|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50392
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение – способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы – создавать образы от себя. Оно обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративной сущности процесса воображения: в нем объединяются чувственная, рациональная и мнемическая сферы психики человека.
Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Только благодаря ему становятся возможными специфически человеческая операция мышления – абстракция, такие методы познания, как экстраполяция и интерполяция, мысленный эксперимент. Глубокое проникновение в действительность требует свободного отношения сознания к элементам действительности. Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет реконструировать картины далекого прошлого. Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации – основа его нравственного поведения. Окружающая среда является для человека многослойным проблемным миром, осознание которого невозможно без достаточно развитого воображения. Оно обеспечивает человеку знаковое овладение миром и лежит в основе идеального отражения действительности. § 2. Нейрофизиологические основы воображения Нейрофизиологическая основа воображения – образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Формирование образов в процессе воображения зависит от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Так, подвижность нервных процессов, повышенная чувствительность нервной системы содействуют более быстрому возникновению новых образов. Оптимальный очаг возбуждения, доминанта, функционирование детекторов новизны, устойчивость ориентировочно-исследовательского рефлекса – все это образует нейрофизиологическую основу творческой деятельности. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания и т. д. (Флобер, описывая сцену отравления госпожи Бовари, сам почувствовал признаки отравления.) § 3. Виды воображения Воображение подразделяется на произвольное и непроизвольное, реконструктивное (воссоздающее) и творческое. Наиболее простой вид воображения – непроизвольное, возникающее помимо воли человека, непреднамеренно. Непроизвольное воображение связано с восприятием того или иного объекта. Так, глядя на облако, человек непроизвольно может вообразить различные фигуры. Преднамеренное, целенаправленное использование человеком соответствующих элементов опыта и реконструкция их в новых образах – произвольное воображение. В результате произвольного воображения создаются литературные образы, новые модели различных предметов и т. д. Воссоздающее воображение формирует новые образы представления. Так, читая описание морского дна, мы на основе воссоздающего воображения представляем картину морского дна; рассматривая схему места происшествия, следователь представляет реальную картину местности. Воссоздающее воображение дает возможность познать то, что непосредственно не воспринимается в данный момент. Оно содействует организации взаимоотношений между людьми; эффективность общения в значительной мере зависит от того, насколько люди представляют состояние друг друга, ситуации, в которых они находились или могут находиться в будущем. На основе воссоздающего воображения формируется ожидание наступающих событий и соответствующее отношение к ним. (Так, преувеличение опасной обстановки может привести к неадекватному, а иногда и к преступному поведению человека.) Иногда на поведение человека воздействуют воображаемые им события, которые в действительности не имели места. (Известны случаи преступного поведения на почве ревности, не имевшей реальных оснований.) Творческое воображение создает совершенно новые оригинальные образы. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий творческого воображения – социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности. Акцентирование может проявляться в сдвиге элементов отображаемого явления, изменении их соотношений. (Шарж, карикатура – типичный пример своеобразной расстановки акцентов.) Акцентирование в сторону, усиления какой-либо особенности явления называется гиперболой, а в сторону уменьшения – литотой (от греч. litotes – простота). Литоты могут быть образные (мальчик с пальчик) и речевые ("не настаиваю" вместо "возражаю"). Преуменьшение внешних размеров объекта иногда используется для контрастного подчеркивания внутренних, содержательных достоинств объекта (конек-горбунок внешне мал и уродлив, но полон других достоинств). На познание и преобразование действительности направлена и фантазия – конструирование вымышленных, часто далеких от реальности образов (создание легенд, мифов, сказок, фантастических картин иных миров). Образы фантазии призваны осуществить новый синтез элементов ранее приобретенного опыта, найти образное объяснение непонятным явлениям, восполнить информационный дефицит. Образы фантазии смогут быть простыми и сложными. Простейшая форма синтезирования новых образов – агглюцинация – механическое нереальное объединение частей или свойств различных несовместимых предметов (образы русалок, кентавров и т. п.). Соединяя несоединимое в образах фантазии, люди нередко ставят перед собой творческие перспективные цели. (Так, соединив образ лодки и автомобиля, люди создали амфибию и т. д.) Один из видов простого творческого воображения – воображение по аналогии. (Многие орудия труда – клещи, грабли и т. п. – созданы по аналогии с рукой человека.) Сложный вид творческого воображения – гиперболизация – преувеличение предметов, их качеств, количества их элементов (например, гиперболизация силы человека в былинных образах, дружеских шаржах и т. п.). Наиболее высокий уровень творческого синтеза – типизация – воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов. Здесь воображение особенно тесно связывается с мышлением. Процесс воображения, создания новых образов характеризует активность психики человека. Но иногда воображение выступает как "заместитель" активной деятельности. Эта форма воображения называется пассивным воображением. Так, мечта – создание образов желаемого – может быть активной и пассивной. (Маниловщина – типичный пример пассивной мечты.) Пассивное воображение – способ псевдоадаптации. Образы пассивного воображения – грезы, нереальные мечты – психическое замещение активной жизнедеятельности индивида. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|