|
Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру. Составитель Г. ВеберКатегория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 29670
Автор: Составитель Г. Вебер
Название: Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке V. Особые динамики и области
1. Организации не ХОТЯТ умирать У организаций есть тенденция сохранять себя любой ценой, даже если они становятся ненужными. В этом случае предъявленные конфликты и нарушения являются иногда выражением того, что организация потеряла право на существование и направляет всю оставшуюся энергию на выживание. Было бы ошибкой стремиться изменить тут что-то внутри и тем самым поддержать существующее. 2. Психосоциальные учреждения Психосоциальные учреждения часто ослабляет их зависимость от пожертвований и то, что они недостаточно чувствуют свою ответственность за финансовую сторону. В этом случае должно быть найдено место для этой функции. В этих организациях ориентированности на задачу часто мешают основные идеологические позиции или моральные представления. Здесь часто можно встретить мифы о том, что «мы все равны», или пристрастные концепции в консультировании, например, женщин, переживших сексуальное насилие. В организационных расстановках часто тоже полезно, будучи консультантом, несколько больше становиться на сторону «агрессора» или «злого». Часто менее компетентные сотрудники вмешиваются на одном уровне или сверху в профессиональные дела. Именно в тех объединениях, где посты начальников принимаются как почетная должность, порой отсутствует ясное руководящее поведение и последовательная поддержка исполнителей. Часто встречающаяся в психосоциальных организациях текучесть кадров, как правило, свидетельствует о неясности полномочий и руководящих структур. 324 Обычным делом здесь является смешение личных и служебных контекстов, будь то работа в одном коллективе супружеских пар или открытие ими с кем-то третьим приюта. Деловые и личные отношения сливаются (к Тому же часто через границы иерархических уровней). Супервизор в свободное время играет в теннис с руководителем учреждения, которое консультирует. Беспартийный бургомистр вместе с двумя такими же руководящими работниками является членом ротарианского клуба. В таких расстановках особое значение приобретают обнаружение, декартелизация* и установление ясных структур. Психосоциальные коллективы, занимающиеся консультированием или терапией, особенно склонны превращаться в группы обмена опытом. В этом случае полезна расстановка задачи, целей или клиентов. 3. Руководство Берт Хеллингер однажды сказал: «Руководство — это услуга. Пастух становится пастухом благодаря овцам, но овцы не становятся овцами благодаря пастуху». Руководители должны уметь выдерживать некоторую степень одиночества или пребывания «самими по себе». В организационных расстановках часто можно наблюдать, что они стоят слишком близко к своим подчиненным и таким образом теряют общий обзор. Поддержку они должны получать в группе равных по рангу или от своих начальников. Консультантов часто приглашают в качестве союзников или им делегируются задачи по руководству, не выполняемые руководителями. Это видно по тому, что консультантов ставят на чересчур центральные позиции. И часто они надолго становятся членами системы. Суперви-зия коллективов нередко тоже используется для того, чтобы перенести туда принятие необходимых решений. Основателям фирмы лучше не брать в руководящий коллектив других равных, разве что если они действительно привносят нечто равноценное. Вновь пришедших лучше принимать на работу и признавать их достижения по-другому. Если в организациях на одно подразделение назначаются два равных по рангу руководителя, то в расстановках можно видеть, что между ними возникают напряженные отношения, а в группе часто происходят процессы раскола. * Законодательное ограничение со стороны государства концентрации экономического потенциала в виде картелей, синдикатов, трестов и других видов монополистических объединений. - Прим. ред. 325 В такой ситуации одному обычно нужно уйти. Но в некоторых случаях, если они друг друга поддерживают и остаются в хороших отношениях, возможно, чтобы они сменяли друг друга в руководящей функции. Это можно проиграть в расстановке в виде «поочередного руководства» и посмотреть, достаточно ли энергии у обоих в этой функции. Если в организации сотрудники поднимаются на руководящие должности, в руководящей позиции они часто ведут себя не на равных. Прежняя разница продолжает оказывать свое влияние. Возможно, поэтому раньше учеников отправляли странствовать. 4. Консультирование Согласно принципу базового порядка, консультанту принадлежит последнее место. С этой позиции скромности их действия наиболее эффективны. Стремление непременно активно что-то менять является здесь самонадеянностью. Как только у человека на этой позиции возникает желание кого-то поучать, тот будет обязан достойно это отвергнуть. Расстановка показывает, занимает ли консультант внешнюю и в то же время влиятельную позицию, насколько простирается его влияние и может ли он действовать на том уровне, на котором хочет. Опытные консультанты часто занимают хорошую и поддерживающую позицию в расстановке организации на самом высоком уровне иерархии — справа рядом с руководителем или руководителями. Консультирование успешно лишь в том случае, если оно получает поддержку всех (или, как минимум, большинства) важных для его задачи лиц. Если у консультанта ее нет, то в большинстве случаев это говорит о том, что он утратил нейтральность, в этом случае в расстановке он всегда чувствует себя ослабленным. 5. Расстановка семейных предприятий Особенно эффективными и удовлетворительными оказались расстановки с членами семейных предприятий и по вопросам наследования, а также по вопросам менеджмента и отношений (о психосоциальной динамике семейных предприятий см. также Siefer, 1996). В большинстве случаев мы по очереди расставляем семейное предприятие и семью. УЧИТЬСЯ И УЧИТЬ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКЕ «Прежде чем откроются глаза, может пройти вся жизнь, но чтобы увидеть, достаточно вспышки»* Ангелика Глёкнер Берт Хеллингер научил меня тому, что желание остаться невиновным бессмысленно. Поэтому я рискну поделиться своими взглядами и размышлениями на тему обучения семейной расстановке не только с коллегами на Первой рабочей конференции, но и с читателями настоящей книги. Профессиональный рост Для начала несколько слов о профессиональном росте: он начинается там, где компетентность, целостность и индивидуальность назначают дружеское свидание, вступают друг с другом в союзы и обновляют их. Под компетентностью я подразумеваю удачную смесь умений и навыков, знаний и опыта, интуиции и таланта. Если все это сочетается с живым сознанием нашей задачи и роли и все вместе подчиняется спокойному осознанию контекста, то мы уже немалого достигли. Приправленная дисциплиной и проницательностью, компетентность становится еще более совершенной. Целостность — та прекрасная метафора, которая благодаря одному уже только употреблению этого слова дает нам почувствовать себя более цельными. И для меня она означает ту прочность сути, которая является следствием полноты сердца в сочетании с добросовестностью, обязательностью и готовностью брать на себя ответственность. И, наконец, «солью» целостности для меня является неподкупность. Индивидуальность означает то личное своеобразие и уникальность, которая вытекает из жизненного опыта и жизненной мудрости, сознает свою независимость и в то же время соотнесенность. Соль индивидуальности, на мой взгляд, в способности к разнообразию и смелости быть другим. * Идрис Шах. 329 Об обучении и учебе семейной расстановке Учить — означает для меня тот тихий, деятельный и, возможно, индуцирующий транс процесс, в котором рассказывается история о том, как что-то можно понять, осознать и уметь к этому подойти — или же не понять, не осознать и не уметь подойти. Тем, кто учит, думаю, нужно научиться давать, не стремясь сделать это совершенно понятным. Они должны сделать это постижимым и все же оставить нетронутым, оставаться в стороне и все же уметь приблизиться. Три урока для всех учителей • Тот, кто стремится понять с помощью понятия, не поймет. Но тот, кто учит пустоте, учится! • Итак, приближаясь к тайне и с ней знакомя, сохраняй ее. • Никогда не думай, что досконально изучил горизонт, куда даешь заглянуть другим. Лучение — это та чудесная ментальная, эмоциональная и умственная деятельность, которая редко берет так, как ей предписано, и действуя сама, все равно все меняет. Три урока для всех учащихся • Пауль Делл говорит: «Самая большая ошибка человека заключается в желании знать то, что верно, когда достаточно знать то, что помогает». • Чтобы стать больше, сначала нам нужно быть тем, что у нас уже есть. Без этого ни у нас ничего нет и сами мы ничто. Маленькая суфийская история: Ученик задал учителю вопрос: «Учитель, что мне делать, чтобы достичь цели?» «Ты должен знать две вещи, — сказал учитель. — Все старания ее достичь напрасны, и ты должен действовать так, будто этого не знаешь». Мне кажется, несколько строк, завершающих стихотворение Ид-рис Шаха, относятся и к учебе и к обучению: ...Подойди и опустись к цветущей розе, ибо о знании не знает ничего, кто не умеет также не знать. 330 О предпосылках семейной расстановки Думаю, нам не обойтись без того, чтобы не изобрести здесь несколько критериев. Я приведу некоторые из возможных. В наличии должны быть: • Знание и многолетний опыт работы с системами, группами и отдельными лицами в разных терапевтически-педагогических или других лечебных направлениях. • Собственный опыт, полученный в расстановке своей семейной системы (лучше всего и родительской, и нынешней). • Участие в ряде семинаров под руководством опытных «расстановщиков», где человек учится сначала изнутри (участвуя в расстановках в качестве заместителя), а затем извне, внимательно следя за работой с позиции участвующего, но остающегося снаружи наблюдателя. • Участие в обучающих и супервизорских группах, где можно от-рефлексировать собственные стили работы и куда можно привести клиентов или изложить случаи (с расстановками и без). • Чтобы не подвергать опасности себя и других и не навредить (я знаю, что на этот счет существуют разные точки зрения), семейную расстановку, на мой взгляд, следует тренировать в «пробных забегах» в обучающих группах и на супервизиях. Кроме того, необходима достаточная профессиональная и личностная зрелость. Называя второе, я думаю, например, о примиренности со своими родителями и собственной историей: сердце не может быть открытым у того, кто по-прежнему не может простить, кто обвиняет или предъявляет претензии. Столь же полезно рассмотреть для себя тему прощания, непостоянства и смерти или, по меньшей мере, быть на пути к согласию с ними. Опасности и риски роста Как мне известно, на эту тему сегодня размышляют многие. Думаю, обмен этими мыслями и их обсуждение полезен для того, чтобы мы все (и каждый в отдельности) оставались бдительными в отношении возможной предрасположенности к тем или иным ошибкам. На мой взгляд, риски и опасности в обращении с тем драгоценным, что нам дано, порождает: 331 • механизация и технизация идей и метода (например, вследствие обобщений и рутинного формализованного использования фраз-решений); • «инфляционное» использование знаний и техники, что может привести к постепенному обесцениванию лежащих в основе этого метода ценностей и позиций; • коммерциализация: как лучше и быстрее всего продать себя и метод всем возможным клиентам и потребителям? • идеализация метода как «единственного спасения». Я слышу слова Берта Хеллингера: «Смотри на решение!» Поэтому прибавлю несколько «антитез». Такими противодействующими силами могут быть: • не-превращение знания в школу и оберегание и сохранение тайны даже при определенной систематизации; • уважение к знанию и гибкое обращение с ним: познание, но без механического превращения теории во что-то твердое и незыблемое и без недопустимых обобщений; • толерантность по отношению к другим методам (нам наверняка уже случалась делать что-то правильно и до того, как мы связали себя с этим силовым полем); • отсутствие страха и недопущение табуизации в отношении возникающих тем конкуренции и расхождения во мнениях (в том духе, что «мы все друзья, а наше учение неприкосновенно»), но их обсуждение и способность их выносить; • «уход» за силовым полем путем широкого профессионального и личного обмена: кто чем и как обогатил сердце и разум и как мы можем дать друг другу участвовать в этом богатстве. И в заключение я хотела бы отдать долг уважения Берту Хеллин-геру, процитировав его: Проблема может быть серьезной, решенье — радостно. Самосознание есть знание о собственном пути. Лишь то, что мы любим, дает нам свободу. 332 Изучение неизучаемого Опыт проведения программы по обучению расстановке Гуни-Лейла Бакса Одногодичная программа по обучению расстановке, о структуре, содержании и опыте которой я расскажу ниже, проводилась мной и Кристиной Эссен в Австрии. Программа была рассчитана на 16 дней, разбитых на четыре семинара. Кроме того, в промежутках между семинарами участники неоднократно встречались в пир-группах, где обменивались мнениями по поводу содержания семинаров, смотрели видеозаписи, упражнялись и продолжали то, что было выработано на семинарах. Программа была ориентирована на психотерапевтов и супервизоров. На каждого приходилось по восемь-девять дней работы с расстановками в группах обмена опытом. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|