Болотова А. К. и Молчанова О. Н. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 28477

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

является помочь старым людям организовать творческий и все же плодотворный вечер жизни. Так же, как для детей должна создаваться культура семьи, так и для старых людей должна существовать культура, возникающая в приютах и распространяемая ими. Дома для престарелых должны были бы стать центрами, в которых проходят доклады, концерты и творческие курсы, в них также могут участвовать и люди, живущие по соседству. Обе стороны могут выиграть от этого, у соседей был бы центр, где есть интересные вещи, и старые люди не потеряли бы контакт с живым миром вокруг них. Известно, что состояние здоровья активных старых людей лучше, чем у стариков, которые живут только радио и телевидением и не тратят сил на творческую деятельность» (с. 193). Совершенно ясно, что в такого рода учреждениях, как и в специальных консультациях для престарелых, необходимо использование приемов психотерапии и коррекции. Многочисленные факты творческого долголетия свидетельствуют о возможности такой коррекции или терапии. После 70 лет успешно работали известные ученые: П. Ламарк, М. Эйлер, К. Лаплас, Г. Галилей, И. Кант и др. Среди писателей и поэтов творческим потенциалом в поздние годы жизни отличались: В. Гюго, Ф. Вольтер, И. Бунин, Б. Шоу, В. Гете, Л. Н. Толстой. Многие музыканты и художники на протяжении всей жизни сохраняли способность к творчеству; создавали выдающиеся произведения в глубокой старости Дж. Верди, И. Стравинский, П. Пикассо, Ч. Чаплин (Гамезо и др., 1999).
Есть еще один существенный аргумент в пользу излагаемых здесь положений. У. Шайи четырежды на протяжении 28 лет (с 1956 по 1984) повторял тестирование части своей выборки (1357 человек), не выявив значимых различий по суммарной оценке развития основных умственных способностей между испытуемыми в возрасте от 25 до 53 лет. В интервале с 53 до 81 года было отмечено ухудшение суммарных показателей: между 60 и 74 годами примерно 33% выборки снизило свои основные умственные способности; в возрасте старше 81 года эта тенденция обнаружена у 40% выборки. Интересно отметить, что по сравнению с 74-летним возрастом за 7 последующих лет понижение интеллектуальных функций установлено лишь у менее чем половины испытуемых (Баттерворт, Харрис, 2000); более того, с помощью специально разработанной программы интеллектуальные показатели могут не подвергаться ухудшению.
Другим достижением подхода, ориентированного на изучение развития в продолжении всей жизни индивида, стала разработка идеи, что стареющие люди поддерживают свои интеллектуальные
521
возможности посредством их избирательной оптимизации (Balte, Baltes, 1990). Это означает, что пожилые стараются сосредоточить главные ресурсы на том, чем они овладели в совершенстве, сохраняя способности, на основе которых могут быть развиты новые или актуализированы прежние умения.
Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, позволяющие предупреждать или преодолевать деструктивные явления в пожилом и старческом возрасте. Активному долголетию стареющего человека способствует множество факторов, среди которых ведущими психологическими следует считать: развитие индивида как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и выраженной индивидуальности. Здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной регуляции образа жизни и деятельности (Гамезо и др., 1999).
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Составители и общая редакция: А. К. Болотова и О. Н. Молчанова
Редактор Е. В. Вальцифер
ИД № 01165 от 13 марта 2000 года
Подписано в печать 10.11.2004
Формат 60x90/16. Гарнитура «БалтикаССТ».
Бумага газетная. Печать офсетная.
Объем 33 печ. л. Тираж 5000 экз.
Заказ № 10754 (K-sm)
ООО «ЧеРо»
Редакционно-издательский отдел
115230, Москва, Электролитный пр-д., д. 10
тел./факс (095)317-9454
Отдел реализации
119899, Москва, ул. Акад. Хохлова, д. 11,
тел./факс (095)939-3493,
тел.: (095)939-4190
Отпечатано с диапозитивов заказчика на ФГУП
Смоленский полиграфический комбинат Федерального
агентства по печати и массовым коммуникациям.
214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1.

ПРЕДИСЛОВИЕ 7
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ 11
Выготский Л. С.
ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ 11
Леонтьев А. Н.
К ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА .................... 26
Элъконин Д. Б.
К ПРОБЛЕМЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ..................................... 34
Фрейд 3.
РАЗВИТИЕ ЛИБИДО И СЕКСУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ........... 49
Эриксон Э.
ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ КАРТА ................................. 59
Пиаже Ж.
ПРИРОДА ИНТЕЛЛЕКТА ................................... 65
Клюге К.-И.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ:
«ДУМАЯ, ДЕЛАТЬ ХОД КОНЕМ» .............................. 77
Хеллер К. А.
ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 83
Зинченко В. П., Моргунов Е. Б.
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ .......... 90
Абульханова-Славская К. А.
СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ ....................................... 96
Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И.
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ...... 106
Ананьев Б. Г.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА 115
Логинова Н. А.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ................ 122
Лейтес П. С.
ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНАМ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ .127
Шадриков В. Д.
МИР ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ....................... 136
Бабаева Ю. Д.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОДАРЕННОСТИ ..................... 153
Равич-Щербо И. В.
РОЛЬ СРЕДЫ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА .......................... s 161
Болотова А. К.
ВРЕМЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ ............... 168
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА 175
Арьес Филипп
НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ИГР ...................... 175
Бауэр Т.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА ....................... 181
Уайт Б.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ПОЛЗАНИЯ .............................. 186
Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюста А. А.
ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ГОДЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКА ................... 194
Пиаже Ж.
ТИПЫ И СТАДИИ РАЗГОВОРА МЕЖДУ ДЕТЬМИ
ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ ................................. 203
ЭльконинД. Б.
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА РОЛЕВОЙ ИГРЫ ..................... 212
РАЗВИТИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ .................. 219
ИГРА И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ .......................... 225
Гальперин IT. Я.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ....... 238
Божович Л. И.
ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ........ 244
Лисина М.И.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКАМИ 248
Давыдов В. В.
ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ........ 252

Дольто Ф.
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ...................................... 258
Мухина В. С.
ПЕРВИЧНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ БЫТИЕ .............. 264
Поддъяков Н. Н.
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА ............ 270
Запорожец А. В.
К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У РЕБЕНКА ................... 278
Гуткина Н. И.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ И «ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ» ......................... 292
Субботский Е. В.
ВСЕГДА ЛИ БЫЛА ШКОЛА? ................................. 298
Гансберг Э.
ТВОРЧЕСТВО И ИГРА ...................................... 304
4
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ 313
Эриксон Э.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ: ЭПИГЕНЕЗ ИДЕНТИЧНОСТИ ............... 313
КлеМ.
ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА ................................. 318
Байард Р. Т., Байард Дж.
ВАШ БЕСПОКОЙНЫЙ ПОДРОСТОК ........................... 331
Кон И. С.
САМОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗ «Я» .............................. 335
ЛичкоА. Е.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 340
Толстых А. В.
ПОДРОСТОК В НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППЕ ...................... 352
РАЗДЕЛ 4. ЗРЕЛОСТЬ 3 57
Юнг К. Г.
ЖИЗНЕННЫЙ РУБЕЖ ..................................... 357
Эриксон Э. Г.
ВОСЕМЬ ВОЗРАСТОВ ЧЕЛОВЕКА ............................. 366
Козлова Т. 3.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЛИЧНОСТИ .... 372
Кон И. С.
ПОСТОЯНСТВО И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ .................. 380
Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ .................. 384
Ливехуд Б.
ХОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ................................... 389
Аргайл М.
ВОЗРАСТ И ПОЛ .......................................... 410
Ниемеля П.
РАЗВИТИЕ И НОРМАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА.... 420
Шихи Г.
ПРЕДСКАЗУЕМЫЕ КРИЗИСЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА ............... 427
Ананьев Б. Г.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ВЗРОСЛОСТИ ........... 434
Братусь Б. С.
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ ....... 442
Петровская Л. А
К ВОПРОСУ О СВОЕОБРАЗИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЗРОСЛОГО ...... 450
5
РАЗДЕЛ 5. ПОЗДНИЙ ВОЗРАСТ 452
Александрова М. Д.
О ЗАКОНАХ ГЕРОНТОГЕНЕЗА ............................... 452
Давыдовский И. В.
НЕКОТОРЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ В ГЕРОНТОЛОГИИ ................................ 455
Кемпер И.
ЧТО ТАКОЕ СТАРЕНИЕ? .................................... 460
Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю.

ОПОСРЕДОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ САМОРЕГУЛЯЦИИ
ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ ......... 463
Краснова О. В.
СТЕРЕОТИПЫ ПОЖИЛЫХ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ ............... 469
Шапиро В. Д.
АДАПТАЦИЯ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА К РОЛИ ПЕНСИОНЕРА ...... 471
Шахматов Н. Ф.
ПСИХИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ. ПСИХИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В СТАРОСТИ ... 480
Анциферова Л. И.
ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА: ТИПЫ СТАРЕНИЯ
И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ... 491
Тора К. Биксон, Петиция Энн Пепло, Карен С. Рук
и Жаклин Д. Гудчайлдс
ЖИЗНЬ СТАРОГО И ОДИНОКОГО ЧЕЛОВЕКА .................. 507
Бороздина Л. В., Молчанова О. Н.
САМООЦЕНКА В СТАРОСТИ ................................. 514



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Миронова М. ПОСТРОЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ/РЕГРЕССИИ В ХРИСТИАНСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Главный Редактор. Использование здоровьесберегающих технологий в средней группе (из опыта работы)
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Шестакова Юлия Ивановна. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Петрович Татьяна Юрьевна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
  • Яхина Галина Александровна. Значение пальчиковых игр в жизни современного дошкольника
  • Ольга Косинова. Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Соловьева Ирина Геннадьевна. Психическое здоровья детей дошкольного возраста
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Пашукова Т. и др. ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь