|
Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 26052
Автор: Аверьянов Л.Я.
Название: Социология. Искусство задавать вопросы. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Насколько сильно это желание показывает практика социологическо-го исследования и эксперименты. Так, например, большинство респонден-тов обращаются к анкетерам с вопросами при заполнении анкеты. Анализ показывает, что в этих вопросах, как правило, выражается потребность ре-спондентов в контроле со стороны анкетера за своими действиями и пра-вильно ли он делает. Правильно ли отмечает в анкете выбранные ответы. Так ли обводит кружком выбранный ответ, правильно ли отвечает на тот или иной вопрос.
Особенно это видно во время коллективного заполнения анкет, т.е. когда в одной комнате собраны несколько респондентов и каждый заполня-ет свою анкету. Как бы анкетер ни предупреждал их не советоваться, они всегда это делают, обращаются друг к другу с вопросами, за помощью по сути дела опять же только за тем, чтобы утвердиться в правильности своих действий, т.е. удовлетворяют потребность в обратной связи. Такая же картина наблюдается и при эксперименте. В ряде исследо-ваний был задан вопрос: "При заполнении анкеты Вы к кому-нибудь обра-щались с вопросами по поводу правильности ответа на отдельные вопросы и пр.?" Были получены следующие ответы: К анкетеру...................................................... 90% К товарищу по работе.................................... 72% К тому, кто также заполнял анкету.............. 56% К бригадиру, начальнику...........................…….. 6% К родственникам, знакомым пр. (для тех, кто брал анкету домой).................. 100% Разницы в качестве заполнения анкеты и их содержании между теми, кто советовался, и теми, кто не советовался ни с кем, практически не было. Исследователь при инструктаже анкетеров призывает их не вмеши-ваться в работу респондентов, не подсказывать им, как надо отвечать на тот или иной вопрос (кроме технической стороны дела), предлагает оставить респондента один на один с анкетой и тем самым исключить влияние анке-тера и сохранить девственную чистоту процесса заполнения анкеты. Однако, учитывая вышеизложенное, такой подход, по всей видимоссти, не совсем правильный. При всем том, что анкетер безусловно не должен оказывать влияния на содержание ответа респондентов, нельзя строго изолировать их друг от друга. При инструктаже необходимо подчеркивать необходимость сохранения и поддержания обратной связи с респондентами, чтобы вселять в них уверенность в правильности их действий. В тексте анкеты можно различными способами устанавливать обрат-ную связь респондентов с исследователем. Например с помощь вводных слов: "Как хорошо Вы знаете..." или "Как Вам наверно известно...", или "Вы прекрасно понимаете...", или "Вы это хорошо знаете, умете, делаете" и пр. Логика построения и психология восприятия анкеты "Любите ли Вы чинить дверные ручки?" По некоторым прямым и косвенным высказы-ваниям человека можно сделать заключение о его привычках, характере, склонностях, ценностных ориентациях. Именно та-ким образом, как Вы замечали, мы строим представление о человеке, нико-гда не спрашивая его напрямую, ленив он или нет, интеллигентен, образо-ван, склонен ли приврать или кристально честен. Врач спрашивает: "Курите ли Вы?" - "О да, конечно", сразу же отвечает пациент, и уже по интонации врач понимает, что имеет дело с заядлым курильщиком, курящим давно и с удовольствием. "Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управ-лять вертолетом?", "Превысили ли бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать помощь тяжелобольному человеку?", "Преградили бы Вы путь убегающему опасному взломщику?", "Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?" - по этим и другим тестовым вопросам можно сделать некоторое общее заключение о том, насколько опрашиваемый склонен к риску . На серии или, как иногда говорят, батарее вопросов, суждений, задач по построению фигур из кубиков, описаний картинок можно с определенной долей вероятности выявить, определить, измерить некоторые индивидуальные различия, устойчивые психологические качества. Например замкнутость или общительность, агрессивность или сдержанность. Респонденту предлагается рисунок, где изображено, как в вагоне поезда на голову пассажира с верхней полки падает чемодан. Просят ответить, как бы он отреагировал в этом случае, что сказал бы владелец чемодана и, в зависимости от ответа делают вывод об уровне его агрессивности (тест Розенцвейга). Даже самые глубокие мотивы отражаются, по мнению психологов, в поведении (суждении) человека. Надо только уметь расшифровать эти сигналы, идущие из космоса сознания. Расшифровывая сигналы, определяют мотивы поведения, отношение человека к тем или иным событиям, его установки или личностные характе-ристики. "Гуляете ли Вы иногда в дождливую погоду?" (вопрос по изучению уровня замкнутости), "Любите ли рассказывать анекдоты и забавные истории?" (вопрос на общительность), "Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?" (любит ли человек себя приукрашивать) (вопросы из теста Айзенка). "Любите ли Вы чинить дверные ручки?" (вопрос, взятый из теста по изучению чувства юмора). Психологические тесты привлекли внимание социологов прежде все тем, что они направлены на исследование личностных характеристик, необ-ходимых в изучении различных социальных отношений. Социологи вслед за социальными психологами при изучении социальных процессов в пограничных между социологией и психологией областях, начали вводить в социологическую анкету элементы психологических тестов, иногда настолько активно, что социологическая анкета стала сильно напоминать психологическую. Многие вопросы стали вклиниваться в изучение психологических характеристик человека, т.е. в область несоцио-логическую. Обращение социологов к психологическим методам изучения харак-теристик личности не было случайным. Хотя объектом социологического изучения являются наиболее общие (различные уровни общности) законы социального функционирования группы, однако, многие эмпирические данные можно получить только через индивида, анализируя и оценивая его поступки, мнения, черты характера, ценностные ориентации. "В отличие от психологии социологию интересуют массовые и притом безличные процес-сы, - писал В.А. Ядов. - И все же социолог не может игнорировать самую сердцевину общественной жизни - субъектов деятельности. В социологиче-ском исследовании субъектом может быть лишь социальная группа, некото-рая социальная общность, никак не индивид. Но очень часто сведения о со-циальной общности приходится получать путем анализа данных об индиви-дах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах - их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления - оказываются хорошей харак-теристикой социального целого. Видимо, по всем этим причинам социологи довольно активно прибегают к сугубо психологическим процедурам, связанным с измерением личностных или групповых свойств" . Социологи взяли на вооружение психологические тесты. Правда, как уже говорилось, не столько сами психологические тесты, сколько их эле-менты, и этим значительно обеднили по глубине и достоверности психоло-гическую информацию. Если психологические тесты конструируются как серия вопросов (суждений) по выявлению, как правило, одного свойства человека, интенсивности его проявления, то в социологических анкетах чаще всего ограничиваются двумя-тремя вопросами. Но социологи выиграли в другом: они подняли такой слой социально-психологических отношений, от которых во многом зависят образование и функционирование общих социальных законов определенной общности людей. И хотя, по меткому выражению В.А. Ядова, использование психологических тестов в социологии "незаконно" , поскольку они не дают информации о социальном поведении индивида, а описывают только некоторые психологически устойчивые характеристики, но социальные особенности поведения человека невозможно познать, не изучая его психологических личностных характеристик. Поэтому применение психологических тестов или их элементов в социологии можно оправдать, если социолог хочет выяснить механизм взаимодействия психологических характеристик человека и некоторых общих особенностей его социального поведения в их взаимообусловленности и взаимовлиянии. Психологические исследования позволяют понять, почему человек поступает так, а не иначе, почему он поступает иначе, а не так, как ему предписывается законом социального поведения, насколько конкретно пси-хологические характеристики определяют его социальное поведение и насколько его социальное поведение обусловливает его специфические ин-дивидуальные качества, психологические характеристики. Взаимодействие это очень сложно и, конечно, не прямолинейно, но понимание его возможно в ряде случаев только при одновременном изучении социального и психологического поведения индивида и больших групп людей. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|