Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61445

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

альная система
От симулированных улыбок Пол перешел к обсуждению своего исследования, посвященного обману и лжи. «Эту работу я проводил только в Америке. Наше исследование показало, что большинство людей легко поддаются обману — даже полицейские, психиатры и таможенники. Они не в состоянии выявить ложь, просто поговорив с человеком».
«А как насчет политиков?», — с улыбкой поинтересовался Далай-Лама. Несмотря на то что замечание было брошено с юмором, Пол почувствовал актуальность вопроса. Пока мы летели в Индию, Пол прочитал автобиографию Далай-Ламы «Свобода в изгнании» и был поражен тем, как часто Далай-Лама поддавался на ложь политиков в период, когда Китай устанавливал контроль над Тибетом.
Пол ответил: «Я изучал только ложь самих политиков, а не то, могут ли они распознавать чужую ложь. Но тот факт, что люди не умеют выявлять ложь, в определенном смысле явление удивительное, поскольку существует
* Экман П., Фризен В., О'Салливэн М. Улыбки во время лжи (P. Ekman, W. Friesen, and М. O'Sullivan, «Smiles When Lying», Journal of Personality and Social Psychology 54 (1988): 414-20), а также: Экман П., Дэвидсон Р.Дж., Фризен У. Эмоциональное выражение и физиология мозга. Часть И: Улыбка Дю- шенна (P. Ekman, R.J. Davidson, and W. Friesen, «Emotional Expression and Brain Physiology II: The Duchenne Smile», Journal of Personality and Social Psychology, 58 (1990): 342-53). В ходе эксперимента, данные которого не были опубликованы, Джон Готгман из Вашингтонского университета сравнивал счастливые супружеские пары с несчастливыми супругами в тот момент, когда они впервые видели друг друга в конце дня. На лицах счастливых супругов запечатлевались улыбки, в которых участвовала мышца вокруг глаз. Несчастливые супружеские пары обозначали улыбку только губами.
масса поведенческих ключей, указывающих на то, говорит человек правду или лжет. Такими ключами могут стать выражение лица и изменение голоса.
Мы обнаружили очень маленькую группу людей, способных определить правду или ложь с такой же точностью, как наши приборы. Им достаточно просто послушать, посмотреть — и они уже знают, стоит ли верить тому или иному человеку. Я работаю над тем, чтобы выяснить, как появляется эта способность, потому что ею обладает менее одного процента людей»*.
Затем Пол перешел к вопросу о тесной связи между выражениями лица и изменениями в организме. «В ходе нашего исследования мы обнаружили кое-что, что нас удивило: если вы намеренно придаете лицу какое-то выражение, тем самым вы изменяете свою физиологию. Придавая лицу „правильное" выражение, вы вызываете изменения в физиологии, которые усиливают эмоцию. Об этом говорится в моих работах по физиологии тела, а также в некоторых работах по изменениям в мозге, написанных совместно с Ричардом Дэвидсоном. Лицо — не просто средство выражения эмоций, но еще и средство их активизации»**.
«Относится ли это к произвольным выражениям лица?» — спросил Далай-Лама.
Пол ответил: «Это исключительно произвольный процесс, но эти выражения лица запускают механизм непроизвольных процессов». Другими словами, простая имитация улыбки на лице заставляет мозг работать «в режиме радости»; и точно так же насупленность вызыва
* Экман П., О'Салливэн М., Франк М.Г. Поймать лжеца способны немногие (P. Ekman, M. O'Sullivan, and M.G. Frank, «А Few Can Catch a Liar», Psychological Science 10 (1999): 263-66).
** Дэвидсон Р.Дж., Экман П., Сенулиус С., Фризен У. Эмоциональная экспрессия и физиология мозга. Часть I: Подход, отход и церебральная асимметрия (R.J. Davidson, P. Ekman, S. Senulius, and W. Friesen, «Emotional Expression and Brain Physiology I: Approach/Withdrawal and Cerebral Asymmetry». Journal of Personality and Social Psychology, 58 (1990): 330-41).
ет печаль. Это стало еще одним открытием, сделанным в ходе исследования, которое Пол проводил вместе с Ричардом Дэвидсоном.
Затем Пол добавил: «Я хотел бы еще сказать об индивидуальных различиях эмоций. Я начал с универсальных факторов, но последние десять лет занимаюсь изучением индивидуальных особенностей каждого отдельного человека. Для людей характерны индивидуальные различия в стиле аффективного поведения: у одних эмоции проявляются намного быстрее, чем у других. Для некоторых людей характерна более сильная эмоциональная реакция. У некоторых эмоции длятся намного дольше. У одних признаки эмоций выражены очень четко, в то время как у других они едва заметны и едва различимы.
Помимо прочего, наши исследования демонстрируют, что у большинства людей эмоциональная система является цельной, а не фрагментированной. Другими словами, нельзя, как утверждали некоторые ученые в прошлом, выразить на лице сильную эмоцию и при этом демонстрировать слабую физиологическую реакцию. Различные части эмоциональной системы действуют в тесной взаимосвязи. Если выражения лица являются яркими и кратковременными, то такими же будут изменения в системах организма, управляемых автономной нервной системой. Кроме того, мы установили, что эти индивидуальные различия, как правило, не ограничиваются только какой- либо одной эмоцией. Если у вас сильная реакция гнева, то и реакция страха также будет сильной».
Эти различия объясняют одну из причин эмоционального непонимания между людьми: мы все — вполне естественно, но ошибочно — считаем, что другие переживают эмоции точно так же, как мы сами. Кроме того, открытия Пола позволяют предположить, что некоторые люди, эмоциональные реакции которых являются особенно быстрыми, глубокими и продолжительными, МО
гут испытывать трудности с управлением своими эмоциями. Возникает вопрос: в каком возрасте начинают проявляться различия в переживании эмоции? Пол уверен, что если бы мы это знали, то смогли бы вмешаться в процесс развития, чтобы дать людям возможность научиться контролировать свои эмоции. По мнению Пола, мы пока еще очень далеки от этого, поскольку слишком мало знаем. Однако во время своей презентации Марк Гринберг рассказал о специальных программах для детей, созданные специально с целью научить их контролировать свои эмоции.
Свобода выражения
Позже Пол рассказал мне, что его поразило, насколько открыто и свободно Далай-Лама выражал свои чувства. Пол заметил, что лицо Далай-Ламы отличалось необычайной экспрессивностью, на нем отражались моментальные перемены не только в эмоциях, но и в мыслях: по его лицу можно было точно сказать, когда он был сосредоточен, сомневался, понимал, соглашался. Но больше всего Пола удивили неисчерпаемое добродушие Далай-Ламы, неизменное выражение заинтересованности и удовольствия, заразительное стремление насладиться каждым оттенком жизни, проходящей перед его глазами.
Это не означало, заметил Пол, что Далай-Лама никогда не испытывает грусти или подобных чувств. Наоборот, он кажется чрезвычайно чутким к страданиям других, и его муки, вызванные чужой болью, ясно отражаются на его лице — по крайней мере, на какое-то мгновение. Но при этом Пола поразило, насколько быстро Далай-Лама оправлялся от негативных эмоций, пытаясь увидеть положительную сторону во всем происходящем.
Пол, как знаток человеческого лица, отметил еще несколько примечательных особенностей Далай-Ламы. Во-первых, лицо Его Святейшества отличалось необычно большими размерами и живой мимикой. Во-вторых, оно было поразительно моложавым — тонус его мышц соответствовал молодому человеку лет двадцати пяти, а не мужчине, которому исполнилось шестьдесят четыре года. Это, как предположил Пол, могло быть результатом того, что Далай-Лама никогда не сдерживает своих эмоций, а позволяет им четко проявляться на лице, вследствие чего эти лицевые мышцы задействуются гораздо чаще, чем обычно. В то время как большинство людей с возрастом стараются чаще воздерживаться от свободного выражения эмоций, Далай-Лама, казалось, совершенно не стеснялся их выказывать.
Такое отсутствие скованности, в свою очередь, свидетельствовало о необычайно высокой уверенности в себе. Большинство детей к четырем или пяти годам приучают стыдиться некоторых чувств, и с этого начинаются сдерживания в данной части эмоционального спектра. Но Далай-Лама показался Полу человеком, которого никогда не учили стыдиться своих чувств, а таким качеством обладают только дети.
Во власти эмоции
Пол перешел от обзора научных открытий в области эмоциональных выражений к рассказу о том, что происходит в момент переживания той или иной эмоции. «На Западе мы считаем, что одним из признаков, отличающих эмоции от других ментальных феноменов, является то, что эмоции могут проявляться очень быстро. Момент зарождения эмоции может занимать долю секунды (хотя у некоторых людей этот процесс занимает намного больше времени). Вторая отличительная черта



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь