Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52327

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2) работой самой по себе - недостаточное использование навыков и способностей; субъективное отношение к работе как неинтересной; монотонная работа, особенно на постоянно движущемся конвейере; перегрузка должностными обязанностями (как качественная, так и количественная), в целом включающая несоответствие требований труда и имеющихся ресурсов (времени, обученносга и навыков рабочего, технологии, организационной структуры и
т.п.);
3) сменной работой - фиксированная вечерняя смеиа и чередование смен, которые затрагивают синхронизированные во времени физиологические функции, а также приводят к затруднениям в осуществлении ролевого поведения (например, роль супруга или родителя) <>;
4) руководством - требования к работе, которые не вполне ясны или конфликтуют (неопределенность роди и ролевой конфликт); жесткий контроль и отсутствие автономии; недостаток обратной связи со стороны руководства; наличие проблем мевду подчиненным и руководителем;
5) особенностями организации - работа в периферийных отделах организации;
6) зарплатой и продвижением по службе - неадекватное материальное вознаграждение; отношение к перспективам продашкения по службе как несправедливым или слишком медленным. В перечисленных сводаых данных отмеченные зависимости в целом выражены сильнее для показателей удовлетворенностью
168
ныо, самооценки, напряжения и других аналогичных: проявлений, а для индикаторов психического здоровья, полученных по опросникам психиатрических симптомов, - намного слабее.
Исходя из такого рода данных, Locke (I976) дал следующую характеристику "желательных" условий труда:
1) работа представляет собой интеллектуальный запрос к исполнителю (с которым он может справиться), что приводит к вовлеченности в процесс труда и личностной заинтересованности;
2) работа не должна быть слишком утомительной;
3) вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям;
4) условия труда должны быть совместимыми с физическими потребностями и содействовать трудовым целям;
5) работа должна вести к высокой самооценке;
6) факторы, действующие на рабочем месте, должны помочь достижению значимости труда.
В данных о связи удовлетворенности трудом и показателями психического здоровья о6Fiapуживается определенная зависимость, которую в первом приближении можно охарактеризовать следующим образом:
1) поведенческие индикаторы (по данным самоотчетов), такие, как употребление наркотиков и алкоголя, курение, связаны незначительно с удовлетворенностью трудом;
2) отчужденность в труде, как правило, не распространяется на другие сферы жизни;
3) показатели, основанные на соматических жалобах и симптомах, в целом низко коррелируют с удовлетворенностью трудом (на уровне г = О Л 0-0,30);
4) оценки аффективных проявлений (тревожность-напряжение, депрессия, раздражительность) устойчиво дают достаточно высокую корреляцию с удовлетворенностью трудом, тогда как показатели "личного счастья" и общей удовлетворенности жизнью обнаруживали тенденцию к более сильной связи, но только в конце 40- х годов.
Интересно указать на отсутствие каких-либо доказательств того, что недостаток удовлетворенности в одной сфере жизни компенсируется особенно сильным удовольствием или наслаждением в другой, во всяком случае в том смысле, что ни в одном из исследований не была показана отрицательная связь мезвду парами признаков удовлетворенности или показателей психического здоровья. Одно из возражений по отношению к приведенной общей характеристике результатов состоит в том, что при рассмотрении ис-
169
ходной информации по исследованиям, проведенным на обширных репрезентативных выборках, скрываются многочисленные источники вариабельности, зависящей от того, какой вид труда рассматривается авторами. В соответствии с этим я кратко проанализирую три группы исследований, в большей мере отражающие специфику ситуаций:
1) исследования психического здоровья у необученных и малообу-ченных рабочих, "голубых воротничков", и некоторые связанные с ним направления исследований (расширение сферы труда, отчужденность);
2) исследования ролевого стресса, ролевого конфликта и перегрузки, которые, прежде всего, включают данные по выборкам "белых воротничков" и/или менеджеров;
3) исследования взаимодействия личности и трудовой среды.
Как отдельная группа, "голубые воротнички" заметно не отличаются от остальных представителей популяции американских служащих по характеру соматических жалоб, оценкам своего физического здоровья, депрессии, самооценке, интересам и удовлетворенности жизнью. Наибольшее различие среди названных шкал было получено по последнему показателю, значение которого со стандартным отклонением 0,29 ниже среднего по всей выборке. Удовлетворенность трудом у "голубых воротничков" меньше, чем общее среднее, со стандартным отклонением всего лишь менее 0,2 . В целом подавленность "голубых воротничков" не является непосредственной функцией их труда, а, скорее, определенной характеристикой рабочих (например, черные рабочие моложе 30 лет или лица, получившие образование в колледже, до 30 лет) и их описания/восприятия своей работы.
Основной интерес среди "голубых воротничков" высылали рабочие, выполняющие однообразную работу, как правило, в навязанном темпе и требующую несложных навыков. Задачи, требующие бдительности независимо от степени их трудности вызывают пойы-шепне уровня адреналина. Это особенно четко проявляется в случае выполнения задач в навязанном темпе, которые предполагают наличие отработанного навыка принятия решений за короткие интервалы времени (Frankcnhauser & Gardell, 1976),
В ряде исследований показано, что у работающих в навязанном темпе "голубых воротничков11 психическое здоровье ослаблено. Например, Kornhauser (1965) обнаружил, что только у 13% таких рабочих психическое здоровье "хорошее" в отличие от 29% среди других категорий малообученных рабочих, занятых однообразным трудом. В шведском обследовании показано, что у рабочих, выполняющих контролируемую техническими средствами монотонную работу (Gardcll, 1971), снижены показатели психического здоровья (по об-
170
щей удовлетворенности жизнью, самооценке и компетентности, психосоматической симптоматике) и удовлетворенности трудом {в частности восприятие работы как интересной, постоянный контроль во время работы) - в качестве контрольных групп были привлечены мастера и рабочие, обслуживающие сложные механические устройства.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихонов В. Теория ошибок.
  • 10 главных ошибок в жизни
  • Цыбулько И.П. ЕГЭ 2013. Русский язык. Задания, решения, типичные ошибки
  • Выборнов А.В. Словарь типичных ошибок английского языка
  • Интерпретация; interpretation
  • Притча «Не казни себя»
  • Дубнов Я.С. Ошибки в геометрических доказательствах
  • Бабанская Татьяна Сергеевна. Ошибки взрослых при обучении детей основам безопасности.
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Самусенко А.В., Казаченок В.В. Математика. Типичные ошибки абитуриентов
  • Притча «Информационный наставник»
  • К чему снятся осы
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Райх В. О технике интерпретации и анализа сопротивления
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. (Анализ характерных ошибок поступающих во втузы.)
  • К чему снятся блохи
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • К чему снится ругаться
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними
  • Слухи. Почему верят слухам.
  • К чему снится комната
  • Тип; Туре
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Гринсон Ральф Ромео - Техника и практика психоанализа
  • Шпет Г. СОЗНАНИЕ И ЕГО СОБСТВЕННИК
  • Козлова М.Ф.. Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • К чему снится зеркало?
  • К чему снятся глаза?
  • Кое-что об отношениях людей
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки
  • Ищенко Лилия. Педагогический проект месяца по реализации задач образовательной области: «Безопасность»
  • К чему снится любимый человек
  • Симбиоз; Symbiosis



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь