|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379488
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Когда Марсия и Том поженились, у Марсии уже было двое детей — девятилетний Бен и семилетняя Дора, — которых она последние три года растила одна. Когда Марсия и Том были детьми, за дисциплину в их семьях отвечали отцы, да и при первом замужестве Марсии эти обязанности были возложены на ее мужа, поэтому она попросила Тома следить за поведением детей. Он с радостью согласился, поскольку считал, что Марсия относится к ним слишком снисходительно. Но стоило ему сделать детям замечание, как те сразу же бежали к матери жаловаться. После этого Марсия и Том обычно ссорились; Марсия защищала детей и обвиняла Тома в том, что он их не любит; Том чувствовал себя чужим в семье, и ему казалось, что его предали. После одной особенно серьезной ссоры Марсия повела мужа к консультанту по семейным проблемам. Психотерапевт указал на то, что Том пытался управлять поведением детей, не установив с ними хороших отношений и плохо представляя себе, чего можно ожидать от детей такого возраста. Кроме того, психотерапевт подчеркнул, что в повторном браке нельзя просто скопировать порядок, существовавший в старой семье, где за дисциплину отвечал мужчина. Он предложил, чтобы вопросами дисциплины занималась Марсия, а Том только помогал ей и в то же время старался подружиться с детьми, занимаясь с ними их любимыми делами. Консультант также порекомендовал, чтобы Марсия и Том вместе посещали лекции для родителей и читали литературу по вопросам, связанным с жизнью семей, где есть дети от первого брака. В течение следующих нескольких месяцев Марсия и Том несколько раз посещали консультанта, и постепенно их отношения с детьми, да и вся семейная атмосфера, изменились в лучшую сторону.
Источник: Visher, J.H., & Visher, E.B. (1992, January). Parenting in stepfamilies. Harvard Mental Health Letter. Авторитарный подход: метод руководства поведением других людей посредством жестких, необъясняемых правил. Вседозволенность: метод руководства поведением, отрицающий дисциплину. Демократичный подход: метод руководства поведением, при котором правила и требования объясняются и логически обосновываются. Стиль воспитания детей Психолог Дайана Баумринд (Diana Baumrind, 1967, 1970) описывает три стиля воспитания детей. Вспомните свое детство. Как вас воспитывали ваши родители? Стиль воспитания — это способ управления человеческим поведением. Должны ли вы были подчиняться строгим правилам, установленным родителями? Если родители отдавали вам приказы без всяких объяснений, значит, они придерживались авторитарного подхода. Примером авторитарного подхода воспитания может послужить следующая ситуация: мать или отец велит ребенку надеть варежки и на его вопрос «Зачем?» отвечает: «Потому что я сказал!» Если ребенок не подчиняется, то ему насильно натягивают варежки и шлепают за непослушание. С помощью этого же метода родители добиваются того, чтобы ребенок съедал все, что они считают нужным, вовремя ложился спать, делился игрушками с другими детьми и выполнял работу по дому. Ребенку не предоставляется никакого выбора. В авторитарной семье родители сами принимают все решения и добиваются их выполнения с помощью применения силы и наказаний. Не исключено, что в вашей семье была гораздо более свободная и непринужденная атмосфера. Такой подход к воспитанию, когда дисциплина в семье слабая или вообще отсутствует, называется вседоз-воленностью. Если ваши родители придерживались этого стиля воспитания, то они почти не устанавливали для вас правил, ограничений или запретов. Если вернуться к приведенному выше примеру, то в случае вседозволенности родители спрашивают ребенка: «Как ты думаешь, не надеть ли тебе сегодня варежки?» и независимо от погоды разрешают ему поступить так, как он хочет. Точно так же ребенку позволяется по собственному желанию выбирать, что он будет есть, когда ложиться спать и в каких делах семьи участвовать, а в каких — нет. Нередко такого стиля воспитания придерживаются родители, которые сами выросли в авторитарной обстановке. Они выбирают вседозволенность, потому что отвергают тот стиль, в котором воспитывали их самих, и хотят выразить протест против методов своих родителей. Некоторые родители боятся вступать в конфронтацию со своими детьми. Другие считают, что дети должны учиться на собственных ошибках. Кроме перечисленных случаев, этот стиль часто выбирают родители, которые слишком заняты или мало интересуются своими детьми. Как авторитарность, так и вседозволенность при воспитании являются крайностями. Большинство американских родителей выбирают «золотую середину». Если вы выросли в Соединенных Штатах, то, скорее всего, обстановка в вашей семье была демократичной. В демократичной семье существуют правила и запреты для детей, но обычно их введение сопровождается объяснениями. Ребенку советуют надеть варежки, потому что на улице холодно, или ложиться спать, потому что после хорошего отдыха он будет лучше себя чувствовать. Если ребенок сможет найти убедительные основания, чтобы не подчиняться какому-нибудь правилу, то родители выслушают его и, возможно, сделают на этот раз исключение. Демократичный подход направлен на то, чтобы дети научились сами управлять своим поведением. Однако не во всех культурах детская самостоятельность считается ценным качеством. В одном из племен майя в южной Мексике, которое называется зинакантеко, от детей требуется безоговорочное послушание. Американцам, которым пришлось учиться у зинакантекских учителей, было очень трудно привыкнуть к их авторитарному стилю обучения. Вот как одна студентка колледжа описывает проблемы, возникшие, когда она училась ткать у женщины из этого племени: Когда я училась ткачеству у Тоник, старой женщины из племени зинакантеко, даже после двух месяцев так называемого обучения, которое я скорее назвала бы пассивным наблюдением, мне так и не было позволено прикоснуться к станку, я стала испытывать всё возрастающее нетерпение. Тоник много раз обращала мое внимание на технически сложные моменты или, закончив какую-либо операцию, говорила: «Ты видела, как я это сделала. Значит, ты тоже научилась». Мне хотелось закричать в ответ: «Ничему я не научилась! Я ведь не пробовала сделать это сама». Однако, когда она наконец решила, что я готова к тому, чтобы сесть за станок, моя неопытность и неуклюжесть вызвала у нее замечания типа «Cabeza de polio!» (дурья голова), «Ты не смотрела, как я это делала! Ты не научилась!» (Turok, 1972, р. 1-2) Авторитарный стиль воспитания часто применяется в семьях американцев азиатского и латиноамериканского происхождения. Поскольку в большинстве американских школ принят демократичный стиль обучения, учащиеся из авторитарных семей испытывают в демократичной обстановке школы трудности, подобные тем, с которыми столкнулась американская студентка, вынужденная привыкать к авторитарной среде. В американской школе придается особое значение независимости и самостоятельности учащихся, и молодежь из семей, где целью воспитания является послушание и конформизм, может оказаться в невыгодном положении (Steinberg and others, 1992). С изменением культурной среды установки, связанные с методами воспитания, могут меняться. Гринфилд (Greenfield, 1992) отметил, что хотя в Корее строгость родителей (авторитарный подход) и считается знаком их любви к детям, американские и канадские подростки корейского происхождения не приемлют подобной строгости. Упражнение 6.2 Определите, какой стиль воспитания отражен в каждом из приведенных ниже примеров: авторитарность, вседозволенность или демократичность. а. Ким обычно ложится спать в 8 часов. Накануне Дня всех святых (1 ноября) она попросила у матери разрешения лечь спать попозже, потому что хотела посмотреть по телевизору предпраздничную программу. Поскольку на следующее утро Ким не надо было рано вставать, мать позволила ей лечь на полчаса позже. __________________________________ б. Карлосу положено каждый вечер с 7 до 9 часов учить уроки. В это время ему не разрешается звонить по телефону или отвечать на звонки. Вчера вечером он во время занятий позвонил другу, чтобы узнать, какие страницы учебника были заданы по обществоведению. В наказание отец запретил Карлосу пользоваться телефоном до конца месяца и не пожелал слушать никаких объяснений. ___________________________________ в. Нельсон хочет пригласить друга на ужин сегодня вечером. Мать объясняет ему, что на ужин будут свиные отбивные, которых хватит только на членов семьи. Она предлагает Нельсону пригласить друга на следующий день, поскольку отец собирается завтра приготовить на ужин большое блюдо спагетти. ________________.____________________ г. Джули раскидывает игрушки по всему дому. Родители часто спотыкаются о валяющиеся на полу игрушки, но ничего не говорят, потому что считают, что Джули должна сама решать, надо ли ей убирать игрушки. _______ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД Первый этап развития начинается с момента зачатия. Сравнительный анализ скорости роста человека в течение всей жизни показывает, что самый быстрый рост (в процентном отношении) происходит в период от зачатия до рождения. Поэтому невозможно переоценить значение соблюдения правил гигиены беременности. Состояние здоровья беременной женщины оказывает заметное влияние на будущую жизнь ребенка, которого она вынашивает. Такие болезни, как краснуха, сифилис, туберкулез и некоторые виды гриппа, могут оказывать на плод вредное воздействие, поэтому необходимо их своевременное и правильное лечение. Если мать является носителем вируса синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа), то плод может быть инфицирован этим вирусом. Дети, внутриутробно инфицированные СПИДом, иногда рождаются с уродствами головы и лица (Marion, Wiznia, Hutcheon, and Rubinstein, 1986). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|