|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54514
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В школу они приходят с одинаковой жаждой к становлению,
доверчиво ища опору в нас, учителях. Затем какая-то часть раз- бредается, не любя школу, а вместе с нею, отрицая общечелове- ческие ценности, нарабатывая свои, дворовые. И притом не ис- пытывая чувства ущемленности от того, что их начинают называть «трудными». Какую же нравственную силу имеют те педагоги, кто своей любовью и вниманием к каждому школьнику сумел со- хранить в них самое важное человеческое качество—желание учиться! Не укладывалось в голове, как внимание к каждому вместить в сорок пять минут. В процессе работы стало понятно и это. Ус- певал же я «вместить» в урок унижающую оценку слабых учени- ков. Нужно, видимо, заменить эту оценку вниманием. Попробо- вал — количество контактов с учениками осталось прежним, но характер их изменился. А как быть с объективной оценкой знаний? Здесь тоже ответ дала практика. Долго наблюдал за учениками начальных клас- сов. Оказывается, им интересно почти все. А еще — им очень хо- чется «быть хорошими». Это значит—получать положительную оценку себя от учителя и сверстников. — Смотри, точка какая красивая. Вот если бы научиться еще писать букву «а, будет все в порядке. Научимся? — Да, я сейчас. 234 И очень старательно минут пять, а то и десять девочка станет выводит букву «а». Такой подход с различными вариациями будет повторяться сотни раз. Дети этого не замечают. Для них очень важен успех. Из «микроуспеха» складывается у них ощущение роста, развития. Это, оказывается, вызывает потребность новых достижений. Однако, если в V классе еще возможен прием, подобный тому, что с точкой и буквой, то в VI уже приходится искать в работах ребят достижения более соразмерные с реальными. К счастью, да- же самые слабые дают немало поводов для положительных оце- нок. Таким образом, устная оценка развития школьника сближа- ется с объективной оценкой знаемого. ...Через «поощрительные оценки» они вдруг обнаружили, что первым научиться какому-то действию может не обязательно от- личник. И удивление коллектива смешивалось с радостью за тро- ечника, а вместе с ним и за весь класс. Проходили месяцы, и я обнаружил, что класс (весь-весь) включен в работу. Знал, что все ребята не ради отметки, и не из страха перед учителем заняты ею. Через работу каждый пытается научиться действию. А в освоении действий видит теперь собст- венное становление. Так постепенно менялся смысл нашей деятельности на уроке. Этот новый смысл учения открылся подросткам. И я, учитель, и мои ученики слились в единое целое—теперь была общая цель, общие заботы и радости. Конечно, не все еще удается. Приходится многому учиться у старших, перенимать их умение»1. Вопросы 1. В чем видит автор статьи высшую ценность в труде учи- теля? 2. Какие методы и приемы рекомендует автор статьи для включения каждого школьника в активную самостоятельную учеб- ную деятельность? 3. Докажите, пользуясь учебником «Возрастная и педагогиче- ская психология»2, что урок—это не просто «форма организации учебно-воспитательной работы учителя с учащимися», а прежде всего совместная учебно-воспитательная работа учителя с учащи- мися, в которой учитель выступает в роли активного, творческого субъекта общения, обучения и воспитания учащихся. Задача 2 Педагогическая психология большое значение придает форми- рованию у школьников интереса к учению и потребности в знаниях. Психологические исследования утверждают, что интерес к уче- нию и потребность в знаниях побуждают учащихся к самостоятель- ной учебной деятельности, в процессе которой развивается опе- * Гармаев А. Этот прекрасный уроку/Правда. — 1979. — 12 июня. 2 См.: Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровско- го. — 2-е изд.. испр. и доп,—М., 1979,—С, 272—280. 235 рационная и логическая структура мышления ребенка, складыва- ется эмоционально-волевая сфера его личности, формируется поло жительное отношение к учению, оценка и самооценка достижений собственной деятельности и поведения. Активная самостоятель ная учебная деятельность школьника—непременное условие раз- вития его ума, чувств, воли и формирования его личности как со знательного субъекта познания и преобразования действитель- ности. Внимательно прочитайте статью завуча вечерней школы № 3 г. Валуйки Л. Беспалько и ответьте на вопросы. «Кажется, все просто: не хочешь в вуз — иди в техникум, не хочешь в техникум — поступай в ПТУ. А для некоторых ребят тут всякий раз возникают не простые проблемы. Речь идет в первую очередь о так называемых «круглых троечниках». Вспомним, что тройка—родная сестра двойки и приобрета- ется она нередко весьма сомнительным путем. Кто из педаго- гов не был свидетелем, а то и участником таких, например, бе- сед: — Мария Ивановна, у С. все тройки, а вы ему двойку зака- тили. Но. ведь с него спрос-то какой?! —- Ладно, я подумаю, Анна Петровна,—обещает Мария Ива- новна и в конце концов ставит желаемую оценку. Бывает, что и отметки повыше появляются в результате достиг- нутого между Марией Ивановной и Анной Петровной взаимопо- нимания. — У Т. одна четверка — по вашему предмету, остальные —пя- терки. Нельзя ли найти возможность?.. Мария Ивановна обещает подумать, и Т. становится отлични- ком. Такое, к сожалению, тоже случается. Но бывает ли, чтобы Анна Петровна обращалась к коллеге с другой просьбой? Такой, допустим: — Мария Ивановна, у С. одни тройки. Но у него, кажется, про- является интерес к физике. Нельзя ли углубить его? Может быть, это станет судьбой парня? За многие годы работы в школе ни разу не приходилось слы- шать ничего подобного. И это понятно: плохая отметка у троеч- ников дает снижение показателя успеваемости вообще. «Лишний» отличник — тоже плюс школе. А то, что ученик — троечник, «круг- лый» или «некруглый», не имеет никакого значения для характе- ристики работы учительского коллектива. Представьте, что «круглый» троечник оканчивает восьмой класс. Ему еще не заявили, что он нежелателен в IX. Но и без слов он прекрасно чувствует, как относятся к нему педагоги. С подростком расстаются, зачастую не позаботившись о ликвидации пробелов в его знаниях, о его правильной профессиональной ори- ентации. Перед парнишкой во весь рост встает проблема: куда податься? Пошел бы учиться на токаря. Однако в профтехучн- 236 лище физика нужна, а тройку по этому предмету «выпросила» ему Анна Петровна... И тут наступает, в самом прямом смысле слова, критическая ситуация: в школу мальчишка вернуться не хочет, в ПТУ идти боится. И он идет на улицу. Невольно задумаешься: не потому ли среди несовершеннолетних правонарушителей «круглых» троечни- ков большинство? Каков же выход? Если перед нами троечник, его надо «ле- чить» увлечением. Прежде всего классный руководитель обязан определить, в каких предметах ученик может достичь успехов. Бу- дить любовь к знаниям, беречь первые ростки живого любопыт- ства— прямой учительский долг. Ну а затем могут встретиться наши Мария Ивановна и Анна Петровна: — У моего «круглого» троечника прорезался, кажется, инте- рес к физике. Я вас прошу — поддержите его, дайте увлекатель- ное задание. Это для него жизненно важно. А Анна Петровна ответит: — Не беспокойтесь, все сделаю. Так просто? Да, так просто! Только надо учесть: эта простота трудна для исполнения. Она под силу лишь тем, кому профессия учителя не в тягость, а в радость»'. Вопросы 1. В чем состоит психологический смысл утверждения авто- ра статьи о том, что «лечить» троечников надо увлечением и' что «будить любовь к знаниям, беречь первые ростки живого любо- пытства — прямой учительский долг»? 2. Какими личностными и профессиональными качествами дол- жен обладать учитель, чтобы его оценки успеваемости учащихся были объективными и стимулировали учащихся к самосовершен- ствованию? 3. Докажите, что включение школьника в активную самостоя- тельную учебную деятельность является обязательным условием психического развития и формирования жизненной позиции его личности. . . . Задача 3 Психологи' и опытные учителя утверждают, что для формиро- вания у школьников интереса к учению большое значение имеет радостное настроение, порождаемое содержанием и организацией процесса обучения, а также характером оценки достижений уча- щихся со стороны учителя. : .Ф. Эйсен особо подчеркивает значение умения учителя вовре- мя заметить и правильно оценить успехи ученика. Внимательно прочитайте выдержку из статьи Ф. Эйсена и дайте ответы на воп- росы. «...Каждый, кто знает школу, на своей практике убедился в том, что гораздо эффективнее подстегивает ребенка, подростка ' Беспалько Л, Как разбудить троечника?//Правда.—1979.—8 декабря. 237 похвала, умение учителя вовремя заметить и поощрить малейший успех, даже самый скромный. Причем такая педагогическая улов- ка не только не исключает требовательности, но даже предпола- гает ее. Просто, прежде чем предъявить требования, надо воспи- тать того, к кому они обращены, подготовить к их выполнению. Нет ничего страшнее, чем утрата радости, интереса к учению, когда ребенок понуро бредет в школу, заранее зная, что его ждут только неприятности. Умение- найти в личности каждого ученика сильные стороны, на которые можно и нужно опереться, должно стать непременной профессиональной обязанностью каждого педа- гога. Кто же снимет с детских плеч груз, образовавшийся от не- успехов в учении, отставания от сверстников, если этого не сде- лает учитель?»' Вопросы 1. Какое психологическое содержание вкладывает автор в по- нятие «радость учения» и в чем проявляется его влияние на ак- тивность психических процессов и свойств личности школьника. 2. Какие факторы, по вашему мнению, определяют радостное настроение в процессе учения школьника, дайте педагогическую оценку их значимости. 3. Докажите, что умение учителя вызвать у детей интерес к учению и радость учения, является важнейшим элементом его профессионального мастерства. Приведите примеры из ваших наб- людений. Задача 4 В советской психологии принято рассматривать общение как особую форму деятельности, направленную на информационное взаимодействие людей друг с другом. «Общение для психолога,— подчеркивает профессор Н. П. Ерастов,—это прежде всего зако- номерности протекания психической деятельности людей, общаю- щихся друг с другом с определенными целями и в определенных условиях бытовой, производственной, общественной, учебной и да- же игровой практической деятельности2. Для учителя-воспитателя общение с учащимися создает бла- гоприятное условие не только для получения необходимой инфор- мации об особенностях психической деятельности детей, но и для правильно-то понимания возрастной динамики их психического развития, внутреннего мира, без чего невозможно управление про- цессом воспитания, организация нравственно обоснованных форм воздействия на ум, чувства и волю школьника. Внимательно прочитайте рассказ педагога Т. Королевой и дайте ответы на вопросы. «Галина Алексеевна вышла из учительской и деловым шагом направилась к классу. Коридор почти опустел, и только у кабинета химии толпились ребята, окружив Маргариту Михайловну. ' Эисен Ф. Сотворение радости//Известия. — 1979. — 8 июня. 2 Ерастов Н. П, Психология общения.—Ярославль, 1979.—С. 28. 238 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|