Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25959

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

конкретный вид деятельности, такой возможности не дает: через нее личность способна осмыслить эту отдельную деятельность как фрагмент жизни, но не более. Согласование различных видов деятельности в масштабах жизни требует особых смысловых структур, в опоре на которые личность может возвыситься над каждой отдельной деятельностью. По нашему мнению, в качестве такой структуры смысловой регуляции должен изучаться смысл жизни, поскольку он традиционно понимается как «вершинное» образование личности, которое иерархизирует все частные смысловые структуры [46; 144]. Центральность и обобщенность как системные свойства смысла жизни означают, что он подчиняет себе и в то же время консолидирует дробные структуры смысловой регуляции. Вполне закономерно, что с появлением смысла жизни в структуре смысловой сферы способность личности быть субъектом целостной системы деятельностей существенно увеличивается. Складывание смысла жизни в структуре смысловой сферы личности знаменует качественно новый этап развития субъекта. На этом этапе личность из субъекта отдельных видов деятельности переобразуется в субъекта жизни. Субъект жизни воспроизводит деятельности не в отрыве друг от друга, а в системном единстве, которое и есть человеческая жизнь.
Личность как субъект жизни соотносит каждую отдельную деятельность со смыслом жизни, благодаря чему устанавливает жизненный смысл различных видов деятельности. Жизненный смысл деятельности - это ее объективное значение и роль в реализации целостной жизнедеятельности личности; это ее функциональный смысл относительно смысла жизни личности. Деятельность может способствовать, препятствовать, либо одновременно приближать и удалять личность от главной линии реализации смысла жизни. Она может вписываться в главную линию жизни или противоречить ей. В конечном итоге объективное соотношение деятельности со смыслом жизни определяет жизненный смысл этой деятельности. Психологическая судьба деятельности зависит от ее жизненного смысла потому, что личность как субъект жизни поступает со своей деятельностью так, как того требует жизненный смысл. Функциональный смысл конкретной деятельности в контексте жизненного пути личности может быть позитивным, негативным или конфликтным. Соответственно личности как субъекту жизни приходится какими-то видами деятельности поступаться, а какие-то виды деятельности отстаивать. Во всяком случае, они выступают не как недвижимый бал-
193
ласт, но превращаются в объект активного отношения личности как субъекта жизни. На этом этапе соотношение личности и системы ее деятельностей объективно меняется: инвертируются в первую очередь отношения причины и следствия, «базиса и надстройки». Если раньше деятельности входили в личность в качестве ее основания и решали ее психологическую судьбу, то теперь личность способна вершить судьбу каждой отдельной деятельности, выбирая или отбрасывая ее как объективную часть своей жизни. Таким образом, личность как субъект жизни есть субъект системы деятельностей, из которых сплетается ее жизнь. Следует отметить, что задача интеграции отдельных видов деятельности есть первейшая задача личности как субъекта жизни. «Инвентаризация» и интеграция личностью своего деятель-ностного репертуара приводит к образованию нового системного единства - жизнедеятельности. Жизнедеятельность личности -это интегральная форма существования, репродукции и развития отдельных видов деятельности в масштабе человеческой жизни. Жизнедеятельность, вбирая отдельные виды деятельности, не поглощает их; жизнедеятельность «монтируется» личностью из этих видов деятельности как из строительных блоков. В структуре жизнедеятельности отдельные виды деятельности фигурируют в качестве дискретных «жизнедействий», а иногда - даже в качестве операций. Объективное значение частных видов деятельности как действий или операций в составе жизнедеятельности продиктовано соотношением собственных мотивов этих деятельностей со смыслом жизни. Психологическая структура жизнедеятельности такова, что динамические смысловые системы - собственные «мотивы» частных видов деятельности -пристегнуты к смыслу жизни и служат ему. Другими словами, они являются «мотивами-стимулами», «целями» и «задачами» по отношению к смыслу жизни. Если при реализации отдельных видов деятельности конечной задачей является достижение их собственных мотивов, то при осуществлении жизнедеятельности эта конечная задача становится промежуточным звеном на пути преследования смысла жизни. Отношение динамических смысловых систем отдельных видов деятельности к смыслу жизни обусловливает их функциональный смысл в контексте жизнедеятельности. Этим функциональным системным смыслом задается место и роль той или иной деятельности в жизни человека. Этим же смыслом мотивирована активность личности как субъекта жизни. Указанная активность выливается в форму субъектных дей-
194
ствии, направленных на связывание и организацию отдельных видов деятельности в структуре жизненного пути личности. Наконец, этот же смысл личность кладет в обоснование субъектных действий, направленных на упразднение некоторых видов деятельности как несоответствующих смысложизненной необходимости.
Итак, объективное соотношение жизнедеятельности с отдельными видами деятельности копирует соотношение самостоятельной деятельности с действиями и операциями. Психологическое соотношение смысла жизни с динамическими системами смыслов отдельных видов деятельности уподобляется соотношению ведущего мотива с целями и задачами частной деятельности. Статус отдельной деятельности в структуре жизнедеятель-ности личности определяется тем смыслом, который эта деятельность снискала в контексте реализации смысла жизни. Смысловые связи, исходящие от смысла жизни к отдельным видам деятельности, стягивают их как составляющие жизнедеятельность единицы. Смысл жизни при этом выступает в качестве собственного «мотива», выделяющего жизнедеятельность как самостоятельную форму активности личности.
Жизнедеятельность личности всецело повернута на реализацию смысла жизни. Поэтому ее можно определить следующим образом: жизнедеятельность - это интегральная форма активности личности, которая направлена на созидание жизненного пути в соответствии с индивидуальным смыслом жизни. В то время как частные виды деятельности принадлежат личности как субъекту деятельности, жизнедеятельность принадлежит личности как субъекту жизни. Субъектом дискретной деятельности личность становится за счет динамической смысловой системы, которая регулирует данную деятельность. Аналогичным образом смысл жизни - динамическая смысловая система регуляции жизнедеятельности - конституирует личность как субъекта жизни.
Можно сказать, что в смысле жизни запрограммирован идеальный проект потребного личности жизненного пути. В исследованиях Б.С.Братуся обсуждается одна очень интересная функция смысловых образований - функция проектирования будущего [46]. Но какое будущее запроектировано в смысловых структурах личности - прогноз развития наличных условий жизни или набросок потребного будущего? Исследователи склоняются к мысли, что смысловые структуры содержат в себе не прогноз развития реальных событий, а образ желательного и должного изменения
195
действительности [144; 164]. Этот образ побуждает личность к практическому преобразованию действительности и усиливает смысловую необходимость этих преобразований. Диалектика взаимодействия личности с обстоятельствами жизни такова: в процессе жизнедеятельности обстоятельства жизни превращаются личностью в жизненный путь в соответствии с тем, как этого требует смысл жизни.
В деятельности личность преобразует какой-то определенный сегмент своего жизненного мира; посредством жизнедеятельности жизненный мир личности преображается целиком. Всякая единичная деятельность осуществляет определенное жизненное отношение; жизнедеятельность предполагает воспроизводство индивидуальной жизни во всем богатстве жизненных отношений. Неслучайно жизненный путь личности определяется как форма динамики ее жизненного мира [55; 144].
Таблица 2
Параметры оценки Личность как субъект деятельности Личность как субъект жизни (жизнедеятельности)
Результат деятельности Продукт деятельности Жизненный путь личности
Ведущая структура смысловой регуляции Динамическая смысловая система, релевантная деятельности Смысл жизни как динамическая смысловая система, релевантная жизнедеятельности
Предмет субъектных действий Дискретная деятельность, составляющие ее действия и операции Связная система дея-тельностей или жизнедеятельность
Масштаб взаимодействия с жизненным миром Преобразование определенного модуса жизненных отношений Преобразование жизненного мира как нерасторжимой целостности
Активность личности как субъекта жизни также ориентирована совершенно особым образом. Как уже отмечалось выше, эта активность принимает форму субъектных действий, квантуется на дискретные акты воздействия личности на свою деятельность и саму себя как внутренний план этой деятельности. Но совпадает ли объект субъектных действий в тех случаях, когда личность выступает как субъект деятельности и субъект жизнедеятельности? Совпадает, но только отчасти. В первом случае
196



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Ткачёва Евдокия Ахметовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Корелина Людмила Николаевна. Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Александрова Надежда Павловна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Егор Горд. Саморазвитие личности. С чего начать?
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Притча «Смысл жизни»
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Бабынина Т.Н., Бурмицкая Н.Н., Мороз Е.А.. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
  • Ярмонова Галина Ивановна. «Познавательно-исследовательская деятельность – как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Гульнур Валиуллина. Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Ларионова Ирина Александровна. «Подвижная игра в жизни дошкольника»
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • А. А. Ткаченко. Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения. Монография. - А. Ткаченко



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь