Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52697

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2) работой самой по себе - недостаточное использование навыков и способностей; субъективное отношение к работе как неинтересной; монотонная работа, особенно на постоянно движущемся конвейере; перегрузка должностными обязанностями (как качественная, так и количественная), в целом включающая несоответствие требований труда и имеющихся ресурсов (времени, обученносга и навыков рабочего, технологии, организационной структуры и
т.п.);
3) сменной работой - фиксированная вечерняя смеиа и чередование смен, которые затрагивают синхронизированные во времени физиологические функции, а также приводят к затруднениям в осуществлении ролевого поведения (например, роль супруга или родителя) <>;
4) руководством - требования к работе, которые не вполне ясны или конфликтуют (неопределенность роди и ролевой конфликт); жесткий контроль и отсутствие автономии; недостаток обратной связи со стороны руководства; наличие проблем мевду подчиненным и руководителем;
5) особенностями организации - работа в периферийных отделах организации;
6) зарплатой и продвижением по службе - неадекватное материальное вознаграждение; отношение к перспективам продашкения по службе как несправедливым или слишком медленным. В перечисленных сводаых данных отмеченные зависимости в целом выражены сильнее для показателей удовлетворенностью
168
ныо, самооценки, напряжения и других аналогичных: проявлений, а для индикаторов психического здоровья, полученных по опросникам психиатрических симптомов, - намного слабее.
Исходя из такого рода данных, Locke (I976) дал следующую характеристику "желательных" условий труда:
1) работа представляет собой интеллектуальный запрос к исполнителю (с которым он может справиться), что приводит к вовлеченности в процесс труда и личностной заинтересованности;
2) работа не должна быть слишком утомительной;
3) вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям;
4) условия труда должны быть совместимыми с физическими потребностями и содействовать трудовым целям;
5) работа должна вести к высокой самооценке;
6) факторы, действующие на рабочем месте, должны помочь достижению значимости труда.
В данных о связи удовлетворенности трудом и показателями психического здоровья о6Fiapуживается определенная зависимость, которую в первом приближении можно охарактеризовать следующим образом:
1) поведенческие индикаторы (по данным самоотчетов), такие, как употребление наркотиков и алкоголя, курение, связаны незначительно с удовлетворенностью трудом;
2) отчужденность в труде, как правило, не распространяется на другие сферы жизни;
3) показатели, основанные на соматических жалобах и симптомах, в целом низко коррелируют с удовлетворенностью трудом (на уровне г = О Л 0-0,30);
4) оценки аффективных проявлений (тревожность-напряжение, депрессия, раздражительность) устойчиво дают достаточно высокую корреляцию с удовлетворенностью трудом, тогда как показатели "личного счастья" и общей удовлетворенности жизнью обнаруживали тенденцию к более сильной связи, но только в конце 40- х годов.
Интересно указать на отсутствие каких-либо доказательств того, что недостаток удовлетворенности в одной сфере жизни компенсируется особенно сильным удовольствием или наслаждением в другой, во всяком случае в том смысле, что ни в одном из исследований не была показана отрицательная связь мезвду парами признаков удовлетворенности или показателей психического здоровья. Одно из возражений по отношению к приведенной общей характеристике результатов состоит в том, что при рассмотрении ис-
169
ходной информации по исследованиям, проведенным на обширных репрезентативных выборках, скрываются многочисленные источники вариабельности, зависящей от того, какой вид труда рассматривается авторами. В соответствии с этим я кратко проанализирую три группы исследований, в большей мере отражающие специфику ситуаций:
1) исследования психического здоровья у необученных и малообу-ченных рабочих, "голубых воротничков", и некоторые связанные с ним направления исследований (расширение сферы труда, отчужденность);
2) исследования ролевого стресса, ролевого конфликта и перегрузки, которые, прежде всего, включают данные по выборкам "белых воротничков" и/или менеджеров;
3) исследования взаимодействия личности и трудовой среды.
Как отдельная группа, "голубые воротнички" заметно не отличаются от остальных представителей популяции американских служащих по характеру соматических жалоб, оценкам своего физического здоровья, депрессии, самооценке, интересам и удовлетворенности жизнью. Наибольшее различие среди названных шкал было получено по последнему показателю, значение которого со стандартным отклонением 0,29 ниже среднего по всей выборке. Удовлетворенность трудом у "голубых воротничков" меньше, чем общее среднее, со стандартным отклонением всего лишь менее 0,2 . В целом подавленность "голубых воротничков" не является непосредственной функцией их труда, а, скорее, определенной характеристикой рабочих (например, черные рабочие моложе 30 лет или лица, получившие образование в колледже, до 30 лет) и их описания/восприятия своей работы.
Основной интерес среди "голубых воротничков" высылали рабочие, выполняющие однообразную работу, как правило, в навязанном темпе и требующую несложных навыков. Задачи, требующие бдительности независимо от степени их трудности вызывают пойы-шепне уровня адреналина. Это особенно четко проявляется в случае выполнения задач в навязанном темпе, которые предполагают наличие отработанного навыка принятия решений за короткие интервалы времени (Frankcnhauser & Gardell, 1976),
В ряде исследований показано, что у работающих в навязанном темпе "голубых воротничков11 психическое здоровье ослаблено. Например, Kornhauser (1965) обнаружил, что только у 13% таких рабочих психическое здоровье "хорошее" в отличие от 29% среди других категорий малообученных рабочих, занятых однообразным трудом. В шведском обследовании показано, что у рабочих, выполняющих контролируемую техническими средствами монотонную работу (Gardcll, 1971), снижены показатели психического здоровья (по об-
170
щей удовлетворенности жизнью, самооценке и компетентности, психосоматической симптоматике) и удовлетворенности трудом {в частности восприятие работы как интересной, постоянный контроль во время работы) - в качестве контрольных групп были привлечены мастера и рабочие, обслуживающие сложные механические устройства.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь