|
Болотова А. К. и Молчанова О. Н. Психология развития.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 28477
Автор: Болотова А. К. и Молчанова О. Н.
Название: Психология развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке является помочь старым людям организовать творческий и все же плодотворный вечер жизни. Так же, как для детей должна создаваться культура семьи, так и для старых людей должна существовать культура, возникающая в приютах и распространяемая ими. Дома для престарелых должны были бы стать центрами, в которых проходят доклады, концерты и творческие курсы, в них также могут участвовать и люди, живущие по соседству. Обе стороны могут выиграть от этого, у соседей был бы центр, где есть интересные вещи, и старые люди не потеряли бы контакт с живым миром вокруг них. Известно, что состояние здоровья активных старых людей лучше, чем у стариков, которые живут только радио и телевидением и не тратят сил на творческую деятельность» (с. 193). Совершенно ясно, что в такого рода учреждениях, как и в специальных консультациях для престарелых, необходимо использование приемов психотерапии и коррекции. Многочисленные факты творческого долголетия свидетельствуют о возможности такой коррекции или терапии. После 70 лет успешно работали известные ученые: П. Ламарк, М. Эйлер, К. Лаплас, Г. Галилей, И. Кант и др. Среди писателей и поэтов творческим потенциалом в поздние годы жизни отличались: В. Гюго, Ф. Вольтер, И. Бунин, Б. Шоу, В. Гете, Л. Н. Толстой. Многие музыканты и художники на протяжении всей жизни сохраняли способность к творчеству; создавали выдающиеся произведения в глубокой старости Дж. Верди, И. Стравинский, П. Пикассо, Ч. Чаплин (Гамезо и др., 1999).
Есть еще один существенный аргумент в пользу излагаемых здесь положений. У. Шайи четырежды на протяжении 28 лет (с 1956 по 1984) повторял тестирование части своей выборки (1357 человек), не выявив значимых различий по суммарной оценке развития основных умственных способностей между испытуемыми в возрасте от 25 до 53 лет. В интервале с 53 до 81 года было отмечено ухудшение суммарных показателей: между 60 и 74 годами примерно 33% выборки снизило свои основные умственные способности; в возрасте старше 81 года эта тенденция обнаружена у 40% выборки. Интересно отметить, что по сравнению с 74-летним возрастом за 7 последующих лет понижение интеллектуальных функций установлено лишь у менее чем половины испытуемых (Баттерворт, Харрис, 2000); более того, с помощью специально разработанной программы интеллектуальные показатели могут не подвергаться ухудшению. Другим достижением подхода, ориентированного на изучение развития в продолжении всей жизни индивида, стала разработка идеи, что стареющие люди поддерживают свои интеллектуальные 521 возможности посредством их избирательной оптимизации (Balte, Baltes, 1990). Это означает, что пожилые стараются сосредоточить главные ресурсы на том, чем они овладели в совершенстве, сохраняя способности, на основе которых могут быть развиты новые или актуализированы прежние умения. Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, позволяющие предупреждать или преодолевать деструктивные явления в пожилом и старческом возрасте. Активному долголетию стареющего человека способствует множество факторов, среди которых ведущими психологическими следует считать: развитие индивида как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и выраженной индивидуальности. Здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной регуляции образа жизни и деятельности (Гамезо и др., 1999). ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ Составители и общая редакция: А. К. Болотова и О. Н. Молчанова Редактор Е. В. Вальцифер ИД № 01165 от 13 марта 2000 года Подписано в печать 10.11.2004 Формат 60x90/16. Гарнитура «БалтикаССТ». Бумага газетная. Печать офсетная. Объем 33 печ. л. Тираж 5000 экз. Заказ № 10754 (K-sm) ООО «ЧеРо» Редакционно-издательский отдел 115230, Москва, Электролитный пр-д., д. 10 тел./факс (095)317-9454 Отдел реализации 119899, Москва, ул. Акад. Хохлова, д. 11, тел./факс (095)939-3493, тел.: (095)939-4190 Отпечатано с диапозитивов заказчика на ФГУП Смоленский полиграфический комбинат Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1. ПРЕДИСЛОВИЕ 7 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ 11 Выготский Л. С. ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ 11 Леонтьев А. Н. К ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА .................... 26 Элъконин Д. Б. К ПРОБЛЕМЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ..................................... 34 Фрейд 3. РАЗВИТИЕ ЛИБИДО И СЕКСУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ........... 49 Эриксон Э. ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ КАРТА ................................. 59 Пиаже Ж. ПРИРОДА ИНТЕЛЛЕКТА ................................... 65 Клюге К.-И. ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ: «ДУМАЯ, ДЕЛАТЬ ХОД КОНЕМ» .............................. 77 Хеллер К. А. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 83 Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ .......... 90 Абульханова-Славская К. А. СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ ....................................... 96 Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ...... 106 Ананьев Б. Г. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА 115 Логинова Н. А. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ................ 122 Лейтес П. С. ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНАМ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ .127 Шадриков В. Д. МИР ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ....................... 136 Бабаева Ю. Д. ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОДАРЕННОСТИ ..................... 153 Равич-Щербо И. В. РОЛЬ СРЕДЫ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА .......................... s 161 Болотова А. К. ВРЕМЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ ............... 168 РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА 175 Арьес Филипп НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ИГР ...................... 175 Бауэр Т. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА ....................... 181 Уайт Б. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ПОЛЗАНИЯ .............................. 186 Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюста А. А. ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ГОДЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКА ................... 194 Пиаже Ж. ТИПЫ И СТАДИИ РАЗГОВОРА МЕЖДУ ДЕТЬМИ ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ ................................. 203 ЭльконинД. Б. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА РОЛЕВОЙ ИГРЫ ..................... 212 РАЗВИТИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ .................. 219 ИГРА И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ .......................... 225 Гальперин IT. Я. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ....... 238 Божович Л. И. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ........ 244 Лисина М.И. РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКАМИ 248 Давыдов В. В. ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ........ 252 Дольто Ф. ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ...................................... 258 Мухина В. С. ПЕРВИЧНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ БЫТИЕ .............. 264 Поддъяков Н. Н. НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА ............ 270 Запорожец А. В. К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У РЕБЕНКА ................... 278 Гуткина Н. И. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ И «ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ» ......................... 292 Субботский Е. В. ВСЕГДА ЛИ БЫЛА ШКОЛА? ................................. 298 Гансберг Э. ТВОРЧЕСТВО И ИГРА ...................................... 304 4 РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ 313 Эриксон Э. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ: ЭПИГЕНЕЗ ИДЕНТИЧНОСТИ ............... 313 КлеМ. ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА ................................. 318 Байард Р. Т., Байард Дж. ВАШ БЕСПОКОЙНЫЙ ПОДРОСТОК ........................... 331 Кон И. С. САМОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗ «Я» .............................. 335 ЛичкоА. Е. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 340 Толстых А. В. ПОДРОСТОК В НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППЕ ...................... 352 РАЗДЕЛ 4. ЗРЕЛОСТЬ 3 57 Юнг К. Г. ЖИЗНЕННЫЙ РУБЕЖ ..................................... 357 Эриксон Э. Г. ВОСЕМЬ ВОЗРАСТОВ ЧЕЛОВЕКА ............................. 366 Козлова Т. 3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЛИЧНОСТИ .... 372 Кон И. С. ПОСТОЯНСТВО И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ .................. 380 Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ .................. 384 Ливехуд Б. ХОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ................................... 389 Аргайл М. ВОЗРАСТ И ПОЛ .......................................... 410 Ниемеля П. РАЗВИТИЕ И НОРМАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА.... 420 Шихи Г. ПРЕДСКАЗУЕМЫЕ КРИЗИСЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА ............... 427 Ананьев Б. Г. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ВЗРОСЛОСТИ ........... 434 Братусь Б. С. К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ ....... 442 Петровская Л. А К ВОПРОСУ О СВОЕОБРАЗИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЗРОСЛОГО ...... 450 5 РАЗДЕЛ 5. ПОЗДНИЙ ВОЗРАСТ 452 Александрова М. Д. О ЗАКОНАХ ГЕРОНТОГЕНЕЗА ............................... 452 Давыдовский И. В. НЕКОТОРЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ГЕРОНТОЛОГИИ ................................ 455 Кемпер И. ЧТО ТАКОЕ СТАРЕНИЕ? .................................... 460 Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. ОПОСРЕДОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ ......... 463 Краснова О. В. СТЕРЕОТИПЫ ПОЖИЛЫХ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ ............... 469 Шапиро В. Д. АДАПТАЦИЯ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА К РОЛИ ПЕНСИОНЕРА ...... 471 Шахматов Н. Ф. ПСИХИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ. ПСИХИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В СТАРОСТИ ... 480 Анциферова Л. И. ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА: ТИПЫ СТАРЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ... 491 Тора К. Биксон, Петиция Энн Пепло, Карен С. Рук и Жаклин Д. Гудчайлдс ЖИЗНЬ СТАРОГО И ОДИНОКОГО ЧЕЛОВЕКА .................. 507 Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. САМООЦЕНКА В СТАРОСТИ ................................. 514 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|