Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 159374

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2. Стратегии интервенции и их классификация

Целью клинико-психологической интервенции при возникновении системных дисбалансов является восстановление и поддержание динамичного самоорганизующегося состояния равновесия на определенном уровне системы (на уровнях индивида, группы или организации и контекста). В предыдущем разделе мы классифицировали содержательные аспекты клинической интервенции на предприятии исходя из нашего понятия «нарушения системы» и использования специфических теоретических концепций. В этом разделе обсуждаются и классифицируются прежде всего общие стратегии интервенции, которые вытекают из рассмотрения целей этих интервенций, их уровней системы внутри организации, а также из различения стабильного /динамичного состояния неравновесия.

2.1. Корригирующая и профилактическая интервенция

Улих (Ulich, 1994, S. 146) различает три основные стратегии организации труда:
- корригирующая организация труда с целью коррекции существующих недостатков;
- профилактическая организация труда с целью избегания травм и вредных последствий для здоровья;
- проспективная организация труда с целью создания возможностей для развития личности.
Корригирующие стратегии начинают обычно применять уже после того, как в производственной системе возникли нарушения или вредные последствия для здоровья, связанные с существенными для организации расходами. В качестве примера можно привести введение грузоподъемных механизмов для выполнения задач, сопряженных с поднятием больших тяжестей, после того как было зарегистрирован большой процент сотрудников, обратившихся к врачу из-за болей в спине. Если, напротив, уже на стадии проекта системы предприятия была предусмотрена организация рабочего места, исключающая травматизирующие и вредные последствия для здоровья, это уже будет «профилактическая организация труда». Пример этому запланированное уже в стадии проекта применение грузоподъемных механизмов и тренинг поднятия тяжестей, позволяющие избежать в дальнейшем проблем со спиной. Если речь идет не только об уменьшении или избегании болезней и их психосоциальных последствий, но и о позитивном содействии развитию личности, например за счет создания пространства для действий, то Улих говорит о «проспективной организации труда».
Основное значение характеристик трудовой деятельности (свобода действий, перегрузки, ресурсы) для поддержания эффективности производства ставит клинико-психологическую интервенцию в узкие рамки — особенно профилактическую интервенцию. То, что клинико-психологическое консультирование и вмешательство непосредственно приводит, например, к уменьшению «давления сроков», нужно рассматривать скорее как исключение, а не как правило. Скорее следует ожидать центрированных на индивиде мероприятий, которые после произошедшего нарушения (например, вследствие инфаркта) направлены на изменение норм эффективности или на улучшение в профилактических целях компетентности сотрудников в совладании с «неизменяемыми» производственными требованиями. Управление стрессом (Streßmanagement) и релаксационный тренинг (например, Brengelmann, 1988) тоже являются типичными примерами реализации этой концепции. И третичная профилактика после уже возникшего нарушения, заключающаяся в реабилитационной организации рабочего места или в поддерживающей социотерапии и психотерапии (нацеленной на индивида), скорее редкое, чем частое явление (см. Richter, 1996) .
В цитируемой специальной литературе можно найти примеры корригирующей и профилактической интервенции на уровне индивидуального рабочего места. Уровни группы или организации и контекста рассматриваются в лучшем случае как точки приложения для корригирующих и профилактических мероприятий. Здесь надындивидуальные мероприятия по реорганизации, гуманизации и сохранению здоровья понимаются как интегральные составные части общей системы управления, а здоровье рассматривается как фактор соревнования (Roth, 1996; см. также Murza & Laaser, 1994). Постоянно множатся доказательства того, что долговременная рентабельность таких инвестиций в систему, направленных на здоровье и хорошее самочувствие сотрудников, все больше признается с точки зрения затрат—пользы и принимается во внимание руководителями предприятий.

2.2. Системы помощи

В рамках профилактической и корригирующей интервенции большое значение придается влиянию систем помощи на уровни системы. Отталкиваясь от системной терапии и консультирования, Лудевиг (Ludewig, 1992) выделяет четыре вида систем помощи:
1) инструкция (помощь в получении знаний);
2) консультация (помощь в использовании имеющихся возможностей);
3) сопровождение (помощь в улучшении положения системы путем ее стабилизации);
4) терапия (вклад в решение проблем системы).
В зависимости от заказа предприятия можно использовать различные системы помощи. В принципе, идеальной здесь, без сомнения, кажется «терапия», поскольку именно она решает проблемы системы.
Шлиппе и Швейцер (Schlippe & Schweitzer, 1996, S. 114 и далее) добавили еще пятую систему помощи:
5) самораскрытие (терапия, направленная на самопознание).
Если предприятие заключает с консультантом «контракт на самораскрытие», это еще не означает, что существуют проблемы, которые необходимо решить. Заказ может быть мотивирован не наличием актуальной проблемы, а потребностью в саморефлексии.
При клинико-психологических методах интервенции на производстве консультирование по профессиональным вопросам и инструктирование имеют значительно более высокую ценность, чем в психотерапии. Сотрудники предприятий, ищущие помощь, часто обращаются за психологической помощью слишком поздно, в острых кризисных ситуациях. Вся профессиональная сфера жизни ищущих помощи сотрудников может зависеть во время кризисов от быстрого профессионального анализа, советов и решений. Только после этого открываются возможности для дальнейшей терапевтической помощи. По крайней мере в начальной фазе консультирования профессиональная и психологическая консультация, инструктаж и сопровождение консультантом, анализ и решение профессиональных проблем самим обратившимся за помощью образуют тесно взаимосвязанное единство. Лишь в ходе процесса, на основе опыта может возникнуть помощь, близкая к психотерапевтической. Большую роль в этом играют процессы самораскрытия или саморефлексии, которым помогают вопросы, касающиеся самонаблюдения, самооценки и прояснения целей. Однако более уместно здесь говорить о содействии «самотерапии» или о «самоорганизующемся научении» (см. Greif & Kurtz, 1996). Это больше соответствует активной, целенаправленной роли клиентов-сотрудников предприятия в решении проблем. На рис. 43.2.1 представлены системные взаимосвязи.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Израэль Регарди. Срединный столп
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Джек Парсонс. Свобода – обоюдоострый меч
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Александер Франц - Психосоматическая медицина: Принципы и практическое применение
  • Л. М. Дюкетт, К. Хайятт. Иллюстрированная Гоэтия Алистера Кроули.
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Л. М. Дюкетт. Ключ к Ключу Соломона. Тайны магии и масонства. Часть I
  • Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. В 2 томах
  • Казаковцев Б.А. Психические расстройства и расстройства поведения.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Рожковский Г.В. Стань гипнотизером!
  • Равич-Щербо И. В. и др.- Психогенетика, Учебник
  • Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси
  • Щекин Г.В. - Визуальная психодиагностика
  • Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента.
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков.
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Хиллман Джеймс - Самоубийство и душа
  • Хоган Кевин - Сумейте убедить, чтобы добиться поставленной цели
  • Спотниц Хайман - Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники.
  • Шварц-Салант Натан - Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности
  • Герберт Стэнли Редгроув. Алхимия: древняя и современная
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Лайтман Михаэль. Каббала для начинающих. В двух томах. Том 1.
  • Сатир Вирджиния - Психотерапия семьи
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Парсонс Талкотт - О структуре социального действия
  • Лайтман Михаэль. Каббала для начинающих. В двух томах. Том 2.
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Беляева Д.К., Дымшица Г.М Общая биология. Учебник для 10-11 классов
  • Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс
  • Рыбаков Б.А. Язычество древних славян
  • Меновщиков В. Ю. - Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд. Освобождение от созависимости.
  • Кровяков В.М. Психотравматология.
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Четик Мортон - Техники детской терапии
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Кохут Хайнц - Анализ самости
  • Фуллье А., Кабанес О., Насс Л. - Психология французского народа. Революционный невроз.
  • Ассаджоли Роберто - Психосинтез: теория и практика
  • Нельсон-Джоунс Р. - Теория и практика консультирования
  • Степанов С. С. - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь