делать в данной ситуации»: «беспрерывно консультировались с врачами», «обращались к экстрасенсам, различным бабкам», «искал(а) людей, которые бы мне помогли», «все время старалась за что-то зацепиться, читала какую-то литературу», «искала специалистов», «ездили на разные обследования», «пытался добиться правды». Родители по-разному оценивают собственное поведение. Некоторые говорят о повышенной собственной собранности, объясняя это тем, что «нужно было что-то делать». Другие характеризовали 170 свое состояние как панику («не знали, что делать» — в основном, это одинокие матери) или растерянность. В отношениях с окружающими родители констатируют факт наличия грубого поведения, стремления закрыться от окружающих. В некоторых случаях даже участие близких и родных людей, желающих помочь, воспринималось родителями как «навязывание, жалость». Подобные переживания родителей рассматриваются как признаки дистанцирования себя от окружающих, конфронтации. Пример 8. Фрагмент интервью мамы мальчика 4 -х лет со зрительной патологией (медицинский диагноз — ринопатия). Тогда мне было обидно: «Но почему именно мне ? ». Я, конеч -но, злилась на врачей тогда. Есть тысячи алкоголиков, наркоманов и у них — ну, слава богу, конечно, — рождаются нормаль -ные дети. А у меня с первого дня и планирование беременности, и полный комплекс витаминов ...Я тяжело все очень пережива -ла, пока у меня в душе все перебаливало. Яужасно, конечно, выг -лядела в тот момент. Очень сильно ревела. Были моменты, когда слезы просто текут и все, а меня шатает из стороны в сторону. Я просто замкнулась в тот момент. Я никого не слушала. Вот пришли, посочувствовали, а мне от этою не легче. Боль-то моя, она все равно со мной остается. Я не то, чтобы стеснялась, что мой ребенок имеет проблемы, я просто не хотела что -то объяснять. Я не хотела, чтобы из плохих или хо -роших побуждений трогали имя моего ребенка. Переживаемые родителями эмоции и чувства можно объединить в общие состояния, которые свойственны переживаниям раннего периода, вызванных рождением ребенка с нарушениями. Это состояние шока, депрессии, одиночества, безысходности, пессимизма, враждебности, конфронтации и фрустрации (нарушение эмоциональных ожиданий будущего родительства). 2. Переживания родителей, касающиеся настоящего времени. Их можно разделить на переживания в отношении диагноза ребенка, его личности и самих себя. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|