Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57048

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Предпочтение отдавалось родителям, не имеющим отклонений в сенсорной сфере. В фокусе внимания были, прежде всего, родители, которые добровольно согласились принять участие в исследовании. Полученные в ходе исследования ретроспективные данные были обработаны с помощью качественного анализа и представлены в ряде смысловых блоков, которые описаны ниже.
Родительские переживания ситуации рождения ребенка с отклонениями в развитии
Как выяснилось, процесс припоминания родителями личных переживаний вызывал у них психологическое напряжение. Это проявлялось в изменении их поведения: исчезала жестикуляция, родители опускали голову вниз, переводили взгляд на другие предметы (например, в ходе рассказа матери теребили собственные сумочки, отцы рассматривали мобильные телефоны, органайзеры или ключи). Все это мы можем интерпретировать как признаки защитного поведения. Также изменялась речь родителей: она теряла эмоциональный окрас, становилась приглушенной, в некоторых случаях переходила в шепот. По продолжительности ответы на дан -ный вопрос занимали самое короткое время из числа ответов на все вопросы. В ответах родители ограничивались либо одним предложением, либо несколькими словосочетаниями.
Родительские переживания, касающиеся ситуации рождения ребенка с проблемами в развитии, можно обозначить как переживания, касающиеся раннего периода и настоящего времени.
1. Переживания, касающиеся раннего периода (на момент рождения ребенка с нарушениями в развитии или на момент постановки диагноза ребенку).
168
Сам факт того, что родившийся ребенок, «долгожданный, любимый, желанный», имеет нарушение в развитии, первоначально воспринимался родителями как нереальная ситуация: «не верил (а), что такое произошло со мной», «не понимал(а), почему такое случилось». Произошедшее оценивалось как горе, «беда пришла в дом». Основное состояние родителей на момент постановки диагноза — шок и утрата чувства реальности происходящего. Многие родители отказывались верить не только врачам, но и собственным наблюдениям. Возникала реакция негативизма: «Не хочу верить. Этого не может быть».
Пример 7.
Фрагмент интервью мамы девочки 8-ми лет с нарушением слуха — глухота.
Моя девочка родилась такой. Конечно, я тяжело переживала. Потом было очень много неприятных моментов. Паника какая-то. Я-то сама видела, что ребенок не откликается и все прочее. А врачи долго не могли сказать, что она не слышит. Много поездок было в Москву. Jd там уже был поставлен окончательный диагноз, хотя версий тоже было много. И надежда-то, она была, не хотелось верить своим наблюдениям...
При описании своих переживаний родители в основном употребляют словосочетания «тяжело переживал», «было тяжело». Лишь немногие пытаются конкретизировать пережитое состояние, говорят о том, что испытывали чувства боли, обиды, одиночества.
Ситуация нереальности подкрепляется и тем, что до этого в семьях — как супружеской, так и родительской — не было похожих случаев рождения ребенка с нарушениями в развитии; отсюда и возникновение чувства одиночества и стеснения от произошедшей ситуации.
В ряде случаев рождение ребенка с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями зрения привело к разрыву супружеских отношений и распаду семьи. В такой ситуации чувство одиночества становилось доминирующим в общем состоянии матери. Здесь можно говорить о влиянии на материнскую психику двойных травмирующих стрессоров: рождение ребенка с проблемами в развитии и развод. Сами матери, оценивая сложившиеся ситуации, говорили следующим образом: «Я осталась совершенно одна». Некоторые матери испытывали чувство потери времени и ориентировки в про-
169
странстве: «не помню, что я делала, что со мной происходило, было слишком много забот». Подобное состояние свидетельствует о сужении материнского сознания, свойственного сильному стрессу. Чувство одиночества, переживаемое матерями, сочеталось с переживанием предательства со стороны близкого человека, актуализируемым в ситуации развода.
В других семьях рождение ребенка с нарушениями в развитии привело к разрыву родственных и дружеских отношений или к ограничению полноценного общения. Под ограничением общения родители понимают следующее: «стеснялись пойти лишний раз в гости», «друзья старались нас не беспокоить», «не было желания ходить в гости или звать кого-то к себе», «переживала, когда видела, что у других- то нормальные дети».
У родителей при общении с людьми возникали негативные эмо -ции: раздражение, гнев («злость на врачей»), стремление обвинить медиков в некомпетентности. Раздражение родители комментируют как реакцию на жалость, сочувствие со стороны близких и родственников. Чувство обиды объясняли невозможностью пережить ту радость от рождения ребенка, которую испытывают другие семьи.
В некоторых случаях родители говорили о том, что испытали настоящий страх за дальнейшую жизнь своей семьи: «я думала, что уже никогда не буду жить нормально», «казалось, что нормальной жизни уже не будет», «не знала и не понимала, что вообще получится из ребенка», «как дальше жить? », «что будет с моим ребен-ком?». Здесь можем говорить о переживании родителями состояния безысходности, пессимизма.
Эмоциональные проблемы родителей определенным образом отражались и в их поведении. Действия, поступки родителей были сконцентрированы на поиске опровержений поставленного ребенку диагноза или «хотя бы подсказки, что делать в данной ситуации»: «беспрерывно консультировались с врачами», «обращались к экстрасенсам, различным бабкам», «искал(а) людей, которые бы мне помогли», «все время старалась за что-то зацепиться, читала какую-то литературу», «искала специалистов», «ездили на разные обследования», «пытался добиться правды».
Родители по-разному оценивают собственное поведение. Некоторые говорят о повышенной собственной собранности, объясняя это тем, что «нужно было что-то делать». Другие характеризовали
170
свое состояние как панику («не знали, что делать» — в основном, это одинокие матери) или растерянность.
В отношениях с окружающими родители констатируют факт наличия грубого поведения, стремления закрыться от окружающих. В некоторых случаях даже участие близких и родных людей, желающих помочь, воспринималось родителями как «навязывание, жалость». Подобные переживания родителей рассматриваются как признаки дистанцирования себя от окружающих, конфронтации.
Пример 8.
Фрагмент интервью мамы мальчика 4 -х лет со зрительной патологией (медицинский диагноз — ринопатия).
Тогда мне было обидно: «Но почему именно мне ? ». Я, конеч -но, злилась на врачей тогда. Есть тысячи алкоголиков, наркоманов и у них — ну, слава богу, конечно, — рождаются нормаль -ные дети. А у меня с первого дня и планирование беременности, и полный комплекс витаминов ...Я тяжело все очень пережива -ла, пока у меня в душе все перебаливало. Яужасно, конечно, выг -лядела в тот момент. Очень сильно ревела. Были моменты, когда слезы просто текут и все, а меня шатает из стороны в сторону. Я просто замкнулась в тот момент. Я никого не слушала. Вот пришли, посочувствовали, а мне от этою не легче. Боль-то моя, она все равно со мной остается. Я не то, чтобы стеснялась, что мой ребенок имеет проблемы, я просто не хотела что -то объяснять. Я не хотела, чтобы из плохих или хо -роших побуждений трогали имя моего ребенка.
Переживаемые родителями эмоции и чувства можно объединить в общие состояния, которые свойственны переживаниям раннего периода, вызванных рождением ребенка с нарушениями. Это состояние шока, депрессии, одиночества, безысходности, пессимизма, враждебности, конфронтации и фрустрации (нарушение эмоциональных ожиданий будущего родительства).
2. Переживания родителей, касающиеся настоящего времени. Их можно разделить на переживания в отношении диагноза ребенка, его личности и самих себя.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • Курганова Екатерина Борисовна. Формируем положительную самооценку у ребенка
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Динара Кямилевна Пашкина. Семинар-практикум для родителей: 'Пути к бесконфликтной дисциплине'
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Воспитываем у детей чувство долга и разумные потребности.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Писарева Людмила Викторовна. Практическое руководство для родителей: «Безопасность Вашего ребенка»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Абрамова Ольга Сергеевна. 'Педагоги и родители — творческий тандем'.
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Оксана Черепанова. Как помочь ребенку стать самостоятельным
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
  • Ольга Третьякова. Родительское собрание на тему 'Пойми меня, мама...'
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Ирина Петракова. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Растить детей трудолюбивыми»
  • Вина; guilt
  • Рымар Елена Васильевна. Правила общения с гиперактивными детьми
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Курапова Анна Ивановна. Советы родителям по формированию здорового образа жизни у детей 5-7 лет
  • Павлова Екатерина Николаевна. Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»
  • Рапелова Мая. Консультация для родителей 'Капризы и их предупреждения'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Спиридонова Ольга Ивановна. Влияние компьютера на психику ребенка
  • Пашкина Динара Кямилевна. Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь